Воронеж. 05.09.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Нефтегазовый кластер Воронежской области функционирует уже более 10 лет. Совокупный объем производства его участников превышает 20 млрд рублей в год; основные заказчики – крупнейшие компании российской нефтегазовой отрасли, а значительная часть продукции выпускается в рамках программ импортозамещения. Председатель Совета ассоциации «Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области» Иван Лачугин рассказал «Абирегу» о деятельности объединения и о том, что мешает его работе.
– Иван Георгиевич, расскажите, в чем особенность нефтегазового кластера Воронежской области?
– Как показывает мировая практика, кластеры играют огромную роль в повышении конкурентоспособности региональной и национальной экономик. В первую очередь это связано с их возможностью объединять научный, образовательный и производственный потенциалы. Последние решения, принимаемые в России на федеральном уровне, говорят о том, что у государства сформирован определенный подход к реализации кластерной политики. Важным объективным показателем зрелого кластера является также наличие в нем механизмов самоорганизации в виде ассоциации.
Сегодня Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области – это структура, способная силами своих предприятий реализовать весь цикл производства. Рынок нефтегазового оборудования устроен таким образом, что заказчик постоянно повышает требования к качеству и характеристикам продукции. Потребители нашего оборудования и услуг хотят видеть реализацию своих проектов под ключ, однако большинство компаний не обладают полным спектром компетенций, чтобы комплексно удовлетворить растущие потребности клиентов. В таких случаях начинает работать механизм внутрикластерного взаимодействия, который позволяет совместно с другими предприятиями создавать полноценный законченный продукт.
В кластер входят 28 отраслевых компаний. Помимо производственных предприятий в составе инфраструктуры также технопарк, вузы, проектные организации, инжиниринговые, сервисные компании и банки. Ведущими компаниями кластера являются «Космос-Нефть-Газ», «Лискимонтажконструкция», «РГМ-Нефть-Газ-Сервис», Воронежский механический завод, «Некст Трейд», ООО «Завод нефтяного и газового оборудования».
Совокупный объем производства участников кластера превышает 20 млрд рублей в год. Значительная часть продукции выпускается в рамках выполнения программ импортозамещения крупнейших компаний российской нефтегазовой отрасли. Основной потребитель продукции кластера – крупный бизнес: «Газпром», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Новатэк», «Сибур Холдинг» и др.
– Какие из последних достижений кластера вы можете отметить?
– Изменение статуса кластера в 2016 году. Он стал первым в России промышленным кластером, включенным в федеральный реестр. Соответствующий приказ подписал глава Минпромторга Денис Мантуров.
Ассоциация активно взаимодействует с государственными структурами, в том числе с Минпромторгом России, облправительством, департаментом промышленности и транспорта Воронежской области, региональным фондом развития промышленности.
– В каких направлениях кластер развивается в 2019 году?
– Мы по-прежнему продолжаем выстраивать последовательное взаимодействие с крупными заказчиками.
Сейчас решается вопрос о заключении долгосрочных договоров поставок между «Газпромом» и тремя компаниями кластера. Делается это в рамках дорожной карты по взаимодействию ПАО «Газпром» с промышленным комплексом Воронежской области. Документ подписали губернатор Александр Гусев, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. К слову, ассоциация принимала непосредственное участие в формировании документа. Также дорожная карта предусматривает создание регионального органа системы добровольной сертификации ИНТЕРГАЗСЕРТ.
В марте этого года ассоциация организовала визит делегации ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть». Цель – ознакомление с продукцией и технологическими возможностями предприятий кластера. Это уже четвертая встреча с астраханской «дочкой» «ЛУКОЙЛа». В состав делегации вошли первые лица компании – технические специалисты, работающие на объектах по добыче нефти и газа, что строятся в акватории Каспийского моря. По итогам визита стороны определили те виды продукции предприятий кластера, которые в дальнейшем будут внедрены на объектах компании. В настоящее время мы готовим технические предложения на новую продукцию.
В июле в объединении был создан Экспертный совет по литейным технологиям. Он позволит развить передовые технологии литья, организовать обмен опытом и решить кадровые вопросы.
Подготовлена почва для сотрудничества региональных предприятий с «Роснефтью». Соответствующее соглашение госкомпания и правительство Воронежской области подписали на Петербургском международном экономическом форуме.
– Как развивается экспортная деятельность участников кластера?
– Ассоциация приняла участие в деловой миссии российских промышленных предприятий в Азербайджан. Ее организовали Минпромторг и Российский экспортный центр. Состоялись встречи с руководителями управления снабжения и департамента координации инвестиционных проектов крупнейшей азербайджанской государственной нефтегазовой компании SOCAR. В результате мы договорились, что в этом году проведем в Баку презентацию перспективных видов продукции. В ней будут участвовать дочерние предприятия SOCAR и другие заинтересованные структуры.
Также мы ищем возможность организовать деловую миссию в Казахстан. В этом нам помогает Торговое представительство РФ в республике. Заинтересованность в участии уже выразили порядка десяти предприятий кластера.
Еще одно направление работы ассоциации – участие в восстановлении экономики Сирии. Мы включены в работу двусторонней комиссии по нефти и газу в рамках Постоянной российско-сирийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
В сентябре наши представители примут участие в международной нефтегазовой выставке Offshore Europe – 2019, которая пройдет в Великобритании, а в октябре – в IX Петербургском международном газовом форуме.
