Воронеж. 27.12.2019. ABIREG.RU – Эксклюзив – Предприниматели не перестают называть одной из главных проблем кадровый голод. Говорят, зачастую трудно найти даже просто адекватных людей. А когда дело доходит до узких компетенций – совсем беда. Но есть и обратная практика, когда с работодателем или заказчиком можно вляпаться так, что мало не покажется. Причем ни высокий статус проекта, ни его реализация с привлечением бюджетных средств, ни громкие имена во главе производственной цепочки не спасут. Особенно грустно, что подобный сорт людей в Воронежской области привлекается к строительству таких объектов, как мосты.
Многокилометровые пробки на дороге у павловского села Лосево уже вошли в историю. Для решения этой проблемы в Воронежской области строится платная дорога в обход Лосево и Павловска. Соответствующий отрезок федеральной автодороги М4 пролегает по территориям Бобровского, Павловского и Верхнемамонского районов Воронежской области. Проект «Автодора» реализуется по схеме долгосрочного инвестиционного соглашения со сроком действия до 2040 года. Максимальная стоимость строительства была заявлена на уровне 62,4 млрд рублей, из которых 90% приходится на долю государственного финансирования и 10% – на долю частного. «Трансстроймеханизация» Ротенбергов согласилась выполнить строительство объекта за 62,27 млрд рублей. После введения в эксплуатацию участка проезд по нему будет платным.
В конце 2017 года, на тот момент председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах анонсировал, что строительство участка будет завершено на год раньше срока, то есть до конца 2019 года (и в этой части все выполнено вовремя).
«Там достаточно энергично идут работы», – заявил два года назад господин Кельбах. Сегодня слова об энергичности из уст Сергея Кельбаха выглядят тем более комично, что ему грозит до десяти лет лишения свободы. По версии следствия, он заключил три неправомерные сделки, которые принесли госкомпании ущерб больше чем в 2 млрд рублей.
И все же слово подобрано точно: энергичность и предприимчивость работ впечатляет. «Абирег» сумел убедиться в этом на примере строительства моста через реку Осередь. В речи Сергея Кельбаха в декабре 2017 года он был отмечен следующей цитатой: «На мосту через Осередь установлено 90% балок пролетных строений».
250-метровый мост через реку Осередь назывался вторым по сложности на будущей трассе. Казалось бы, объекты такого уровня должны строиться с максимальным контролем и 100% прозрачной отчетностью. Но не тут-то было. Мост, по которому предстоит не раз проехать тысячам людей, строили субподрядчики, в том числе без заключения договора.
На мосты и дороги рассчитайсь!
В холдинге «Мостотрест» четкое разделение работ. Дочерний гигант ООО «Трансстроймеханизация» занимается дорогами и крупными инженерными сооружениями и уже хорошо известно воронежцам, например, по строительству дороги в обход сел Новая Усмань и Рогачевка, реконструкции международного аэропорта. Оно же выиграло торги на строительство дороги в обход Боброва за 5,1 млрд рублей. ПАО «Мостотрест» и его региональные филиалы строят и реконструируют мосты. Чего стоит один Крымский мост в его портфолио! По данным «Интерфакса», ООО «Стройпроектхолдинг» Аркадия Ротенберга владеет 94,2% акций «Мостотреста» через АО «ТФК-Финанс», остальные 5,8% находятся в свободном обращении.
Генподрядчиком моста через Осередь является воронежская территориальная фирма «Мостотреста» «Мостоотряд-81». Их скромный офис на левом берегу издалека похож на засекреченное конструкторское бюро и как будто законсервирован в состоянии ударных советских лет: династии мостостроителей, режим, интеллигенция, фанатичная преданность делу. Например, именно «Мостоотряд-81» в конце 70-х занимался строительством Северного моста в Воронеже.
«Мостоотряд-81», в свою очередь, привлекал к работам московское ООО «Стройинновация». По данным СПАРК-Интерфакс, эта компания создана в 2007 году со скромным уставным капиталом в 10 тыс. рублей и насчитывает 21 сотрудника. Не маловато, чтобы возводить мосты?
В 2017 году компания сработала с выручкой 147,3 млн рублей и прибылью в 5,7 млн рублей. Однако «карма» испортилась: 2018 год, по данным Kartoteka.ru, компания закончила с выручкой 122,6 млн рублей и 29,9 млн рублей убытков. При этом за «Стройинновацией» числится 16 исполнительных производств на 3,85 млн рублей и букет арбитражных дел. Генеральным директором компании является Дмитрий Хирный, совладельцами в равных долях – Александр Шуняев и Баграт Абрагян.
Люди, работавшие со «Стройинновацией» в Москве, вспоминают, что, прежде чем уйти в предприниматели, они вместе работали снабженцами в «СУ-77». Будучи людьми, которые в силу своих должностных обязанностей фактически занимаются перепродажами, жили, со слов очевидцев, по принципу «Хочешь жить – умей вертеться». Затем, с лихвой заряженная предприимчивостью (на языке Сергея Кельбаха – энергичностью), «сладкая парочка» начала собственный проект.
