22 ноября 2024, 02:30
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Импортозамещение на словах: как черноземные машиностроители поверили в госпрограмму и пожалели об этом

21.06.2019 10:07
Автор:

Воронеж. 21.06.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Еще недавно завод «Генборг» в липецкой Усмани был глянцевой иллюстрацией развития промышленности в Черноземье. Региональные власти гордились, что в Усмани появился машиностроительный завод европейских стандартов, построенный российским инвестором. «Генборг» приводили как пример эффективной реализации программы импортозамещения. Однако в этом году ситуация начала стремительно меняться. На данный момент работа предприятия приостановлена. Испытывает трудности и Грибановский машиностроительный завод, без которого не появился бы «Генборг». Корреспондент «Абирега» пообщался с руководством воронежско-липецкой группы компаний и воссоздал хронологию становления, расцвета и кризиса тандема машиностроительных заводов.

Как Феникс из пепла

Группа компаний «ЦНО-Химмаш» – один из немногих примеров в Черноземье, когда лежавшее в руинах промышленное предприятие новый собственник выкупил не для того, чтобы окончательно раздербанить, извлекая сиюминутную выгоду, а возродил производство, модернизировал и использовал полученный доход, чтобы основать новое импортозамещающее производство. Пришедший в депрессивный Грибановский район инвестор Николай Красножон – основатель ГК «ЦНО-Химмаш» – выкупил Грибановский машиностроительный завод в 2003 году, когда там работали всего 25 человек. Производство не велось, оставалась только охрана, которая не всегда справлялась со своими обязанностями по сохранению имущества банкротящегося завода.

Отметим, что ГМЗ является ключевым предприятием для всего северо-востока Воронежской области, а для Грибановки – и вовсе градообразующим. И без того не слишком экономически развитый муниципалитет после остановки завода в конце 1990-х пополнил список депрессивных. Сотни людей остались без работы не только в Грибановке, но и в соседнем Борисоглебске, где идти им было тоже особо некуда. Кто бы тогда мог представить, что завод возродится, что там будут работать более 600 человек, что предприятие будет уплачивать многомиллионные суммы налогов в бюджеты всех уровней, выпускать продукции на 1,5-2 млрд рублей в год, поставлять ее всем главным российским нефтегазовым гигантам. Тем не менее уже через несколько лет после перезапуска ГМЗ всё это стало реальностью. Мало того, уже через 10 лет после приобретения принесенная заводом прибыль позволила инвестору приступить к проекту строительства нового высокотехнологичного завода европейского уровня.

С надеждой на госпрограмму

Инвестор, задумывая в 2013 году проект завода электромоторов, не без оснований надеялся на то, что в свете объявленного руководством страны курса на импортозамещение ему будет дан зеленый свет, и без особых колебаний воспользовался кредитными ресурсами для создания с нуля нового промпредприятия. Основной миссией «Генборга» должно было стать создание в липецкой Усмани импортозамещающего производства электродвигателей, причем продукция могла бы конкурировать с такими брендами, как Siemens и ABB.

«К тому времени, когда правительство объявило программу импортозамещения, ГМЗ уже выпускал импортозамещающую продукцию. Но перед нами в тот момент остро встал вопрос потребности в электродвигателях. Мы их закупали сначала в Молдавии, затем – в Украине, но по ряду политических и экономических причин поставки прекратились. Часть иностранных производителей ушла с российского рынка из-за санкций. Нам стало понятно, что производство электродвигателей может стать интересной темой для бизнеса. Мы подготовили бизнес-план и организовали производство в Липецкой области, где была в наличии вся необходимая для завода инфраструктура», – вспоминает события пятилетней давности генеральный директор «ЦНО-Химмаш» Юрий Кучинский.

