Воронеж. 10.06.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – Очередной рейтинг влиятельности персон Воронежской области показал, что региону мало полутора лет, чтобы забыть своего бывшего руководителя и нынешнего вице-премьера Алексея Гордеева. Его фигура не сходит со страниц местных изданий, а имя то и дело срывается с уст политических и бизнес-фигур. И если в прошлый раз «Абирег» рассказал о положении дел в «золотой сотне» в тексте под заголовком «Воронеж остается в тени Алексея Гордеева», то в этот раз логично было бы его назвать «Воронеж до сих пор не вышел из тени Алексея Гордеева». Это «Абирег» и сделал.
Такой вывод напрашивается в связи с тем, что перебравшийся из региона в Москву в конце декабря 2017 года Алексей Гордеев сохранил лидерство в Рейтинге влиятельности персон Воронежской области. Как и в предыдущем рейтинге, он вновь обогнал губернатора Александра Гусева, утвердившегося в должности по результатам выборов в сентябре 2018-го. Предшествовавшая тому избирательная кампания, опиравшаяся на создание в регионе Особой экономической зоны, а также последующие решительные шаги «наследника» по формированию собственной команды не смогли перевесить чашу весов в его сторону. Эксперты считают такое положение дел нормальным, а будущую перемену мест – очевидной. Скорее всего, он будет идти медленнее, чем хотелось бы сторонникам Александра Гусева, в силу неснижаемого интереса к работе Алексея Гордеева в федеральных органах власти, в которые перебрались некоторые из его сторонников, например, нынешний замминистра экологии Владимир Логинов, впервые оказавшийся в Рейтинге влиятельности на 27-м месте.
Несмотря на ту самую пресловутую тень Алексея Гордеева, Александр Гусев стал лидером среди самых влиятельных публичных людей Воронежской области. Это подтверждается новыми аспектами методики подготовки Рейтинга влиятельности, которые «Абирег» ввел впервые. Экспертам было предложено оценить не только уровень влиятельности, но и ее тип. Типа было предложено четыре. Публичный тип влияния объясняется открытостью фигуры и четкой взаимосвязью его действий и положения дел. Теневое влияние, напротив, свойственно тем акторам, чьи нити неосязаемы, а действия скрытны. Формальное влияние обусловлено должностью, а не непосредственными компетенциями и чертами характера, а финансовое – деньгами и активами, которые находятся в распоряжении того или иного деятеля. Естественно, некоторых участников рейтинга можно отнести сразу к двум типам влияния. В таких случаях основной тип влияния оценивался по большинству голосов экспертов. Так, и Александр Гусев, и Алексей Гордеев были отнесены к публичным акторам. Но губернатора к ним относили чаще. Вероятно, это было обусловлено тем, что Алексей Гордеев снизил уровень непосредственного и личного влияния на регион и делает это через «своих людей».
Одним из ярких представителей людей Гордеева в региональной элите является первый зампред правительства и вице-губернатор Виталий Шабалатов. Его стремительная карьера, усилившаяся утверждением в должности «номер два» после выборов Александра Гусева, дала ему толчок и поместила на 3-е место в новой версии Рейтинга влиятельности (в предыдущей он довольствовался позицией за пределами первой десятки – 13-м местом). Фигура Шабалатова, который на теме обманутых дольщиков показал, что умеет решать вопросы, с этим окончательно приобрела окрас эдакого серого кардинала, что подчеркнули эксперты «Абирега», оценившие его влияние как теневое. В этом смысле Шабалатов немного уступил своему бывшему коллеге Геннадию Макину, уже почти год как покинувшему должность вице-губернатора. Спустившегося с 12-го на 45-е место Макина эксперты считают лидером теневого влияния в регионе. Скорее всего, такой высокой оценкой бывший вице-губернатор обязан глубокой «вплетенности» в дорожную (через крупную дорожную компанию «СМУ-90») и банковскую (через кабинет в местном подразделении Московского индустриального банка) отрасли региона. Кстати, всего «теневиков» в новом рейтинге «Абирега» девять. В их список попал и самый известный «возвращенец» рейтинга – председатель совета директоров ООО «Эколайнер» Леонид Зенищев. Это, по всей видимости, обусловлено устойчивыми слухами о его возрожденном интересе к политической жизни Воронежа. Подтверждение слухов, возможно, не заставит себя долго ждать, а в будущих вариантах рейтинга могут появиться новые «теневики».
