Воронеж. 25.02.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – О тонкостях рынка ритейла и о планах на будущее рассказывает генеральный директор округа «Черноземье» Федеральной Сети «Вестер».
— Алексей Владимирович, намерена ли торговая сеть «Вестер» и дальше развиваться в Черноземье или компания остановится на достигнутом?
— Разумеется, мы рассматриваем возможность дальнейшего развития.
—Мы отдадим предпочтение областям, в которых уже присутствуем — Белгородской и Воронежской. Мы считаем, что потенциал этих областей очень высок.
«Вестер» начинал развиваться в Черноземье с Белгородской области. Два года назад, когда мы открывали в Белгороде свой первый гипермаркет, в городе был достаточно низкий уровень конкуренции. Присутствие других торговых сетей было незначительным. Поэтому начинать работать и развиваться там было проще, чем где бы то ни было. Сегодня в Белгородской области «Вестер» объединяет четыре торговых объекта (два в областном центре и по одному – в Губкине и Старом Осколе).
Другие регионы мы тоже рассматриваем, но о каждом из них нужно говорить отдельно. К примеру, присутствие нашей торговой сети в Тамбовской области, где низкий уровень покупательской способности, будет рассматриваться в последнюю очередь. Что касается Липецкой области, то здесь плотность торговых площадей на душу населения высока, вторичная конкурентная среда очень плотная. Без сомнений, если нам придется развиваться в Липецке, то это будет происходить очень агрессивно и крайне осторожно.
Говоря о Воронеже, следует сказать, что сегодня у нас есть возможность развиваться здесь не только в форматах «гипермаркет» и «супермаркет», но и в формате магазина «у дома».
— Расскажите поподробнее об этом.
— Дело в том, что магазины «у дома» удержат около 30 процентов розничного рынка. Это весьма большой показатель, и в этой доле не только сетевые компании. Группа «Вестер» имеет собственный бренд данного формата – магазины «Сосед», — который до недавнего времени развивался только в Калининградском регионе и где он очень популярен.
«Сосед» — это небольшой магазин (не более 600 кв. метров торговой площади) шаговой доступности со своей концепцией, логотипом и отработанным ассортиментом (1,8 – 3 тысяч наименований).
Сейчас головная компания рассматривает вопрос вывода бренда «Сосед» на рынок Воронежа. Как только будет принято стратегическое решение по данному вопросу, ежемесячно мы будем открывать в городе две-три торговые точки с вывеской «Сосед». Всего компания «Вестер» намерена открыть в Воронеже не менее двадцати магазинов формата «у дома».
Сейчас мы также заняты поиском торговых площадей под магазины «Сосед», и найти нужные площади оказалось весьма проблематично. Строить же такие торговые объекты (общая площадь 0,7 — 1,2 тысяч кв. метров) сегодня экономически неэффективно.
— Недавно «Вестер» перешел на кадровый аутсерсинг. Оправдал ли себя этот подход?
— Не только мы практикуем кадровый аутсерсинг, но и многие другие торговые сети с наступлением кризиса стали активно использовать этот принцип работы с персоналом. Объясню, почему. Все торговые сети работают на определенных наценках. Соответственно, чтобы понизить и оптимизировать затраты, основным из которых является фонд оплаты труда, ритейлеры начали искать возможность привлечения на короткое время квалифицированные и неквалифицированные рабочие руки в рамках трудового законодательства. «Вестер», например, в первую очередь стал привлекать аутсерсеров на такие вакансии, как кассир и продавец. Почасовая работа продавца с выполнением большого объема работ во всех отношениях оправдала себя. Что же касается «приходящих» кассиров, то здесь аутсерсинг нам не помог — зафиксирована их низкая производительность. Оказалось, что компании, предоставляющие эту категорию сотрудников, не занимаются их обучением.
— Насколько развит в Воронеже рынок кадрового аутсерсинга?
— Я буду говорить об идеальной схеме сотрудничества с аутсерсинговыми компаниями. Если магазин или сеть заключает контракт на поставку квалифицированного кассира, то этот «кассир» должен знать товар и где находится штрих-код, уметь без ошибок сканировать. Плюс должным образом вести себя и выглядеть. При этой идеальной схеме, обучением всем перечисленным навыкам должно заниматься кадровое агентство, потому что сеть за это платит деньги. Если торговая сеть будет сама еще и обучать кассира, то тогда ей нужно доплачивать. Кадровые агентства, к сожалению, недооценивают важность обучающих элементов в своей структуре. В их банке данных чаще всего встречаются студенты, заинтересованные в почасовой работе, но не обладающие элементарными знаниями специфики работы. Если бы кадровые агентства взяли на себя обучающую функцию, это повысило бы их качественный уровень.
— Уже полтора года «Вестер» применяет факторинговую схему оплаты в работе с поставщиками. Есть ли первые результаты ее применения?
