WorldClass

19 сентября 2024, 19:40
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Заместитель гендиректора «Воронежского механического завода» Иван Коптев: «У нас есть четкий вектор для дальнейшего развития»

02.02.2010 10:36
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Минувший год стал переломным в экономической истории нашей страны. Промышленность как одна из ведущих отраслей экономики наиболее остро ощутила на себе влияние кризиса. Как результат - многие предприятия оказались под угрозой производственных и кадровых потерь. Однако кризис внес и положительные черты — промышленность была вынуждена разрабатывать новые направления производственной деятельности, создавать иные формы продвижения продукции.

Воронеж. 02.02.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Минувший год стал переломным в экономической истории нашей страны. Промышленность как одна из ведущих отраслей экономики наиболее остро ощутила на себе влияние кризиса. Как результат - многие предприятия оказались под угрозой производственных и кадровых потерь. Однако кризис внес и положительные черты — промышленность была вынуждена разрабатывать новые направления производственной деятельности, создавать иные формы продвижения продукции. «Воронежский механический завод» - филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» - не исключение. О том, какие перемены внес 2009 год в жизнь этого предприятия, и каковы планы развития завода в 2010 году, мы беседуем с Иваном Коптевым, заместителем генерального директора по экономике и финансам «Воронежского механического завода» - филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева».

- Иван Тихонович, каким был 2009 год для вашего предприятия?

- Прежде всего, стоит сказать, что план работы на 2009 год был сформирован нами еще в октябре 2008 года. Несмотря на то, что к этому времени кризис уже активно шагал по стране, мы надеялись, что его последствия не отразятся на деятельности нашего предприятия. Однако отголоски кризисного явления докатились до наших стратегических партнеров — лидеров российской экономики — компаний «Газпром» и «РЖД». Именно на этих заказчиков мы были ориентированы в части производства гражданской продукции. Уже в октябре 2008 года платежи по этим заказам начали срываться, в то время как мы, согласно договоренности, продолжали отгружать продукцию. В начале 2009 года был сформирован план с высокими показателями по объему производства гражданской продукции. Так, за счет заказов Коломенского завода предполагалось выпустить продукцию на сумму порядка 300 млн рублей, за счет заказов «Газпрома» - на сумму около 600 млн рублей. В начале 2009 года с учетом предоплаты мы приступили к работе и шли по плану вплоть до 1 июля. Именно с этого момента мы впервые почувствовали на себе проявления экономического кризиса. К этому периоду склад стал переполняться продукцией, а заказчик перестал платить. Таким образом, с 1 июля 2009 года было принято решение о переводе производства, связанного с изготовлением гражданской продукции для нефтегазовой и железнодорожной отраслей, на трехдневную рабочую неделю. «Благодаря» кризису, наши ключевые клиенты оказались неплатежеспособными, а продукция — невостребованной. К примеру, запасов склада по агрегатам для Коломенского завода накопилось на сумму 50 млн рублей. Учитывая это, мы были вынуждены закрыть производство, ориентированное на заказы из Коломны, и распределить освободившиеся рабочие силы.

Третий квартал ушедшего года был особенно сложным. В этот период мы выживали исключительно за счет финансирования из «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Средства выделялись по основным статьям - оплата заработной платы, налогов и энергоресурсов. За нами лишь оставалась закупка необходимых материалов посредством изготовления гражданской продукции. Можно сказать, что за счет этого предприятию удалось пережить столь тяжелый кризисный период.

В четвертом квартале ситуация улучшилась, так как возобновились отношения с «Газпромом», и объемы работы постепенно стали расти. Важно сказать, что в это время произошла диверсификация производства. Пять лет назад мы отказались от производства нефтяного оборудования, однако в сложившихся условиях были вынуждены вновь вернуться на этот рынок. В принципе за счет этого и был обеспечен переход на четырехдневный график работы.

