29 апреля 2025, 15:32
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

На два фронта

25.02.2010 16:42
Работа в «серой зоне» — на несколько работодателей одновременно — становится вполне обычным явлением. Сотрудникам, конечно, нравится быть максимально независимыми, чувствовать себя хозяином собственного профессионального будущего. Но здесь возникает вполне обоснованный вопрос: а нравится ли эта ситуация работодателям? Сухая статистика Согласно последним статистическим данным, уже каждый десятый человек в Москве работает одновременно на нескольких работах.

Работа в «серой зоне» — на несколько работодателей одновременно — становится вполне обычным явлением. Сотрудникам, конечно, нравится быть максимально независимыми, чувствовать себя хозяином собственного профессионального будущего. Но здесь возникает вполне обоснованный вопрос: а нравится ли эта ситуация работодателям?

Сухая статистика

Согласно последним статистическим данным, уже каждый десятый человек в Москве работает одновременно на нескольких работах. После перестройки эта тенденция, вызванная необходимостью хоть как-то сводить концы с концами, довольно быстро вошла в моду. Из обихода ушел режущий слух термин «халтура», а ставшая распространенной практика получила законодательное закрепление — теперь пункт о совместительстве четко прописан в Трудовом кодексе. Таким образом, закон позволяет трудиться на благо неограниченного числа работодателей. Однако пока еще очень небольшое количество работников, решившихся на вторую или третью работу, официально прописывают пункты о совместительстве в своей трудовой книжке.

В серой зоне

Огромное количество людей в рабочее время занимается параллельной работой, и, как правило, руководство предприятий не одобряет такие походы «налево». Подавляющее большинство фирм запрещает своим сотрудникам использовать время или ресурсы компании для личных нужд и дополнительного заработка. Работники знают об этом, и стараются особенно не афишировать факт своей неверности. Закон в этом идет им на встречу: согласно Трудовому кодексу, вовсе не обязательно ставить в известность своего «основного» работодателя о наличии параллельной работы. Но вместе с тем, даже зная о существовании такой практики на своем предприятии, непосредственное руководство часто закрывает глаза на то, что сотрудники заняты чем-то помимо основного дела. Однако и в том, и в другом случае встает вопрос — а допустимо ли вообще использование ресурсов компании? И каких именно ресурсов?

За что работодатель платит деньги? За рабочее время и профессиональные качества или исключительно конечный результат? Есть ряд профессий, в которых работа сразу на несколько организаций не только вполне допустима, а порой даже полезна для дела и развития профессиональных навыков. Например, почти все дизайнеры, журналисты, копирайтеры или звукорежиссеры одновременно трудятся в нескольких местах. Причин тому много, но главная — сочетание свободного графика и мятежного духа. В случае со специалистами этих сфер работодатель платит не столько за потраченное время, сколько за конечный результат. И при этом совершенно не важно, в какое время суток и в каком месте написал свой гениальный слоган вышеупомянутый копирайтер.

Как правило, работают «налево» хорошие бухгалтеры, юристы и кадровые специалисты. Причина в нехватке на рынке труда квалифицированных специалистов в этих сферах. Тут уже работодателю решать — либо иметь на предприятии профессионального бухгалтера и сквозь пальцы смотреть на его неверность, либо искать другую штатную единицу.
Другое дело, работники, занятые в промышленном производстве, личный помощник, водитель или, не дай бог, хирург.

Кто виноват?

В принципе, распознать изменника довольно просто, главное внимательно наблюдать за определенными признаками. Итак, если сотрудник часто отсутствует на рабочем месте, постоянно просит отгул или зачастил на больничный, если он перестал справляться с тем объемом работы, который раньше не вызывал у него трудностей, если неожиданно резко потерял интерес к работе или наоборот проявляет излишнее, показное усердие — то скорее всего, ваш сотрудник ушел в «серую зону». К индикаторам также относятся увеличение интернет-трафика, телефонные разговоры в режиме «строжайшей секретности», посторонние люди в офисе и другие мелкие изменения, происходящие обычно одновременно.

