Воронеж. 17.07.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Одной их стратегических задач российской экономики является наращивание экспортных поставок. Согласно вышедшему год назад указу президента, объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2024 году должен достигнуть 250 млрд долларов. Экспортоориентированность российских предприятий, судя по риторике экономического блока правительства, должна стать такой же приоритетной целью, как и импортозамещение. В соответствии с президентским указом, правительству было поручено разработать мероприятия по стимулированию экспорта. Как данные меры отразились на экспортных перспективах продукции провинциальных предприятий, «Абирег» изучил на примере тамбовской промышленности.
Конкурсы вместо прямой поддержки
Первоначально российским правительством был разработан очень простой и логичный способ стимулирования экспортной деятельности: субсидии, пропорциональные приросту экспорта. Механизм господдержки при этом должен был выглядеть следующим образом. Предприятие обещает нарастить объем экспорта на определенную сумму. Далее устанавливается некоторый процент, подлежащий субсидированию. В случае если предприятию не удается обеспечить заявленный рост экспорта, часть денег придется возвратить. Поддержка должна была оказываться конкретным предприятиям, напрямую, без посредников. Однако затем схема претерпела коренные изменения.
«Первоначально был предложен интересный и, главное, понятный механизм, который нам очень понравился. Но затем сказали, что он якобы пришел в противоречие с нормами и правилами ВТО. Хотя мы все отлично знаем, что в Европе и других странах – членах ВТО существуют барьеры для вхождения на их рынки и российской компании просто так туда не попасть, – говорит финансовый директор тамбовского ПАО «Пигмент» Сергей Коротков. – Идея претерпевала значительные изменения и в итоге стала забюрократизированной и очень сложной для понимания».
Так, на смену пропорциональному субсидированию пришли комплексные программы повышения конкурентоспособности (КППК), разрабатываемые на каждом отдельном предприятии. Механизм прямой господдержки сменился субсидированием через банки. Компании, желающие получить господдержку, составив собственную КППК, должны пройти отбор сначала на региональном уровне, а затем – на федеральном. Таким образом, предприятию, чтобы получить субсидию, нужно соответствовать множеству критериев и войти в число победителей конкурсного отбора. Появляется и еще один нюанс в виде существования списка так называемых «предприятий федерального значения». Со слов промышленников, эти компании получают львиную долю господдержки в виде льготных экспортных кредитов. Этот список хорошо известен в профильном сообществе, здесь мы его приводить не будем. И совершенно логично, что состоит он из крупных компаний, холдингов и т. д. Меняется также процедура поддержки субсидирования транспортных расходов при экспорте. Компании, не имеющие актуальной КППК, не смогут ею пользоваться.
«Сначала предприятие-претендент на кредит должно убедить банк, что оно достойно получения экспортного кредита по сниженной ставке. Саму субсидию получает кредитная организация, причем не напрямую, а через оператора распределения господдержки. Поэтому цепочка удлиняется еще больше. Более того, после получения кредита и его использования компания должна отчитаться банку, подтвердить соблюдение всех условий, сроков, наличие документов и т. п. Помимо этого контрольные функции – выполняет ли компания план по экспорту – будут осуществлять еще и региональные власти», – описывает ситуацию Сергей Коротков.
В Минпромторге не скрывают, что считают прямое субсидирование производителей порочной практикой, и в качестве преимущества новой системы указывают на переход к льготному кредитованию с участием банков. Введение системы КППК и двухступенчатого отбора претендентов на получение господдержки, как считают в Министерстве, призвано сделать процедуру максимально прозрачной и конкурентной. Среди преимуществ новой схемы называются наличие измеримых критериев и направленность на достижение конкретных результатов по наращиванию производства и поставок продукции.
Лимиты спутали планы
Завод «ТАМАК», изготавливающий готовые деревянные дома, – одно из немногих тамбовских предприятий, имеющих солидный опыт экспортных поставок. На рубеже 1990-х и 2000-х предприятие поставляло за рубеж клееный оконный брус. Однако со временем в компании поняли, что выгоднее экспортировать готовый продукт. Кроме того, это соответствовало курсу, задаваемому руководством страны. Но свой отпечаток накладывала конъюнктура рынка.
«Мы оказались очень зависимы от экспорта древесины. Чем больше Россия поставляет на экспорт сырой древесины, тем дороже становится она на внутреннем рынке. А от этого наш продукт становится менее конкурентоспособным и внутри страны, и на экспорт. Мы считаем, требуется более жесткое квотирование экспорта древесины со стороны государства, чтобы вывозился большей частью готовый продукт», – считает директор по продажам АО «ТАМАК» Илья Сергеев.
С 2017 года перед компанией задача выхода на экспорт была поставлена как приоритетная. Позитивную роль в ее выполнении сыграли австрийские корни предприятия. Большая часть экспорта компании идет именно в Австрию, Германию и Швейцарию. Планы на этот год – поставка 100 готовых домов за рубеж, в 2020 году – 200 домов. По словам Сергеева, за всё время работы предприятие использовало два вида господдержки экспортеров. Первый – частичный возврат денежных средств, потраченных на сертификацию продукции. Второй – это компенсация затрат на транспортировку грузов, поставляемых в страны Евросоюза. И со вторым у «ТАМАКа» возникла серьезная проблема.
«Каждый квартал готовим заявку, а нам говорят: мол, извините, лимиты закончились, денежных средств нет. Особенно часто такая ситуация возникает в конце года. Нам приходится ее учитывать при ценообразовании. При 100%-й гарантии, что денежные средства будут выплачены, мы бы могли снизить конкурентную цену и поставлять еще больше товара. Но мы не можем этого сделать. Ведь если мы не получим возврат средств – а такие случаи были, – то наша маржа от экспорта уйдет в минусовые значения», – говорит директор по продажам «ТАМАКа».
