25 ноября 2024, 12:37
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Руководитель воронежской инспекции труда Иван Яцких: «Работодатели привыкли больше думать о прибыли, а не о здоровье сотрудников»

18.09.2019 10:13
Автор:

Воронеж. 18.09.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Иван Яцких возглавляет государственную инспекцию труда с февраля прошлого года и за это время успел стрясти со злостных должников по заработной плате миллионы. Конкретно за первое полугодие 2019 года работникам выплачено более 180 млн рублей. Об актуальной ситуации на проблемных воронежских предприятиях, ближайших изменениях в законодательстве и непростых буднях инспектора Иван Яцких рассказал в эксклюзивном интервью «Абирегу».

– Иван Николаевич, подведите итоги работы инспекции за первое полугодие.

– В целом могу отметить положительную динамику. Нагрузка на инспекторский состав по разным показателям увеличилась с 30 до 50%. Так, в первом полугодии было проведено 1,72 тыс. проверок, работодателям выдано 972 предписания об устранении 2,9 тыс. нарушений. Но это сухие цифры. Если говорить по факту, инспекция восстановила нарушенные права 36 тыс. работников, на 29% больше, чем в прошлом году.

Большой блок нашей работы заключается в обязании работодателя выплатить положенную заработную плату. В этом аспекте мы тоже сработали лучше, чем в прошлом году. В этом полугодии по требованиям инспекторов зарплату получили почти 3,2 тыс. человек на общую сумму больше 180 млн рублей. Также мы работаем над неформальной занятостью: в первом полугодии по требованиям государственных инспекторов труда было оформлено 309 трудовых договоров. Отмечу, что все инспекции рейтингуются на федеральном уровне по ключевым показателям эффективности, и наша инспекция на протяжении всего полугодия неизменно занимает первое место по стране.

– Черноземные соседи приблизились к результатам Воронежской области?

– Если говорить о работе Воронежской инспекции, то я практически не разделяю ее с Тамбовской, потому что с сентября прошлого года являюсь руководителем в двух регионах. В 2018-ом Тамбовская область занимала 65-е место в рейтинге. В этом году Тамбовская инспекция стала третьей по России. Из других инспекций по ЦФО, деятельность которых я курирую, можно выделить Липецкую и Ярославскую области, которые также входят в десятку лучших. Все остальные пока, к сожалению, до этого уровня недотягивают.

– Какие нарушения самые распространенные среди работодателей?

– Если говорить о топ-рейтинге поступающих обращений, несомненный лидер – это вопросы, связанные с оплатой труда. За первое полугодие мы провели почти 600 проверок и выявили 708 нарушений. Это такая категория, о которой в динамике говорить достаточно сложно. Вопрос в том, насколько качественно мы выявляем эти проблемы. Если брать абсолютные цифры, общая сумма задолженности по заработной плате у нас в регионе выше, чем в прошлом году (по состоянию на начало апреля достигла почти 122 млн рублей). Не могу сказать, что это проблема. Скорее, наша работа дала свои результаты. Люди стали активнее защищать свои права, чаще обращаются к нам с этими вопросами. По нашему реестру предприятий имеющих задолженность по заработной плате мы наблюдаем тенденцию роста. Однако выделить компании, на которых была бы бесперспективная ситуация по погашению зарплаты, я не могу. К примеру, в этом году были серьезные проблемы с АО «Воронежтрубопроводстрой». Сумма задолженности перед работниками достигала практически 90 млн рублей, и компания выплатила ее в полном объеме. Совместно с правительством области и правоохранительными органами была проведена колоссальная работа, благодаря чему все получили зарплату, хотя на первых этапах казалось, что мы этого не добьемся.

– Какие еще воронежские компании испытывают сложности с выплатой заработной платы?

– Я бы отметил ООО «Комбинат хлебопродуктов Калачеевский», это предприятие тоже имеет крупную сумму задолженности, порядка 20 млн рублей перед 169 работниками. Сейчас предприятие находится в процедуре банкротства. Работаем мы с ними достаточно давно, я надеюсь, что совместными усилиями мы в октябре выйдем на погашение задолженности. Уволенные работники уже нашли работу на других предприятиях района, а долги по заработной плате не выплатили. Несмотря на то, что изначально перспективы казались туманными: основное имущество было заложено в банке, я думаю, мы справимся. Очень эффективно к этому вопросу подключились областные власти, максимально отработали эту проблему с конкурсным управляющим, возможным инвестором и основным кредитом. На сегодняшний день мы, по крайней мере, видим, как эта задолженность будет погашена.

