Воронеж. 07.10.2019. ABIREG.RU – Аналитика – О создании особой экономической зоны (ОЭЗ) в Орловской области говорил еще экс-губернатор Вадим Потомский в 2015 году. Спустя четыре года проект начал продвигаться и даже дошел до согласования. Незадолго до подписания соответствующего постановления «Абирег» обсудил с заместителем губернатора Орловской области Вадимом Тарасовым, как власти добивались создания в регионе ОЭЗ, а также с какими трудностями сталкиваются при реализации нацпроектов.
– Вадим Александрович, у новой ОЭЗ уже есть потенциальные резиденты?
– У нас есть очень достойные потенциальные резиденты с многомиллиардными инвестициями, с большим количеством рабочих мест, которые рассматривают размещение своих производств в ОЭЗ. Если позволите, я не буду их называть на сегодняшний момент.
– Сколько их?
– Два-три уже рассматривают возможность разместиться. Мы за очень короткий промежуток времени, четыре месяца, по поручению губернатора подготовили весь пакет документов, до Нового года отдали их в Министерство экономического развития, где оперативно подготовили проект постановления. Мы получили согласование Министерства промышленности, Федеральной таможенной службы; Министерство экономического развития поддержало. Отдельные вопросы к проекту возникли у Министерства финансов в плане того, что некоторые резиденты, по мнению специалистов ведомства, могли бы реализовать свои проекты и без льгот. Но мы считаем, что для адекватной конкуренции между регионами за инвестиции условия должны быть одинаковыми. Если, допустим, в соседней Тульской области есть ОЭЗ с преференциями по налогу на прибыль, налогу на имущество и таможенным пошлинам, инвестор никогда не выберет Орловскую или какую-либо другую.
– Как решали эту проблему?
– Проводили рабочие встречи на уровне Правительства РФ, на уровне Минфина. Инициатором был губернатор. Андрей Клычков лично ездил, отстаивал необходимость создания в Орловской области особой экономической зоны как инструмента для активизации экономического развития региона. Как видите, доказали.
– Рассматриваете ли вы иностранные инвестиции в рамках ОЭЗ?
– Да, у нас есть иностранные партнеры, которые готовы разместиться в ОЭЗ. За ними персонально закреплены члены правительства. Такую установку, чтобы персонально за каждым был закреплен человек и сопровождал его для максимально комфортной реализации проектов, также давал губернатор.
– Как вы считаете, насколько Орловская область инвестиционно привлекательная?
– На мой взгляд, мы очень привлекательный регион с транспортной доступностью, с доступностью объектов инфраструктуры. У нас много молодежи – второй регион в ЦФО после Москвы по количеству студентов. Они инициативные, предприимчивые, хотят работать, хотят двигаться вперед. Тем более с помощью нацпроектов мы создаем условия для повышения качества жизни, будь то улучшение демографической ситуации или строительство жилья, например. Все нацпроекты взаимосвязаны. Это такой круговорот, который дает региону толчок в социально-экономическом развитии. Например, у нас в регионе во исполнение национальных проектов реализуются 49 региональных.
– С какими проблемами сталкивается Орловская область при реализации нацпроектов?
– Прежде всего, это, несомненно, уровень софинансирования. Он значительно превышает ориентиры, которые были обозначены на старте национальных проектов. Но как показывает практика, это типовая проблема.
– Сколько нацпроектов сейчас реализуется в Орловской области?
– Мы участвуем во всех 12.
– Многие критикуют нацпроекты, сомневаются в их эффективности и в том, что они реально способны достигнуть обозначенных целей. Действительно ли они полезны для регионов или это очередная громкая инициатива, за которой нет качественного содержания?
– Нет, они однозначно полезны. Регионам выделяется беспрецедентное финансирование из бюджета, будь то «Безопасные и качественные дороги», или «Здравоохранение», или другие направления.
– Есть ли сложность в том, чтобы освоить денежные средства?
– Мне не совсем нравится термин «освоение средств». Мы не идем по пути быстрого освоения средств, если это чревато потерей качества.
– Но ведь для губернаторов освоение средств учитывается в KPI?
– Освоение средств, конечно, может быть побочным индикатором того, как организована работа, но далеко не единственным. Один из главных индикаторов – то, что на сегодняшний момент заключены все договоры в рамках исполнения обязательств по нацпроектам. Это первое.
Второе – соблюдение сроков исполнения. Освоение же происходит, когда работы по госконтракту уже выполнены. Точке выплаты денег по контракту предшествует большая работа: объявление торгов, проведение самой процедуры, заключение договора или контракта, его исполнение, проверка качества работ. И только потом выплата денежных средств.
– Какие инвестиции запланированы в строительство инфраструктуры экономзоны?
– По проекту в строительство инфраструктуры ОЭЗ планируется вложить более 1 млрд рублей. Еще хочется отметить, что мы обсуждали с Минэкономразвития, что, как только пройдем первый этап на участке, мы сможем заявлять и другие территории для предоставления статуса ОЭЗ.