По наблюдениям руководства предприятия, желающих участвовать в программах господдержки экспортеров с каждым годом становится всё больше, а получать субсидии – всё сложнее. На всех их не хватает, и сейчас получить льготы значительно труднее, чем еще год-два назад. Управленцы «ТАМАКа» обращались за помощью в различные инстанции, их везде внимательно слушали и обещали оказать содействие, но реального результата не было.
Консультации вместо денег
Однако было бы неправильным говорить, что поддержка экспортеров в регионах отсутствует. Важной составляющей экспортной деятельности является участие во всевозможных выставках. Предприниматели отмечают, что участвовать в таких мероприятиях недешево, даже если они проходят в России. Содействие бизнесу в этом вопросе оказывает Российский экспортный центр (РЭЦ). Однако не всегда предлагаемые варианты оказываются приемлемыми для промышленников. К примеру, предложение бесплатно поучаствовать в выставке приходит слишком поздно, и компания не успевает подготовиться. Дело в том, что происходит это обычно, только когда в экспортный центр от организаторов выставки поступает информация о наличии свободных стендов, не выкупленных за деньги.
РЭЦ, как пояснили «Абирегу» в организации, в настоящее время руководит реализацией проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» в рамках нового нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». В ответе РЭЦ на редакционный запрос «Абирега» декларируется, что его региональные подразделения оказывают экспортерам на местах «полный спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки – от поиска партнера и аналитики по запрашиваемому региону до страхования и кредитования экспортных проектов». В ответе РЭЦ подчеркивается, что для участия в квалификационном отборе и реализации КППК, «системообразующие предприятия федерального значения» подают заявку непосредственно в Минпромторг, а производители регионального значения – в уполномоченные органы на местах, но не объясняются критерии, по которым дифференцируют производителей. В РЭЦ также обещают организационно-консультационную поддержку участников КППК. Таким образом, фактически подтверждается тезис промышленников, что средства, которые могли быть направлены на прямую поддержку производителей, распыляются на финансирование консультационных и прочих услуг со стороны госструктур.
На данный момент у РЭЦ есть 15 собственных подразделений в регионах и 79 центров поддержки экспорта, созданных местными властями в рамках соглашений с РЭЦ. В настоящее время механизм регионального присутствия центра меняется, сообщается в ответе на запрос «Абирега». В частности, на базе существующих обособленных подразделений РЭЦ, региональных центров поддержки экспорта, партнеров и представителей планируется формирование единой системы поддержки экспорта с охватом ключевых зарубежных стран и 85 регионов России. Целями проводимой реформы заявляются сокращение сроков оказания поддержки, организация предоставления типовых продуктов и услуг, подключение всех получателей услуг к единому программно-техническому комплексу и т. п. Однако, что реально изменится в структуре организации и что мешало выстроить единую систему из имеющихся подразделений ранее, из официального ответа не понятно. Сокращение потенциальных получателей господдержки также не объясняется. Среди конкретных кейсов господдержки, приводимых в ответе на запрос, фигурируют такие гиганты российской промышленности, как «Ростсельмаш».
По словам президента Тамбовской областной ТПП Елены Ворониной, сотрудничество с Центром поддержки экспорта Тамбовской области позволяет субсидировать многие услуги предприятий по внешнеэкономической деятельности и сделать их доступными любой компании, независимо от масштаба.
Однако примеры, приведенные региональной ТПП в качестве иллюстрации работы по поддержке экспорта, в основном сводятся к рекламно-информационной и выставочной деятельности. В частности это организация в 2018 году совместно с Центром поддержки экспорта Тамбовской области бизнес-миссий в Армению, Казахстан и Узбекистан, выпуск каталога экспортно ориентированных предприятий региона, продвижение проекта «Тамбовская марка».
Тришкин кафтан субсидий
Заметим, в прошлом году досрочно завершилось действие приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности». В Минпромторге России заявляют, что его целью являлось создание условий для устойчивого роста российского промышленного экспорта в «пилотных» отраслях с высоким экспортным потенциалом. Среди таких отраслей называются автомобилестроение, авиастроение, сельскохозяйственное и железнодорожное машиностроение. По данным министерства, за два года поддержку в рамках приоритетного проекта получили 560 компаний из пяти регионов Черноземья, экспортировавшие за рубеж продукции на 623 млн долларов. Сумма полученной ими господдержки не называется, однако несложно подсчитать, что в среднем каждый получатель поддержки экспортировал за два года продукции чуть более чем на 1,1 млн долларов. Эти цифры подтверждают, что за время действия проекта поддержку получили и относительно небольшие компании. Будет ли так при новом нацпроекте «Международная кооперация и экспорт», пока трудно сказать, но у потенциальных получателей господдержки есть на этот счет большие сомнения.
Промышленники уже не просят прямых безвозмездных субсидий, но проблема в том, что и возмездные, в виде льготных кредитов, стали доступны далеко не всем. Финансирование нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» на 2019-2024 годы составляет около 956,8 млрд рублей. Получается чуть больше 190 млрд рублей в год. В правительстве косвенно признают, что денег на программы господдержки экспорта не хватает, поэтому субсидирование стало выборочным. Вот только кто поручится за то, что предложенные критерии окажутся объективными? Оправданна ли поддержка только самых сильных и успешных экспортеров? И как это отразится на позициях бизнеса, не вошедшего в круг избранных? Может, чиновникам федерального правительства будет правильнее последовать примеру своего руководителя и честно сказать промышленникам: мол, денег нет, но вы держитесь.