В первой десятке рейтинга «серый кардинал» Шабалатов подвинул на одну строчку силовиков – руководителя управления ФСБ по Воронежской области Олега Нефедова и прокурора региона Николая Шишкина, разделивших 4-е и 5-е места. Преобладающие типы влияния обоих глав ведомств оказались диаметрально противоположными (теневое – у Нефедова, публичное – у Шишкина), при этом принципиально не изменили их положение в топе. Их коллега и руководитель воронежского СУ СК Кирилл Левит вернул себе место в десятке, оказавшись на 9-м месте после прошлогоднего 16-го. «Повышению» главного следователя предшествовали новые резонансные уголовные дела, в том числе против законодателя из Воронежской городской Думы.
Из десятки самых влиятельных персон за год выбыли сохранившая пост сенатора от региона после выборов Александра Гусева Галина Карелова (переместившись с 8-й на 11-ю строчку) и митрополит Воронежский и Лискинский Сергий (с 6-й на 13-ю). Помимо Шабалатова на освободившееся место пришел безусловный лидер финансового влияния Штефан Дюрр, президент растущей семимильными шагами группы компаний «ЭкоНива». По собственным данным, в аграрном секторе ГК занято около 10 тыс. сотрудников, а объем инвестиций в Воронежской области превысил 10 млрд рублей (для сравнения: это 10-я часть региональной казны). Безусловно, эти факты сделали Дюрра, продвигающего свой бренд через многочисленные интервью самым разным СМИ и личные соцсети, единственным бизнесменом в топ-10 рейтинга. В остальном первые лица по большей части остались на тех же позициях: сенатор Сергей Лукин, спикер облдумы Владимир Нетесов, мэр Воронежа Вадим Кстенин расположились с 6-го по 8-е место.
Среди аппаратчиков с площади Ленина, 1, самые заметные прорывы показали сохранившие свои места после выборов губернатора вице-премьеры Владимир Попов, Артем Верховцев и Виктор Логвинов. Первый поднялся на 22 позиции (с 55-го на 33-е место), второй – на 16 позиций (с 35-го на 19-е), третий – на девять позиций (с 21-го на 12-е). «Новички» в статусах зампредседателя Сергей Честикин и Сергей Трухачев расположились на 33-м и 52-55-м местах соответственно. Высокие оценки чиновников, вероятно, можно понимать как высокую оценку экспертами кадровой политики Александра Гусева. Оценка командной игры правительства области также показывает положительную динамику. При сохранении в рейтинге 10 членов его президиума уровень их совокупного общего влияния подрос незначительно, с 39,09 до 40,67 балла, однако их совокупное положительное влияние приросло на 40% (с 25,73 до 36,09 балла).
Противоположно усилению местных кадров слабеют позиции федеральных. Так, помимо уже упомянутой Галины Кареловой ослабли позиции депутата Госдумы Андрея Маркова, оказавшегося в этом году на 22-м месте, тогда как в прошлом рейтинге он занимал 15-е. Куда более значительное снижение продемонстрировал его однопартиец Евгений Ревенко, оказавшийся на краю седьмого десятка «золотой сотни». Раньше депутат закрывал собой пятый десяток списка. Слабеющие позиции «федералов» можно объяснить более глубокой ориентацией элит на то, что происходит в регионе, и снижением публичности отдельных фигур.
За время подготовки новой версии Рейтинга влиятельности некоторые из его участников успели покинуть свои должности. Это бывший вице-мэр по строительству Виктор Владимиров, отработавший в должности без малого год, председатель областной Контрольно-счетной палаты Вячеслав Олемской и бессменный руководитель департамента экономразвития Анатолий Букреев. Первые двое разместились на 71-м и 85-м местах. Кто знает, может, их уход из власти не помешает им сохранять свои позиции среди самых влиятельных людей? Господину Олемскому сделать это будет гораздо труднее, его влиятельность эксперты оценили как формальную. В свою очередь, Анатолий Букреев, которому уже готовится место в подведомственном департаменту экономразвития учреждении, также рискует остаться за бортом будущих рейтингов. Тем более что его позиции в прошлом году уже ослабли – с 20-й строчки он переместился на 59-ю.
Если говорить о финансовом влиянии участников рейтинга, то в том году бизнесмены нарастили долю присутствия в «золотой сотне». Лидером среди самых влиятельных бизнесменов эксперты назвали Александра Цыбаня (28-е место в общем зачете). Его фигуру эксперты чаще других относили к финансовым воротилам, что неудивительно: социальная ориентированность его бизнеса, славящегося громкими скандалами, чаще всего ставится под вопрос.
Следуя традиции, в этом году «Абирег» вновь существенно расширил экспертную базу, сделав акцент в пользу политической части воронежского истеблишмента. В результате экспертный пул проекта пополнили новые государственные служащие и бизнесмены самого высокого ранга. Среди них есть утвердившиеся на политическом олимпе региона чиновники, а также относительно новые бизнесмены. Полагаем, что их присутствие среди традиционных экспертов рейтинга сделало его еще более объективным.