Но сразу обвинять подчиненных в потере лояльности не всегда обосновано. Как бы там ни было, существуют объективные причины, толкающие работников искать счастья на стороне. Все люди разные, поэтому и причины эти сугубо индивидуальны. Для кого-то это естественный ритм жизни, кто-то выбрал такой путь смены карьеры, кому-то не хватает творческой реализации, а кто-то банально ищет дополнительного заработка. Хотя можно выделить и несколько наиболее общих векторов.

В качестве основной причины работодатели, как правило, называют жадность. Работники ту же по сути причину характеризуют, как желание больше зарабатывать. В любом случае низкая зарплата — самая распространенная причина, побуждающая сотрудников искать материальное удовлетворение в другом месте. Недооцененность руководством или просто завышенные амбиции, избыточная энергия или недостаточная загруженность в течение рабочего дня — все это рано или поздно непременно приведет к левой работе, или, что еще хуже, к возникновению паразитических схем, когда для личных трудов работник будет использовать ресурсы работодателя.

В принципе, если материальные ресурсы компании-основного работодателя не страдают, часто он старается не обращать внимание на такую «разносторонность» своих подчиненных. Однако, объективно очень высок риск того, что разрываясь между двумя местами работы, сотрудник просто начнет менее ответственно относиться к своей основной работе, перестанет уделять ей достаточно внимания. Так, например, тяжело совмещать несколько бухгалтерских подработок — ведь сдача ежеквартальных и годовых отчетов приходится на одно и то же время. Кроме того, второстепенная работа вполне логичным образом может стать основной, например, если зарплата «на стороне» превысит ту, что платит основной работодатель.

Что делать?

Еще какое-то время назад известие о дополнительном заработке сотрудника вызывало однозначную реакцию: «за это надо увольнять!». Конечно, для работодателя малоприятна ситуация, когда четверть, а то и треть своего рабочего времени его сотрудник тратит на «серую» работу. Но при этом нельзя не учитывать, что сейчас профессионалы и компетентные специалисты — важный ресурс компании. На этом фоне появляется стремление к взаимовыгодному сотрудничеству, которое часто строится на компромиссах.

Допустим, вы узнали, что сотрудник, работающий на вас, выполняет еще какую-то работу. Теперь только вам решать, что дальше делать с полученным знанием. Имеет ли смысл закрыть глаза на этот факт или громко уволить, показав остальным, чем чреваты подобные вольности.

В любом случае стоит установить жесткие рамки. Например, запретить использование клиентской базы в личных целях, обсуждение с новым руководством политики компании, нарушение корпоративной этики — все это, конечно, недопустимо и должно караться исключительно жесткими санкциями.

Для многих руководителей запрет на серую работу в компании — принципиальный вопрос. По их мнению, раз сотрудники используют ресурсы фирмы без ведома руководителя — получается, что в ней царит беспорядок, а для репутации это неприемлемо.

Если не все таланты работника были по достоинству оценены в какой-то компании, он вполне естественно будет искать им применение на стороне. И, если это действительно достойный специалист, то почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что он найдет место, где его смогут оценить. И, скорее всего, даже не одно.

В любом случае, перед тем, как принять решение об увольнении сотрудника, сначала разберитесь в произошедшем. Имеет смысл провести откровенную беседу, выяснить причины и возможные пути разрешения сложившейся ситуации.

Если для вас как руководителя работа сотрудников в «серой зоне» неприемлема, есть несколько способов, как с ней бороться. Наиболее доступные из них — установить конкретные правила внутреннего трудового распорядка, определить в должностных инструкциях обязанности сотрудников, установить периодичность составления отчетов о проделанной работе, завести журнал учета времени прихода, ухода сотрудников и количества поездок с указанием цели и места пребывания. Стоит также ввести систему учета использования Интернета и рабочего времени, систему штрафов и поощрений. Довольно жесткий метод — контроль за содержимым жесткого диска сотрудника и проверка его служебной электронной почты. Однако идеальный вариант — обеспечить сотруднику хорошую загрузку интересной для него работой и достойную оплату за проделанный труд.

Сергей СЕРИН

Комментарии 0