— Факторинговая схема подразумевает тройственный договор между торговой сетью, поставщиком товара (либо производителем) и факторинговой компанией. Последняя гарантирует поставщику своевременную, а зачастую и более раннюю оплату. Тем самым факторинговая компания участвует своим капиталом в оплате товара, который поставляется в сеть. Это своего рода кредитование, естественно, за разумный процент от сделки.
При стандартной схеме работы с поставщиками, а именно минуя посредников, у многих сетей в договоре прописаны сроки отсрочки платежей, равные приблизительно двадцати банковским дням. Однако поставщик, чтобы не нарушать товарооборот, всегда желает получить деньги как можно раньше. Но, если с нашей стороны товар не продан, то мы не можем за него заплатить. А оплачивать его в ущерб продаваемому товару, это самоубийство. Причем как для торговой сети, так и для поставщика. Лидеры продаж, в особенности продукты первой необходимости, должны быть на полках всегда.
Сеть «Вестер» придерживается позиции — лучше зарабатывать немного, но стабильно. Мы стараемся грамотно выстроить систему поставок, логистики и ценообразования. Как показывает практика, такой подход полностью себя оправдывает. Так, продавая такой дорогостоящий продукт, как красная икра, по цене 149 рублей, магазин «Вестер» реализовывал в сутки сто банок. А в период действия акции, когда икра стоила 109 рублей, у нас один только магазин продал 6 тыс. баночек.
— Сейчас часто говорится о скором окончании кризиса. Один из показателей кризисного состояния — это покупательская способность. Наблюдается ли в «Вестере» рост среднего чека? Если он вырос серьезно, говорит ли это о том, что кризис скоро закончится?
— Я бы не сказал, что кризис миновал. Просто покупатель оптимизировал свои расходы, а торговые сети — ассортимент. Многие производители уменьшили объемы производства некоторых видов продукции. Некоторые маленькие магазины в разгар кризиса были вынуждены закрыться. Поток товара несколько перераспределился. В свою очередь, покупатель четко определил для себя, на что он может тратить деньги ежедневно, а какие «излишества» покупать реже.
Могу отметить, что многие продукты питания в результате совместной работы торговых сетей с производителями в кризис стали более доступны. Сеть «Вестер», к примеру, продает социально значимые товары (хлеб, мясо, молоко, яйцо, мука, масло) с минимальной наценкой, а реализация некоторых видов продуктов осуществляется вообще «в минус». Раньше такого не было! А сейчас, чтобы привлечь покупателя, практически все торговые сети идут на подобные маркетинговые акции. Хорошо, когда затраты делятся пополам между производителем и сетью. Тогда и товар на полке получается дешевле, и бремя не в полном объеме ложится на магазин. Еще важно помнить, что сегодня поднимать наценку на товары нужно очень осторожно. Покупателей не обманешь. Они прекрасно знают, что, где и сколько стоит.
— С первого февраля 2010 года вступил в силу закон о госрегулировании торговли. Как вы считаете, он сможет реально работать?
— Мы обсуждали этот закон с представителями федеральной антимонопольной службы в Москве, где присутствовали представители многих мировых сетей. Могу сказать одно — комментировать его очень сложно, потому что в нем присутствует политика. В любом случае, «Вестер» — законопослушная компания, и мы будем следовать всем законодательным актам, даже если они на данном этапе и не способствуют здоровому росту конкуренции.
— Алексей Владимирович, до кризиса в «Вестере» было много местной продукции. Не для кого не секрет, что в кризис у вас были определенные проблемы с поставщиками и производителями, но они благополучно разрешились. Как обстоит дело сейчас? Какова пропорция местных и федеральных товаров в «Вестере»?
— Для компании «Вестер» наличие товаров местных производителей на полках — это закон, поскольку покупатель любит эту продукцию. А если местные продукты не только вкусные, но и доступные, то неизменно они становятся лидерами продаж. Сегодня на долю местных поставщиков приходится 75% ассортимента «Вестера» в Черноземье. Важно отметить, что именно в разгар кризиса стала увеличиваться доля воронежских производителей, и мы поддерживаем и развиваем это сотрудничество.
— И последний вопрос. Кого из воронежских производителей вы могли бы привести в пример, как образец надежных партнеров?
— Я бы отметил «Воронежский мясокомбинат» и «Калачеевский мясокомбинат» — это одни из немногих производителей, которые очень ритмично поставляют качественный и востребованный покупателем товар. Что касается дистрибуторов, то здесь можно назвать поставщика алкогольной продукции «Висант-торг». Алкогольный рынок весьма непрост, и это одна из немногих достойных компаний, которая активно работает над своим ассортиментом, прислушиваясь к пожеланиям торговых сетей. Приятно также сотрудничать с компанией «Аскон», дистрибутором известных марок жевательной резинки, шоколадных батончиков и пр. Сотрудники этой компании понимают, что в кризисной ситуации необходимо перераспределять акценты, и что по-старому уже работать нельзя.
Светлана Калюжная (газета «Воронежский продукт»)