Белгород. 30.08.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Депутат Госдумы VI созыва Юрий Селиванов – основатель и председатель совета директоров ОАО «Завод ЖБК-1». Сегодня корпорация является одним из крупнейших застройщиков региона и вносит существенный вклад в реализацию нацпроекта «Жилье». Но делом всей своей жизни Юрий Селиванов считает создание жилищно-накопительного кооператива «ЖБК-1» и распространение этого опыта на всю Россию.
– Сенат одобрил постановление в рамках нацпроекта «Жилье» об увеличении объема строительства до 120 млн кв. м в год к 2024 году. Выполнимо ли это предписание?
– Документ нужно рассматривать в свете еще одного нововведения – эскроу-счетов. С ними будут обязаны иметь дело российские застройщики. Работа через банки приведет к «сжатию» строительных объемов, об этом говорил и президент, и глава Минстроя. Другие должностные лица оправдывают потенциальный строительный спад. Мол, объемы будут проседать только на первом этапе, а к 2024 году мы «рванем» и выполним требования нацпроекта. Но в этих словах больше надежды, чем уверенности.
– Вы пессимист или оптимист в этом вопросе?
– Коррупционная раздача разрешений на строительство и отсутствие контроля со стороны властей – благодатная почва для появления обманутых дольщиков. Изменить же законодательство в пользу этой категории граждан власти не желают. Кому-то это, видимо, выгодно. Будучи депутатом Госдумы VI созыва, я не видел, чтобы правительство инициировало какие-либо существенные поправки в закон о долевом строительстве. Были лишь «охи и вздохи» о сотнях тысяч обманутых граждан. А Госдума без поддержки Правительства не принимает ни один серьезный закон. Сегодня власть, оправдывая спад объемов ввода жилья, «переводит» рост объемов в рост прозрачности финансовых операций в строительстве. Согласен, в банковской сфере контроль жесткий, но и не бесплатный. А цена такой прозрачности – как минимум 10%-ный рост стоимости жилплощади. Ожидать увеличения спроса при росте цен и падении покупательской способности населения – абсурд. Поэтому я пессимист по отношению к существующему подходу.
– И какова альтернатива?
– Сейчас долевое строительство слишком рискованно, в первую очередь для самих дольщиков. Единственная альтернатива для них – инвестировать не в возведение жилья, а в выкуп уже готовых квартир. Я имею в виду жилищно-накопительные кооперативы, получившие распространение во всех странах мира. Оппоненты даже не вникают в то, что кооперативы не строят, а выкупают у застройщиков готовые квартиры, давая им тем самым средства для возведения нового жилья. Важно понимать, что некоторые люди хранят свои сбережения «в матрацах», что продиктовано страхом перед дефолтом. А недвижимость не подвержена инфляции. Поэтому при организации кооперативов триллионы рублей, которые граждане боятся пускать в оборот, смогут влиться в стройсектор и существенно оздоровить экономику. Напомню, что в кооперативе легализируются любые взносы без отчетности об их происхождении. Как показывает опыт, 40% взносов – это деньги домашнего хранения.
– Как это работает?
– В западных странах через кооперативы выкупается до половины общего объема жилья. Вспомним послевоенную Германию: власть объединила немцев в кооперативы и уже через пять лет вселила всех в квартиры. В царской России в кооперативном движении участвовали миллионы граждан, а самих объединений насчитывалось тысячи. Принципы работы кооперативов были понятны даже для малограмотного населения. Это еще раз опровергает миф о неспособности нашего народа к консолидации. Деятельность ЖНК регулирует закон 215-ФЗ, принятый в декабре 2004 года. Однако одного закона мало, нужна поддержка исполнительной власти. Что касается личного опыта, за последние 30 лет через наши кооперативы получили квартиры 3 тыс. семей, и деятельность в этом направлении успешно продолжается. Как юрлицо, кооператив работает самостоятельно, но мы помогли пайщикам организоваться, поддержали на начальном этапе, создав для белгородских застройщиков постоянный дополнительный рынок готовых квартир, где квартира обходится пайщику на 30-40% дешевле, чем в кредит.
– Какие возможности дает развитие кооперативов?
– Если власть назначит ответственное лицо и поручит контроль специалистам, то уже в текущем году в строительную отрасль вольется 1 трлн рублей, а это дополнительные 18-20 млн кв. м жилья. Напомню, что жилое строительство – это десятикратный мультипликатор, поэтому этот 1 трлн рублей активизирует еще 10 трлн «смежников». В бюджет поступит 2-2,5 трлн рублей в виде налогов. А если государство просубсидирует льготы из этих поступлений, то приток в кооперативы утроится, а бюджетные доходы многократно возрастут. Что касается самих граждан, то ЖНК – реальный шанс для тех, кто не может приобрести жилье собственными силами или в кредит. Но даже если ипотека доступна, то кооперативное накопление – куда более выгодный способ. Не нужно платить высокую ставку по кредиту, недостающую сумму денег вам предоставляет не банк, а другие участники организации без рисков для пайщиков, а значит, и без головной боли для них.
– Что мешает внедрить ЖНК повсеместно?
– Во-первых, должно быть доверие к организаторам, поэтому власть должна выбрать руководителей из авторитетных лиц, во-вторых, важно наличие гаранта регионального уровня, желательно, самого губернатора, который мог бы контролировать процесс. В-третьих, нужно вести просветительскую работу среди населения. С нашим опытом ее можно организовать по всей стране в течение недели, было бы желание… С трибуны Госдумы я пытался донести до властей идею о необходимости взять ЖНК на контроль. Проект тогда поддержали председатель Счетной палаты Сергей Степашин, руководитель «Справедливой России» – тогда еще председатель Совфеда – Сергей Миронов, первый заместитель председателя Правительства Игорь Шувалов. Даже в Агентстве Стратегических Инициатив признали эффективность проекта. Наиболее активно за его внедрение взялся замглавы Минстроя Олег Бетин. Как опытный хозяйственник, он быстро понял, какие возможности открывает кооперативное движение в строительстве жилья. Но его перевели на другую должность, а мои полномочия депутата закончились.
– И вы продолжаете эту работу?
– Полгода я пытался добиться встречи с главой Минстроя Владимиром Якушевым, написал письмо, обратился с просьбой к заместителю секретаря Совбеза РФ. Жду приглашения. Я уверен, что достучусь до властей, ведь распространение жилищно-накопительной кооперации – важный способ вдохнуть в жизнь в нацпроект «Жилье».