Сложная ситуация со «172 центральным автомобильным ремонтным заводом». На сегодняшний день сумма задолженности приближается к 30 млн рублей. Там ситуация тоже более-менее понятна. Но вопрос с финансированием не снят: заказы есть, практически готовая продукция, которая позволит погасить задолженность, есть. Но ее нужно доделать и реализовать. Так же есть иное имущество, не задействованное в производственной деятельности, которое возможно реализовать с целью погашения задолженности. Мы, со своей стороны, делаем все необходимое для восстановления прав работников на выплату заработной платы на этом предприятии. Я думаю, что мы найдем решение, и этот вопрос тоже будет закрыт.

– А что касается вопросов охраны труда и производственного травматизма?

– Это второй наиболее важный аспект нашей деятельности. Здесь мы видим однозначно положительную динамику. Смертельный травматизм снижается. Для анализа мы берем большой период времени, потому что сегодня может быть все спокойно, а завтра – групповой несчастный случай, в результате чего краткосрочная статистика покажет не объективную картину. По сравнению с показателями 2012 года, смертельный травматизм сократился в несколько раз – с 130 несчастных случаев в год до 40 в 2018-ом. Мы часто работаем с работодателями в этом направлении, выдаем предписания с целью исключения подобных ситуаций, но многие нарушения, к сожалению, из раза в раз повторяются.

– Почему?

– Потому что осуществить тотальный надзор за деятельностью всех предприятий невозможно, а работники на эти нарушения жалуются очень мало. Доля обращений по охране труда в общей массе составляет меньше 10%. Люди, как правило, привыкают работать в конкретных условиях и не обращают внимания на вредные и опасные факторы на рабочих местах. Если бы мы получали больше подобных обращений, у нас было больше возможностей с профилактической точки зрения влиять на состояние охраны труда предприятий и добиваться устранения нарушений до наступления несчастного случая.

– Какие еще меры могут применяться для побуждения работодателей соблюдать технику безопасности и уделять внимание охране труда?

– К самым действенным профилактическим мерам нужно отнести информирование работодателей, а также привлечение их к административной ответственности за уже имеющиеся нарушения. Из практики – предупреждения действуют слабо: пока работодатель не ответит за нарушение рублем, он не переходит на сторону соблюдения трудовых прав.

На самом деле, соблюдение нормативов по охране труда очень затратно. Но когда, не дай Бог, происходит смертельный несчастный случай, в совокупности штрафов и помощи семье погибшего приходится платить гораздо больше.

– Кто из местных работодателей пренебрегает техникой безопасности?

– К сожалению, мне проще выделять не нарушителей, а тех, кто соблюдает нормы охраны труда. И, как правило, это компании с участием иностранного капитала и требованием реализации международных норм и правил по охране труда.

– Например?

– «Воронежсинтезкаучук», Шинный завод, и предприятия, которые придерживаются концепции нулевого травматизма, разработанной Международной организацией труда. Согласно концепции, работодатель проводит обследование каждого рабочего места и выявляет вредные и опасные факторы, которые позже относит к определенной категории риска реализации опасности, и проводит мероприятия по их ликвидации. К сожалению, на более мелких производствах этим вопросам уделяется гораздо меньше внимания из-за высоких издержек. Пока работодатели привыкли больше думать о прибыли, а не о здоровье сотрудников.

– Недавно в СМИ появилась информация о насильственных увольнениях в «Нестле», в том числе и в воронежском подразделении. Ваше ведомство занималось проверкой этого факта?

– К нам не поступало таких обращений, а значит, не было оснований для внеплановой выездной проверки. Мы обработали информацию, поступившую из СМИ и прокуратуры. В связи с тем, что юридическое лицо зарегистрировано в Москве и в Московскую инспекцию направлены документы для проведения проверки, так как случаи произошли не только в ЦФО, но и по всей России. С руководителем столичной инспекции мы постоянно взаимодействуем. Убежден, все, что нужно будет сделать в рамках надзора, будет сделано.

– Получается, у инспекторов есть какие-то ограничения, в том числе на законодательном уровне, которые не позволяют более эффективно выполнять свою работу?

– Ограничений как таковых нет. У инспектора широкие полномочия. Вопрос немного в другом. Политика государства сейчас направлена на снижение нагрузки на бизнес. В свое время были введены «налоговые каникулы», когда субъекты малого предпринимательства освобождались от плановых проверок. Мы на себе испытали эту проблему. Я называю это явление проблемой, потому что предприниматели очень гибкие, они быстро подстроились под эти каникулы, понимая, что мы с плановой проверкой не придем в течении трех лет. А по результатам проверок проводимых по жалобам работников, инспектора фиксировали многочисленные нарушения трудового законодательства.

Что касается ограничений. На сегодняшний день мы проводим два вида проверок – плановые и внеплановые. При составлении списка предприятий для плановых проверок мы ориентируемся на риски, которым подвержена компания. Мы посещаем те предприятия, которые отнесены к высокой, значительной или умеренной категории риска. В этом случае мы можем спрогнозировать негативные последствия и повлиять на них. В компанию с низкой категорией риска инспектор с проверкой будет направлен только по факту обращения работника или поступившей к нам информации о нарушении трудовых прав и предметно разберется в конкретном случае.