Что касается производства жидкостных ракетных двигателей, так называемой «спецтехники», то в этом направлении ситуация была более благоприятной. Объем работы по изготовлению двигателей для ракетоносителей «Протон» в сравнении с 2008 годом увеличился на 20%. Также в 2009 году на 30% возрос объем производимых двигателей 3-й ступени для ракеты «Союз». Как результат, производство «Спецтехника» и его сотрудники были обеспечены работой в течение всего года.

- Каковы финансовые итоги ушедшего года?

- В 2009 году общий объем производства составил более 2,9 млрд рублей, что на 10% больше аналогичного показателя 2008 года — в тот период объем производства был равен 2,7 млрд рублей. Стоит отметить, что рост объема производства в 2009 году во многом был обеспечен за счет направления спецтехники. Объем производства в этом секторе составил 2,1 млрд рублей. Для сравнения важно сказать, что в 2008 году этот показатель был равен 1,6 млрд рублей.

Что касается объемов производства гражданской продукции, то в 2009 году они существенно снизились, в связи с финансовыми проблемами наших основных заказчиков — компаний «РЖД-Трансмашхолдинг» и «Газпром». В итоге по производству продукции для Коломенского завода мы вышли на объем в 96 млн рублей, хотя изначально планировалось освоить 300 млн рублей. К сравнению — в 2008 году объем производства продукции для «РЖД-Трансмашхолдинг» составил 225 млн рублей. Относительно производства нефтегазовой продукции можно сказать, что в 2009 году показатель объема был равен 389 млн рублей, в то время как в 2008 году эта цифра составила 411 млн рублей. Причиной снижения объемов, повторю, стали финансовые трудности наших заказчиков.

Также хотелось бы отметить и некоторые показатели производства авиатехники. В ушедшем году объем производства в этом направлении составил 140 млн рублей. Отмечу, что в 2008 году эта цифра достигала более 70 млн рублей. Немного забегая вперед, скажу, что в 2010 году мы планируем достичь показателя в 212 млн рублей. Рост объема производства в этом направлении происходит за счет поступления новых заказов. Напомню, что в последние 3 года это производство было ориентировано на изготовление авиадвигателей для Смоленского авиазавода. Сейчас к основному заказу добавлены новые.

- Расскажите подробнее о планах по формированию производства в 2010 году.

- Что касается производства нефтегазового оборудования, на первое полугодие уже есть заявки от «Газпрома» и его дочерних структур на изготовление оборудования на общую сумму порядка 400 млн рублей. Говоря о производстве гражданской продукции по заказам Коломенского завода, важно отметить следующее. Несмотря на то, что в прошлом году это производство было приостановлено, планы по объему изготовления этой продукции намечены на сумму около 100 млн рублей. Однако мы не исключаем появление сложностей в выполнении договорных обязательств со стороны Коломны. Поэтому управление сбыта параллельно занимается маркетингом других номенклатурных изделий. При участии правительства Воронежской области ведется активная работа с генподрядчиками НВАЭС-2 по вопросам поставки оборудования на объект. Также мы ведем переговоры с ВАСО об изготовлении узлов и агрегатов для самолетов АН-148. Кроме того, ОАО «КБХА» вышло к нам с предложением об изготовлении необходимой им продукции на сумму 30 млн рублей. В случае, если сотрудничество с Коломенским заводом будет временно приостановлено, мы закрепим эту загрузку перечисленными направлениями.
С гордостью можно говорить о планах по производству спецтехники. В этом году «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» поставил перед нами большие задачи, а именно: увеличить на 20% количество производимых двигателей для ракетоносителей «Протон». Это очень серьезный объем работ, который ранее даже не рассматривался. Сейчас по этому направлению мы реализуем конкретные мероприятия.

Не менее важная задача — изготовление двигателей для ракетоносителя «Союз» по заказу самарского завода «Прогресс». Плановый показатель на 2010 год не изменен в сравнении с 2009 годом.