Собственных средств хватило, чтобы на базе недостроенного завода «Синтегран» построить абсолютно новое предприятие и закупить в Европе часть оборудования. Инвестор ранее предпочитал реализовывать проекты без привлечения кредитных ресурсов, но в данном случае без них было сложно обойтись. Подготовленный компанией бизнес-план специалисты признали жизнеспособным, было принято решение о финансировании со стороны кредитной организации. На этом позитивные моменты закончились. Перечислять все мытарства, которые пришлось пройти инвестору, мы не будем, поскольку это будет очень длинное повествование. Скажем только, что первые деньги были переведены лишь спустя полтора года после заключения договора. Всё это время строительство велось исключительно на средства, поступавшие от деятельности ГМЗ.

Новейшее, суперсовременное предприятие «Генборг» сразу стало визитной карточкой промышленности региона. Липецкие власти с удовольствием стали использовать его как площадку для проведения отраслевых мероприятий как регионального, так и федерального масштаба. Однако реализовывать на деле программу импортозамещения, помогая производителю находить рынки сбыта, судя по всему, никто не собирался.

Качество оказалось ненужным

Цены на электромоторы «Генборга» оказались почти на треть ниже, чем у западных конкурентов, однако всё равно выше, чем у устаревших отечественных или китайских аналогов. В условиях наступившего экономического кризиса партнеры как из России, так и из стран ближнего зарубежья не могли позволить себе комплектующие европейского уровня и предпочитали самые дешевые электродвигатели.

«Потенциальные покупатели из стран СНГ, содействие в работе с которыми нам обещало правительство, заявили, что пока не готовы закупать электродвигатели европейского типа, и пообещали вернуться к этому вопросу только в 2025 году», – отмечает гендиректор «ЦНО-Химмаш».

Но к тому времени, как инвестору стало понятно, что отвечать за обещания поддерживать импортозамещающие предприятия никто не собирается, на «Генборге» уже было закуплено оборудование, произведены пусконаладочные работы. Вся оснастка завода покупалась в Европе. В связи со скачком валютного курса первоначально запланированный объем инвестиций, по словам Юрия Кучинского, вырос с 600 млн до более чем 1,5 млрд рублей. Несмотря на это, инвестору – опять же за счет поступлений от ГМЗ – удалось успешно завершить техническое перевооружение, начать выплачивать зарплату сотрудникам и проценты по кредиту.

Единственное, что не удалось руководству «ЦНО-Химмаш», – это в срок ввести объект в эксплуатацию. Пуск нового производства вместо намеченного августа 2015 года был произведен лишь в ноябре 2016-го. Решающим фактором, негативно повлиявшим на сроки запуска, стало затягивание сроков выдачи льготных кредитов. Тем не менее предприятие вплоть до недавнего времени работало, численность сотрудников на начало этого года составляла 200 человек. «ЦНО-Химмаш» являлось единственным поручителем и залогодателем по кредиту, взятому для строительства «Генборга», а в качестве залога выступал основной актив компании – Грибановский машиностроительный завод.

«Нас сейчас обвиняют в том, что мы – плохие бизнесмены. Наверное, плохие, потому что работали полностью «по-белому», не жульничали, платили все положенные налоги, создали рабочие места, платили людям достойную зарплату, предоставляли им соцпакет, – с горькой иронией отмечает господин Кучинский. – Кто же 5 лет назад мог знать, что уже через несколько месяцев доллар будет стоить не 35 рублей, а 60? Естественно, мы не закладывали это в бизнес-план. Неповоротливость кредитно-финансовой системы привела к несвоевременным поставкам оборудования и попаданию предприятия под штрафные санкции. В результате оборотные средства закончились, завод нужно было перепрофилировать под выпуск более простых двигателей».

Будущее заводов под вопросом

Сейчас оба предприятия обеспечены заказами. Однако их выполнение находится под вопросом из-за дефицита оборотных средств. Чтобы выплачивать проценты по кредитам, предприятиям группы «ЦНО-Химмаш» пришлось использовать оборотные средства. Некоторое время такая тактика была эффективна. Но затем, с полным отказом контрагентов от работы по предоплате и снижением объема заказов, она перестала себя оправдывать. Теперь проблема отсутствия оборотных средств стала главным тормозом, препятствующим работе обоих заводов. Ее решение кажется на первый взгляд несложным делом.