Все внеплановые проверки регламентированы 294 ФЗ («О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», – прим. ред.). Он ограничивает возможности инспектора выйти на проверку с определенным набором факторов. Никто же, например, не отменял недобросовестную конкуренцию. Раньше многие компании насылали контрольные органы друг на друга с помощью всевозможных жалоб друг на друга. Сегодня такой возможности нет.

Более того, мы сами, по своей инициативе, без согласования с прокуратурой не можем выйти на внеплановую выездную проверку. Провести документарную проверку при наличии оснований мы можем, но она не всегда дает объективную картину.

Подчеркну, что если на нарушение прав жалуется работник, инспектор в любом случае выходит и проверяет данное предприятие, здесь никаких ограничений нет.

– Выступало ли ваше ведомство с какими-либо законодательными инициативами, чтобы улучшить эффективность работы инспекции?

– Права законодательной инициативы у инспекции нет, но мы можем предоставить в Роструд предложения по совершенствованию закона. Например, очень часто процедура выплаты зарплат затягивалась из-за бюрократии, поэтому мы через Роструд и далее по цепочке ведомственной подчиненности выступили с законодательной инициативой о наделении инспекторов правом выносить исполнительный документ о взыскании задолженности по заработной плате. То есть, инспектор после установленного факта невыплаты зарплаты может сразу выдать исполнительный документ. Не надо будет идти в суд, документ сразу можно передать в службу судебных приставов для принудительного взыскания. Я надеюсь, Госдума рассмотрит данный законопроект в осеннюю сессию и это позволит восстанавливать трудовые права граждан гораздо быстрее.

– Действительно, хорошее предложение. Иван Николаевич, вы много говорите о выданных компаниям предписаниях. Бывает такое, что нарушители их не исполняют?

– Не исполнять наши предписания очень невыгодно и дорого. Могу сказать, что порядка 98% предписаний выполняются в добровольном порядке. Остальные 2% вынуждены защищаться в суде, который за неисполнение предписания часто привлекает к штрафу в сумме более 100 тыс. рублей.

– Каков суммарный объем штрафов, которые выплатили нарушители за 2018 год или за первое полугодие этого года по всем категориям нарушений?

– Суммы наложенных и уплаченных штрафов на самом деле большие. За прошлый год было взыскано порядка 57 млн рублей. В первом полугодии их количество выросло на 30-40% и уже превысило 38 млн рублей.

– На одном из совещаний вы заявляли, что более 70% нарушений наблюдается со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства. С чем связано?

– Во-первых, объективно, предприятий МСП попросту больше. Во-вторых, как я уже говорил ранее, из-за мощной поддержки государства, в части сокращения контрольно-надзорных мероприятий они зачастую пренебрегают обязанностью соблюдения всех требований действующего законодательства. Они получают прибыль и развивают бизнес, что, безусловно, хорошо, но некоторые из них совершенно забыли о соблюдении обязательных правил и требований. Почему их защищают? Потому что это уязвимая категория, где любые дополнительные финансовые затраты могут привести к потере бизнеса. Но зачастую люди пытаются экономить, в том числе и на вопросах охраны и оплаты труда, что совершенно недопустимо.

– Налаживаете ли вы прямое общение с работодателями с целью обучения?

– Почему-то все воспринимают надзорные органы как чиновников, которым нужны лишь проверки и штрафы. Не поверите, но не нужны абсолютно. Если мы придем к тому, что через два – три года у нас не будет ни одного несчастного случая, и по результатам наших проверок мы не будем никого штрафовать, я буду по-настоящему счастлив. Мы пытаемся максимально донести до работодателей, как должно быть, как правильно. Ежеквартально проводим публичные слушания, совершенствуем их формат и вместо скучных докладов готовы отвечать на конкретные интересующие вопросы.

– Это касается только работодателей? Может, есть какие-то курсы повышения грамотности работников?

– В этой части я в большей степени опираюсь на вас, средства массовой информации. Люди должны быть информированы, что при возникновении проблемы всегда могут обратиться к инспектору. Также для работников у нас есть телефоны горячей линии, выездные приемы в районах. А работодатели могут пройти анонимное онлайн-тестирование и выяснить, насколько их компании соответствуют требованиям соблюдения действующего законодательства.

– Поделитесь, пожалуйста, планами инспекции на второе полугодие. Может, есть какие-то долгосрочные планы и перспективы и на следующий год.

– Все мои планы связаны с деятельностью инспекции, с увеличением влияния нашего надзора на уровень законности в нашей сфере. Если честно, в планах у меня всегда стоит нулевой травматизм и отсутствие системных проблем по нарушению трудовых прав. Это идеальная ситуация, к которой мы будем идти, наверное, не один год, но, надеюсь, рано или поздно придем.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 4