– Какие проблемы беспокоят компании кластера?
– Одна из серьезных проблем – сроки оплаты услуг. Заказчики оплачивают выполненные работы в течение 70 банковских дней после подписания актов, при этом авансирование не предусматривается. Это не позволяет нам вовремя платить налоги и заработную плату. Страдают и субподрядчики, услуги которых мы также не можем вовремя оплатить, – у них возникают аналогичные проблемы с налогами и выплатами зарплат. Теоретически, чтобы подобных трудностей не возникало, можно привлечь кредитные средства. Но, во-первых, это занимает продолжительное время, во-вторых, банки дают их неохотно и под высокий процент. Кроме того, кредит увеличивает цену продукции, делает ее менее конкурентоспособной и менее рентабельной. Оптимальное решение – это сократить сроки оплаты выполненных заказов до 30 календарных дней, а для договоров от 1 млн рублей – предусмотреть авансовые платежи в размере 30%.
Еще одна проблема – разрешительная документация. Сегодня наши затраты на сертификацию превышают стоимость самой продукции.
– В чем конкретно заключается эта проблема?
– В каждой отрасли помимо обязательных сертификатов, отраженных в технических регламентах Таможенного союза (ТРТС), действуют и специальные сертификаты. В большей степени это относится к продукции для объектов энергетических отраслей.
Знаете, как обстоят дела с показателями и затратами у среднестатистического российского предприятия, которое работает не менее 20 лет и впускает около 100 видов продукции для нужд крупной нефтегазовой компании?
Продукция, по своим характеристикам может попадать одновременно под действие трех регламентов ТРТС. В таком случае цена сертификата по каждому регламенту составляет до 300 тыс. рублей в зависимости от сложности. Таким образом, для данного предприятия общая стоимость сертификатов ТРТС, выдаваемых сроком на пять лет, составит 90 млн рублей.
Отметим, что предприятие тратит на отраслевую сертификацию одного вида продукции, в зависимости от сложности, от 300 тыс. до 800 тыс. рублей (в среднем 500 тыс. рублей). Таким образом, для данного предприятия общая стоимость сертификатов, выдаваемых на три года, составит 50 млн рублей.
Предприятие-поставщик должно проходить процедуру подтверждения страны происхождения посредством отработки с ТПП РФ и уполномоченными организациями, согласно постановлению правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». По результатам выдается сертификат происхождения СТ-1. Цена сертификата СТ-1 на один вид продукции, в зависимости от сложности, составляет около 100 тыс. рублей. Таким образом, для данного предприятия общая стоимость сертификатов СТ-1, выдаваемых на три года, составит 10 млн рублей.
Кроме того, с 2015 года ряд объектов энергетической отрасли строится по зарубежным проектам и технологическим решениям. При этом продукция по закупочным процедурам проекта для этих объектов должна сопровождаться сертификатами ASME. Стоимость сертификата – 7 млн рублей.
Ввиду разнообразия сертификатов, предприятие обязано затратить 157 млн рублей. И себестоимость продукции, конечно, будет учитывать эти затраты.
В расчет не принимаются временные издержки, затраты на оплату труда персонала, задействованного в сертификации, и другие факторы. Очевидно, что о сохранении каких-то стоимостных и временных показателей продукции говорить не приходится. Предприятие просто не способно прогнозируемо и оптимально работать при таком количестве разных сертификатов и темпах их генерирования.
Мы предлагаем учитывать все процедуры оценок соответствия в едином сертификате ТРТС, как изначально и предусматривалось правительством РФ. Это позволит предприятиям снизить финансовое бремя, обеспечить рост и конкурентоспособность продукции.
– Есть ли сложности при взаимодействии с госструктурами?
– Безусловно, есть спорные моменты. Например, государством поставлена задача диверсифицировать оборонно-промышленный комплекс, то есть производить на предприятиях ОПК гражданскую продукцию. Оборонные предприятия провели серьезную модернизацию производства, закупили оборудование на государственные деньги и теперь оснащены лучше большинства гражданских предприятий. Это опасный вызов. Переход на гражданскую продукцию нужен, но его необходимо делать по-особенному. Наша «оборонка» вторая в мире по продаже военной техники за рубеж, но вместо того, чтобы развивать ОПК, его собираются сократить на 50%.
Другая проблема – сокращение отечественного рынка и невозможность конкурировать с зарубежными компаниями. Практически отсутствуют отечественные технологии по переработке нефти и газа. Так, Крымский мост в Керченском проливе заканчивают, строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» также скоро будет завершено. Крупные проекты, например Ямал СПГ и Амурский ГПЗ, отданы в основном иностранным EPC-контракторам. Кроме того, каждый год растет кадастровая стоимость земли.
– Расскажите о ваших дальнейших планах.
– В планах на ближайшие годы – разработка и реализация инвестиционных проектов, вывод на рынок новых продуктов, создание устойчивых связей с институтами развития и инфраструктурой поддержки бизнеса. И конечно же, поиск и привлечение стратегических партнеров-инвесторов для реализации производственных проектов.