Финансовый аналитик Георгий Ващенко специально для «Известий» – о причинах резкого снижения ключевой ставки ЦБ.
Банк России выполнил обещания «действовать решительно» и снизил ключевую ставку сразу на 50 базисных пунктов – до 6,5% годовых. Такие прогнозы на рынке были, но в последние дни преобладал консерватизм. ЦБ за последние два года ни разу не двигал показатель вниз больше чем на один шаг (25 б.п.), отмечая риски в экономике.
Основной мотив регулятора – борьба со снижением цен. По мнению его аналитиков, дефляционные риски сейчас преобладают над инфляционными. Это происходит на фоне опасности замедления мировой экономики. В эти дни как раз отмечается 90 лет события, положившего начало так называемой Великой депрессии – периода кризиса в американской экономике. Этому предшествовали и способствовали низкие ставки, уменьшение стоимости товаров и услуг, затоваривание.
Пресс-релиз ЦБ, на мой взгляд, не дает четкого прогноза, будет ли показатель снижаться на одном из следующих заседаний. Не исключая такой возможности, регулятор указывает на фактическую неопределенность в отношении факторов, которые будут влиять на решения в денежно-кредитной политике. Но в отношении инфляции Банк России полагает, что она может снижаться более активно в краткосрочном периоде. Это объяснимо тем, что внешние ценовые шоки отсутствуют, а ставка ФРС идет вниз, что в конечном счете увиливает спрос на рублевые инструменты.
Обновленный макропрогноз по-прежнему консервативен в отношении динамики цен на нефть и роста экономики в базовом сценарии. По мнению ЦБ, в 2020 году ВВП вырастет на 1,5-2%, а в нынешнем году увеличение может составить менее 1%. Правда, стоит отметить, что средняя цена на нефть в этом прогнозе установлена на уровне $55 за баррель. Это предполагает, что в течение года нефть будет опускаться ниже $50, что, в свою очередь, спровоцировало бы скачки пары рубль/доллар в диапазоне 70-80 руб./$ и новую волну роста инфляции. Но понятно, что прогноз еще будет пересматриваться, а какой из сценариев в итоге реализуется – базовый или оптимистический, – покажет время.
Что же произошло с момента предыдущего заседания и стоило ли ждать резкого смягчения? Можно отметить как позитивные, так и относительно негативные изменения. Инфляция в годовом выражении снизилась до 4%, это самый низкий уровень за последние 12 месяцев. Но методику Росстата критикуют именно за то, что она склонна к занижению инфляции. И в Банке России могут разделять этот скепсис, по данным бюллетеня ЦБ, инфляция снижается на фоне сезонных факторов и динамики рубля.
Стоит отметить и низкие темпы роста экономики, и неожиданное падение индекса деловой активности в сентябре. Появились опасения, что увеличение ВВП по итогам года будет ниже 1,3%. Снижение ставки – это не лекарство от всех проблем. Банковские проценты идут вниз, но при этом наблюдается замедление темпов кредитования, оборот розничной торговли сократился на 0,2%, объем перевозок – на 0,4%.
У ключевой есть потенциал, ниже которого она снизиться не может. Что вообще формирует ее уровень? Изначально это ставка ФРС США. Она сейчас 2%. Также на размер ставки ЦБ влияют ожидания населения по инфляции.
Последствия от дальнейшего снижения ключевой в основном позитивные для реального сектора. Компании и домохозяйства смогут дешевле рефинансировать свои долги, снижение ставки подхлестнет ипотеку, темпы роста которой замедлились. Проценты по кредитным карточкам в будущем году могут опуститься ниже 15%. Но всё будет зависеть от того, не столкнется ли экономика с внешним шоком, например резким падением цен на сырье. Нефть в рублях уже стоит 3,7 тыс. за баррель, это провоцирует рост цен на внутреннем рынке и выступает одним из факторов инфляционного давления. Если рост цен подскочит в I квартале в диапазоне 4,5-5%, то новое смягчение не последует.
Автор – финансовый аналитик.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Георгий Ващенко
Газета «Известия», 18:45, 25.10.2019