Воронеж. 26.11.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Первая половина 2019 года стала для банковского сегмента весьма насыщенной: введение эскроу-счетов, системы быстрых платежей, участие в нацпроекте «Цифровая экономика» и мн. Др. Управляющий ВТБ в Воронежской области, вице-президент Владимир Пеннин подвел итоги работы банка в регионе за первые шесть месяцев 2019-го, а также рассказал о том, как завоевывать клиента, чего ждать от диджитализации в ближайшем будущем и станет ли ипотека более популярной.
– Как складывается для финансовой сферы 2019 год? Что изменилось лично для вас?
– Этот год получается довольно продуктивным. Слияние розничного и корпоративного блоков увеличило число задач, а значит, и объем ответственности. При этом в первом полугодии рынок демонстрировал неплохую активность. Мы быстро адаптировались к новой схеме, и в результате ВТБ в Воронежской области нарастил кредитный портфель на 21% и достиг 109,4 млрд рублей.
Корпоративный кредитный портфель ВТБ в Воронежской области увеличился на 26% и составил 72,2 млрд рублей. Основная его часть приходится на средний и малый бизнес – 45 млрд рублей (+35% с начала 2019 года). Региональный портфель банка в рамках программ господдержки увеличился более чем на 25% и по итогам первого полугодия составил 19,4 млрд рублей
В розничном сегменте кредитный портфель ВТБ в регионе за первые шесть месяцев текущего года вырос на 13% и превысил 37,2 млрд рублей. Наибольшая доля приходится на ипотеку – почти 19 млрд рублей (прирост с начала года составил 14%). За полгода воронежцы оформили в ВТБ более 1 тысячи ипотечных займов на сумму 1,6 млрд рублей. Портфель кредитов наличными достиг 14,8 млрд рублей, автокредитования – 1,9 млрд рублей.
– Как обстоят дела с привлечением средств физических лиц?
– Портфель пассивов воронежского ВТБ за полгода увеличился на 6% и составил 75,5 млрд рублей, из которых привлеченные средства частных лиц – 48,3 млрд рублей.
Согласно статистике, люди в большей степени оформляют вклады онлайн. А с 1 октября у клиентов ВТБ появилась возможность открывать вклады и накопительные счета еще и в банкоматах банка. Доходность по ним выше, чем при оформлении депозитов в офисе, и сопоставима со ставками в мобильном приложении и web-версии ВТБ-Онлайн.
– Какова структура кредитного портфеля СМБ воронежского ВТБ?
– В отраслевой структуре сегмента среднего и малого бизнеса, как и в 2018 году, наибольшую долю занимают компании пищевой промышленности и сельского хозяйства – 44%. Далее следуют предприятия жилищного и коммерческого строительства, недвижимости и стройматериалов (20%), торговли (15%), сферы транспорта и инфраструктурного строительства (12%).
– Какие компетенции должны сегодня развивать финансовые организации в первую очередь? Что, на ваш взгляд, становится ключевым фактором успеха?
– Клиентоориентированность и развитие цифровизации – вот стратегические направления развития нашего банка. Главное – внимание к потребностям клиента и способность их быстро и качественно удовлетворить. На данный момент у нас обслуживаются более 8,6 тыс. компаний и свыше 265 тыс. жителей Воронежской области. Ключевая задача ВТБ – стать банком первого выбора как для действующих, так и для потенциальных клиентов.
– Чтобы успешно работать, необходимо быть сплоченным коллективом с общими целями и ценностями. Как решается вопрос с командообразованием в ВТБ?
– С уверенностью могу сказать, что 80% успеха любого дела зависит от кадров. Наша сильная сторона – люди, высокопрофессиональные сотрудники. Они не просто грамотно выполняют свою работу, но и обеспечивают тот самый необходимый клиентам комфорт. Словом, качественные кадры – очень важная корпоративная ценность. Поэтому в новой стратегии банка ВТБ – наряду с клиентоориентированностью и диджитализацией – третьей важнейшей задачей стоит командообразование.
– В 2019 году многие крупные компании участвуют в национальном проекте «Цифровая экономика» и взяли курс на диджитализацию. Как вы относитесь к этим процессам и как их внедряете в бизнес?
– Безусловно, диджитализация стала неотъемлемой частью нашего бизнеса. Но для ВТБ важно не столько автоматизировать процессы, сколько повысить удобство использования продуктов. Мы стремимся стать для клиентов не просто банком, а надежным финансовым партнером, готовым помочь на всем пути сотрудничества.
Хочу отметить следующие важные проекты, которые мы реализовали в первом полугодии 2019 года. Один из основных – подключение офисов к единой биометрической системе (в том числе, четырех отделений в Воронеже). Во-первых, это поможет людям сэкономить время на посещении наших офисов, во-вторых, обеспечить доступность финансовых продуктов даже в отдаленных населенных пунктах. Также сейчас идет работа над внедрением биометрии и в банкоматы нового поколения. Помимо этого, мы стали участниками Системы быстрых платежей. Клиенты оценили скорость и простоту совершения переводов и платежей: вместо сложных реквизитов – номер телефона. Получателю платежа не нужно пересылать свои реквизиты отправителю или фотографировать номер карты – достаточно дать свой номер телефона. В настоящее время все платежи для наших клиентов бесплатны. Спрос на такие переводы постоянно растет: как по количеству платежей, так и по их объему. На днях запустили собственного мобильного оператора – ВТБ Мобайл. Объединение финансовых и телеком-сервисов позволит предоставлять клиентам новые преимущества. Мы предлагаем простую прозрачную линейку тарифов, в том числе бесплатный пакет минут и интернета для активных пользователей Мультикарты.
– Какие цели стоят перед воронежским ВТБ до конца года?
– Прирасти по всем показателям. Уверен, одним из драйверов роста будет оставаться ипотека. По прогнозам экспертов, все большую популярность будут набирать специальные программы ипотечного кредитования. Мы намерены уделить пристальное внимание этому направлению.
Будем развивать наши новые направления, которые в этом году были внедрены в ВТБ – VR-ипотеку и VR-инвестиции. Это очень удобно: с помощью VR-ипотеки покупатель сможет удаленно через очки виртуальной реальности посмотреть квартиру в любом жилом комплексе любого из аккредитованных застройщиков ВТБ. Таким образом, легко и просто можно приобрести недвижимость, находясь в тысячах километрах от выбранного объекта.
Еще одним прорывом, по нашему мнению, станут VR-инвестиции. Их особенность заключается в том, что с помощью опроса, который клиент проходит онлайн, банк определяет для него наиболее привлекательную инвестиционную стратегию.
В начале августа мы запустили новую линейку пакетов расчетно-кассового обслуживания для среднего и малого бизнеса. Она включает в себя как пакеты с базовым наполнением, так и возможность подключать дополнительные опции при индивидуальном запросе клиента. Например, пакет «На старте» создан для компаний и предпринимателей, которые только начинают свое сотрудничество с банком, но уже нуждаются в качественных услугах РКО с квалифицированной поддержкой. Мы предлагаем бизнесу условия, выгодно отличающиеся от многих предложений на рынке. Среди них – бесплатное открытие и обслуживание расчетного счета в течение 12 месяцев, подключение и использование интернет-банка, а также проведение рублевых платежей.
Фото: Олег Харсеев