Гораздо сложнее складывается ситуация с изготовлением двигателей для разгонных блоков РКК «Энергия». В этом году объем работ будет существенно ниже планируемого. Это связано с возникновением проблем при реализации программ «Морской старт» и «Наземный старт». Однако есть гарантия того, что в 2010 году мы изготовим для этих целей необходимое количество двигателей.

Таким образом, предполагается, что общий объем производства в 2010 году составит порядка 3,5 млрд рублей, что на 600 млн рублей превышает аналогичный показатель прошлого года (2,9 млрд рублей). Во многом эта сумма складывается за счет производства спецтехники, которая на сегодняшний день является наиболее рентабельной.

- Иван Тихонович, какими темпами идет модернизация предприятия?

- За последние 20 лет «нового времени» картина развития многих промышленных предприятий выглядит довольно грустно. Как правило, прибыль съедается постоянным увеличением цен на «оборотку», и средств, необходимых на техническое перевооружение, не остается. Сейчас о повышении эффективности производства заговорила вся страна во главе с президентом РФ, и это явление, к счастью, нашло отражение в государственном бюджете. В 2009 году наше предприятие, являясь государственным, получило из федерального бюджета более 500 млн рублей на техническое перевооружение. Для сравнения стоит сказать, что в 2007-2008 гг. эта сумма составляла около 40-50 млн рублей. Благодаря столь значительным инвестициям со стороны государства мы закупили порядка 40 современных станков для производства спецтехники. В настоящее время поставлена задача быстрыми темпами внедрить их в производство, оснастить, обеспечить инфраструктурой и получить результат. Это позволит нам увеличить производительность труда в 3 раза. К примеру, благодаря использованию новой техники, из 30 операций на деталях сегодня можно будет перейти к 2-5 операциям. Учитывая общее количество оборудования, задействованного на заводе, 40 станков — это незначительно, однако, на мой взгляд, нам удалось сделать серьезный шаг в сторону увеличения производительности труда.
В 2010 году из федерального бюджета на модернизацию нашего предприятия предположительно будет выделено около 200 млн рублей. Эти средства будут направлены на оснащение производства спецтехники.

- Каким образом решается кадровый вопрос?

- В целом для реализации намеченных планов кадров на предприятии достаточно, нехватка составляет лишь 5%. Однако сразу скажу, что молодые специалисты у нас всегда востребованы, поэтому мы заинтересованы в их активном привлечении.

В этом году у нас не предвидится сокращения численности сотрудников. Что касается вопросов заработной платы, то, согласно смете 2010 года, мы получим ее в соответствии с планом, никаких срывов быть не должно. По подсчетам, в этом году средняя зарплата на предприятии составит 15 300 рублей, в то время как в прошлом году, в связи с сокращенным графиком работы, средняя зарплата была на уровне 12 тыс. рублей (при плановом объеме 15 тыс. рублей).

- И в заключение расскажите о тенденциях, которые сегодня наблюдаются в отрасли. Как они могут отразиться на планах по развитию «Воронежского механического завода»?

- Как известно, наше правительство вынашивает планы по строительству собственного космодрома на Дальнем Востоке. По рекомендации Совета безопасности РФ, его необходимо создать как альтернативу космодрому «Байконур», расположенному в Казахстане, в связи с препятствиями в вопросах его эксплуатации со стороны Казахстана. Расположение российского космодрома на Дальнем Востоке обеспечит техническое удобство при запуске ракет с точки зрения географического расположения.

В соответствии с этими планами есть поручение разработать новые, более экономичные ракетоносители. Так, на смену «Протону» и «Союзу» должны прийти ракетоносители нового поколения. Мы рассчитываем войти в число предприятий-изготовителей двигателей для этих ракетоносителей. Кстати, одним из потенциальных конструкторских бюро рассматривается ОАО «КБХА», наш давний стратегический партнер. На сегодняшний день эти вопросы в стадии разработки. Так что, на мой взгляд, у нашего предприятия есть четкий вектор для дальнейшего развития.

Беседовала Нина Коломейцева

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0