«Промышленность – долгоиграющая тема, нельзя проекты в этой отрасли приравнивать к высокооборотистым видам бизнеса с быстрым сроком окупаемости. Решение вопроса мы видим в перекредитовании предприятий на срок до 10 лет под льготный процент по действующим программам развития промышленности. Это позволит сохранить оба завода и более 800 рабочих мест, обеспечить стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней и даст возможность успешно развиваться всей нашей группе машиностроительных компаний», – говорит руководитель «ЦНО-Химмаш».

Он с сожалением отмечает, что привлекательные для промышленных предприятий, подобных ГМЗ и «Генборгу», варианты финансирования на сегодняшний день отсутствуют. Нельзя сказать, что машиностроители наталкиваются на равнодушное отношение со стороны властей. Руководство Воронежской и Липецкой областей, а также Минпромторг прилагают немалые усилия, чтобы помочь заводам. На разных уровнях проводятся совещания по ситуации на «Генборге» и ГМЗ. Только у воронежского губернатора Александра Гусева их прошло уже три. Однако реального эффекта предприятия ощутить не смогли.

У машиностроительной компании пока нет просрочек по банковским кредитам. Зато есть портфель заказов почти на 2 млрд рублей у ГМЗ, и на 600 млн рублей – у «Генборга». Суммарная стоимость предприятий, по данным профессиональных оценочных организаций, составляет более 2,6 млрд рублей. Вполне солидный запас прочности, способный обеспечить доверие партнеров и дать предприятиям возможность стабильно работать. Текущая кредитная нагрузка группы компаний составляет чуть более 660 млн рублей, что в разы меньше критических значений. Получение кредита размером 240 млн рублей для заемщика с такой финансовой ситуацией, по идее, должно быть совершенно простым и рядовым событием. Но только не в российской кредитно-финансовой системе.

«При условии своевременного получения кредита наши предприятия всего за месяц-полтора способны набрать обороты и выйти на полную мощность. Залог, которым мы обеспечили текущий кредит, и так превышает его стоимость. На 350 млн рублей есть поручительство Корпорации МСП. У заводов есть работа на год вперед. Так что же еще нужно?» – вопрошает Юрий Кучинский.

Решение принято, дело за исполнением

О том, что рассматривается вариант выделения займа ГМЗ в размере до 250 млн рублей, воронежский губернатор впервые заявил еще два месяца назад. Принципиальное решение об оказании помощи машиностроительной группе «ЦНО-Химмаш» было принято 4 мая. Однако механизмы оказания этой помощи до сих пор точно не определены. Понятно, что указанная сумма не может быть просто вынута из областного бюджета. В финансово-промышленном блоке областного правительства и в Минпромторге идет разработка конкретных предложений по поддержке машиностроителей. В работе задействованы предпринимательские союзы, общественные организации. Однако руководство группы компаний на собственном опыте уже убедилось, что слова о поддержке и эмоциональные заявления не всегда влекут за собой реальные действия. По ситуации на ГМЗ и «Генборге» на данный момент проведено совещание у замгубернатора Воронежской области Артема Верховцева, приняты предварительные решения.

Но пока нет главного – конкретного документа с подписью и печатью, определяющего механизмы и объем финансовой помощи. Чиновники и банкиры зажаты в рамки системы, которая уже не раз давала сбои, показав свою неэффективность. Руководство «ЦНО-Химмаш» надеется, что у властей есть понимание системного кризиса в области финансирования промышленности и путей его разрешении. Помимо помощи кредитными ресурсами руководство группы компаний рассматривает и другие инструменты поддержки, к примеру предоставление банковской гарантии, которое позволит получать аванс от заказчика под залог готовой продукции. Между тем финансовая ситуация в машиностроительной группе может значительно осложниться. И если сегодня еще можно найти относительно простые и эффективные решения, то в будущем, если поддержка властей ограничится лишь словами, помочь предприятиям будет значительно сложнее.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 1