Финансовый аналитик Александр Осин специально для «Известий» – о том, почему доллар и евро в июне дешевеют.
Курсы американской и европейской валют в последние дни значительно снижаются. Так, по состоянию на 20 июня доллар стоил 63,38 рубля, евро – 71,54. За девять дней они подешевели на 1,41 и 1,67 рубля соответственно. Для изменения курса валют всегда есть причины: глобальные, внутренние, долгосрочные, кратко- и среднесрочные. Давайте их разберем.
Курсы доллара и евро к рублю с начала года остаются в понижающемся тренде. Повышение ставок ФРС приводит к тому, что ликвидность, сформированная в ходе проведенных в ЕС и США так называемых количественных ослаблений, постепенно приходит на финансовый рынок и формирует спрос. Это позитивно для рубля и других валют развивающихся экономик с точки зрения среднесрочного периода. Однако для российской валюты – как и для юаня, реала, рупии и других национальных денежных единиц – есть свои внутренние ограничители роста.
В России это сравнительно высокие риски в банковской системе, вероятность ускорения инфляции. Тем не менее в рамках текущего тренда курса рубля ожидаемый нами наиболее вероятный диапазон котировок на середину первой декады июля отражает предпочтительные шансы укрепления российской валюты и составляет 62,85-64,05 рубля за доллар и 70,35-71,95 – за евро.
Краткосрочные риски для этого прогноза связаны с неопределенностью в отношении силы и устойчивости реакции рынка на решения ФРС США по итогам июньского заседания. Кроме того, повышение норм резервирования для валютных вкладов с 1 июля, по-видимому, ограничит активность банков в наращивании рублевой позиции, фондируемой долларовыми пассивами. Этим решением Банк России поддержит доллар по отношению к рублю.
Также к кратко- и среднесрочным рискам для курса рубля можно отнести ситуацию в российской банковской системе. Сейчас кредитные организации в некоторой степени фондируют свои рублевые активы валютными пассивами. На данный момент резервы и капитал достаточны для сохранения стабильности системы, в том числе с учетом активизации банками покупок рубля. Однако резервы и капитал сейчас приблизительно соответствуют уровню в 2008 году. При этом текущая планка «просрочки» по кредитам нефинансовому сектору и физлицам выше, чем он был в 2008 году, составляя соответственно 8% и 5% против 1% и 3%. В этих условиях, банковская система выглядит недокапитализированной.
Такая ситуация ограничивает возможности для банков инвестировать в «риск», в том числе наращивать рублевую инвестиционную позицию, фондированную долларами. Она имеет теоретическую возможность увеличиваться в среднесрочном периоде. Однако темпы этого прироста ограничены с учетом представляющихся повышенными по своему уровню рисков, связанных с уровнем достаточности капитала банковской системы.
С учетом краткосрочных оценок, указанных выше, растущий тренд рубля, возможно, сохранится по крайней мере до конца июня. Это сравнительно неплохой месяц для российской валюты. Судя по статистике с 2000 по 2019 год, в июне изменение курса рубля к доллару составляет в среднем немногим менее 0%. Статистически худший летний месяц для рубля – август.
Это устойчивая среднесрочная тенденция, если не принимать во внимание внутренние риски для рубля. Вопреки доминирующему сейчас мнению, повышение ставок ФРС не позитивно, а негативно для доллара. Правда, ослабление, связанное с ускорением инфляции в США и повышением стоимости кредитования, которое его сопровождает, проявляется не сразу. Оно показывает себя в течение нескольких кварталов или даже лет. Но в итоге ужесточение монетарной политики США в предыдущие годы сопровождалось ослаблением доллара на мировом рынке. Основные причины такой ситуации в том, что параллельно растет спрос на высокую доходность и инвестиционный «риск», соответственно, снижается спрос на низкодоходные бумаги. Как это видно, в том числе на примере событий последних лет, на региональных рынках в это время происходит активизация замещения в обращении дорожающей американской валюты – мы ожидаем реализации подобного сценария в среднесрочном периоде.
Однако значительные риски для такого прогноза связаны с политикой российских регуляторов. Отсутствие мер по докапитализации банков и ремонетизации экономики, ужесточение налогового режима, пенсионная реформа – факторы, замедляющие российский экономический рост. Это оказывает повышающее давление на процентные ставки и инфляцию и, таким образом, способствует ослаблению курса рубля на мировом рынке.
Автор – финансовый аналитик.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Александр Осин
Газета «Известия», 18:45, 20.06.2019