Белгород. 28.08.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – Имя Валерия Сергачева в последние годы упоминается с приставкой «экс»: бывший топ-менеджер и совладелец одного из крупнейших в стране масложировых холдингов группы компаний «ЭФКО», экс-вице-губернатор Белгородской области, экс-депутат облдумы. С 2016 года он ушел с поста первого заместителя главы региона и с тех пор официально никаких постов в региональной структуре власти не занимал. В настоящее время в базах данных за ним числится лишь одна компания – ООО «Наследие», которое занимается издательством книг. При этом, как было отмечено в сообщении пресс-службы при отставке, он по собственному желанию покинул должность, но остался в команде губернатора.
Отмотаем немного назад, чтобы проследить стремительный карьерный рост господина Сергачева в региональной власти. На белгородской политической арене он появился в 2001 году в качестве депутата Белгородской облдумы. Пришел туда из бизнеса и представлял интересы избирателей Алексеевского района. К тому моменту он был совладельцем крупного и стремительно развивающегося масложирового холдинга – группы компаний «ЭФКО». На госслужбу его позвал губернатор Евгений Савченко в 2011 году и предложил заняться кадровыми вопросами. В тот момент место главы департамента кадрового развития было вакантным после ухода Сергея Боженова на пост мэра Белгорода. А за плечами Сергачева был успешный опыт кадрового управления в компании «ЭФКО», которая славилась собственной системой подготовки специалистов и работой школы управленцев «Бирюч».
В 2012 году Валерий Сергачев был назначен первым заместителем губернатора, что позволило ему полноценно взяться за внедрение своего бизнес-подхода в работе – проектного управления. С того момента постепенно все департаменты стали переходить на эту систему. Проекты появлялись не только при запуске инвестобъектов, но и сферах здравоохранения, образования и в целом в управлениях всеми процессами в правительстве. Как отметили собеседники «Абирега», знакомые с ситуацией, этот опыт для Белгородской области оказался успешным, его стали перенимать на уровне федеральной власти.
Проектное управление – не единственное большое дело Валерия Сергачева. Он же курировал информационную политику региона: в итоге крупнейшие издания региона перешли в подчинение правительства, был создан издательский дом, а независимыми остались несколько интернет-изданий. Исключением, пожалуй, можно считать только Старый Оскол, где еще живы независимые СМИ. Успешные избирательные кампании проходили также под кураторством Валерия Сергачева. Лишь после отставки этот вопрос пришлось вернуть в ведение ректора Белгородского госуниверситета Олега Полухина, который прежде долгое время занимал пост вице-губернатора.
Почти за пять лет службы в правительстве Валерий Сергачев заработал серьезный авторитет. По отзывам коллег, он интеллектуал с очень разносторонними интересами и старается тщательно изучить все вопросы, с которыми сталкивается. В вопросе подбора кадров он четко понимал, кто нужен и подходит или не подходит для поставленной перед ним задачи. Кстати, его ставленники до сих пор занимают высокие посты в белгородской власти, например, замгубернатора по кадровым вопросам Ольга Павлова или мэр Белгорода Юрий Галдун, перешедший на эту должность с места замгубернатора по ЖКХ. Другие собеседники агентства, которым довелось работать под руководством господина Сергачева, говорят о его требовательности и жесткости, причем на многие вопросы у него свой, довольно философский взгляд. Кроме того, некоторые считают его принципиальным, и порой эта принципиальность граничит со злопамятством.
Любопытно, что сразу после отставки с поста вице-губернатора господин Сергачев почти пропал из публичного пространства. В разговоре с корреспондентом «Абирега» в 2018 году он сообщил, что по своей инициативе оставил руководящие посты и больше не хочет вникать во все общественно-политические дела. Однако эксперты «Абирега» по-прежнему относят его к наиболее влиятельным персонам региона. А в марте этого года, как сообщило местное издание «Белпресса», в отчете перед облдумой губернатор Евгений Савченко упомянул, что Валерий Сергачев «спонсирует создание аритмологической службы». Собеседники издания не смогли подтвердить или опровергнуть эту информацию, но это не мешает ушедшему в отставку чиновнику оставаться одной из влиятельных фигур в Белгородской области.
Достижение
Развитие группы компаний «ЭФКО» до мирового уровня во многом стало возможно благодаря вертикальной системе управления, созданной топ-менеджментом компании, в который с 1994 года входил Валерий Сергачев. Господин Сергачев сначала занимался внешнеэкономическими связями компании, а затем стал директором по сырью филиала ЗАО «Управляющая компания ЭФКО».
Активы
100% ООО «Наследие» и 15% АО «ЭФКО продукты питания»
Промах
Во время работы в правительстве области у Валерия Сергачева возник негласный конфликт с белгородской митрополией. По слухам, именно с позволения господина Сергачева в регионе стали появляться ненавистные РПЦ секты и духовные лидеры, такие как хорватский «целитель» Брацо или последователи Владимира Мегре «Звенящие кедры России». Как предполагалось, именно они стали причиной разногласий Валерия Сергачева и митрополита Иоанна, а соответственно, и «охлаждения» отношений с главой региона Евгением Савченко.
Событие
В 2017 году ряд интернет-изданий опубликовал сведения о владельцах офшоров, содержащиеся в так называемом Paradise Papers («райском досье»). Согласно базе данных, акционером офшорной компании Bellmore Operations Ltd, основанной в 2007 году на Сейшельских островах, были люди, чьи имена совпадают с топ-менеджерами компании «ЭФКО». Совладельцами являются полные тезки Валерия Сергачева, а также Станислава Сергачева (сына) и Валерия Кустова. Адрес их регистрации – город Алексеевка Белгородской области. В момент создания компании господин Сергачев уже был депутатом облдумы, а в России началась кампания по деофшоризации.
Деталь
Разработал и в 2011 году запатентовал способ получения высокопротеинового подсолнечного шрота, который используется в производстве кормов для сельскохозяйственных животных и может быть полноценной заменой наиболее распространенного соевого шрота.