С помощью каких связей, знакомств и на каких реальных условиях «Стройинновация» вошла в круг подрядчиков «Мостотреста», нам неизвестно. Но право привлекаться к выполнению относительно крупных инфраструктурных проектов «Стройинновация» заслужила в Тверской области, где в декабре 2017 года «Мостотрест» совместно с «Трансстроймеханизацией» завершили работы по строительству нового участка скоростной платной автодороги «Москва – Санкт-Петербург» в обход Торжка. В числе выполненных работ там значатся четыре моста, три из которых, по сведениям «Абирега», строились при участии «Стройинновации». Благодаря «зачету» в Торжке компания затем была допущена к работам и на Калужском шоссе («Мостотрест» возводил там транспортные тоннели, многоуровневую транспортную развязку в районе ТПУ «Столбово» и функциональные подъездные дороги), и в Воронежской области.
Кейс «деньги у Акима»
Александр Семенов проработал в «Стройинновации» с мая 2017 года в течение полутора лет, в том числе начальником строительного участка. Изначально нашу «сладкую парочку» ему порекомендовали как людей порядочных. «Первый месяц-полтора все и правда было хорошо. Зарплату, с задержками, но платили, – вспоминает господин Семенов. – Хотя люди, бригады приходили, отрабатывали и, грубо говоря, их кидали, вообще практически ничего не платили».
Как вспоминают бывшие сотрудники компании, их руководство быстро вошло во вкус, что можно просто не заплатить людям по 4-5 млн рублей и молча разойтись. Якобы уже начиная с Торжка они в лучшем случае выплачивали людям только аванс. «Буквально внаглую: люди приходят, с ними договариваются на посуточную оплату, а по факту выполнения работ им просто говорят, что их вообще не знают, или обвиняют в каком-то сфабрикованном воровстве, – поясняет один из собеседников «Абирега». – Когда они накопят долгов за 3-5-6 месяцев, им становится проще не заплатить».
В «Стройинновации» в каждом конкретном случае либо отрицают такие ситуации, либо приводят причины, по которым их не устраивали соответствующие подрядчики, что якобы влекло за собой убытки.
Немудрено, что уже на второй месяц Хирный–Шуняев, по слухам, приобрели по хорошей машине, чуть позже – квартиры в «Рублевском парке» (рыночная цена любого объекта в этом ЖК – от 21 млн рублей). Так что, помимо энергичности, это история про то, как деньги меняют людей.
В Торжке, со слов Александра Семенова, применяли кейс «деньги у Акима». Как это работает? В строительном мире бригадиры делятся на два типа. Реальный бригадир контролирует работу своих людей непосредственно на участке. Так называемый сутенер выступает в качестве агента: уговорил, привез, бросил, забыл. В роли «сутенера» якобы был некий Аким. Сначала приводил людей на объект, а когда дело доходило до денег, они, вроде бы, у Акима, он это отрицает, а затем просто пропадает, перестает брать трубки, ну и все, затем новый раунд.
Сотрудникам «Стройинновации» при этом зарплату задерживали, но платили. «Проблемы начались, когда мы работали на Калужском шоссе, с метро отрытого типа. Там был начальник участка, его обвинили в воровстве и тоже уволили, не заплатив за 2-3 месяца. С августа 2018 года задержки начались и по ИТР-овцам (инженерно-техническим работникам – прим. ред.). Сначала платили только «белую» зарплату, потом перестали и ее. Ссылались, что с ними «Мостоотряд» не рассчитался. На поверку и это не подтверждалось. По завершении «Калужки» нас сослали в Воронеж. Я отработал там два месяца. Но нас продолжали кормить завтраками. То курьер вез деньги и пропал, то еще какие-то сказки», – поясняет господин Семенов.
По расчетам Александра Семенова, «Стройинновация» осталась ему должна 1,6 млн рублей, включая зарплату, сдельную оплату за выполненные объемы и отпускные. Вместе с еще четырьмя сотрудниками они обратились в Хорошевский межрайонный отдел Следственного управления по Северо-Западному административному округу ГСУ СУ РФ.
В ответ на запрос «Абирега» там пояснили, что расследуют возбужденное в июне уголовное дело в отношении Дмитрия Хирного по признакам преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ («Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»). По сведениям редакции, буквально на днях господину Хирному будет предъявлено обвинение.
В процессе работы с этим текстом нам довелось пообщаться с несколькими субподрядными бригадами «Стройинновации». Во всей этой и последующей ситуации особенно беспокоят даже не «гонорары» строительных бригад, осевшие в паре-тройке карманов, а то, почему мосты (на минуточку) могут строить люди, которые зачастую не имеют аналогичного опыта и еще вчера клеили обои по частным квартирам. Почему в практике есть привлечение таких субподрядчиков к работе без заключения договора? И кто в конечном счете будет виноват, если вдруг на паре-тройке квадратных метров, например, моста через павловскую реку Осередь ставили арматуру, опалубку или заливали бетон те, кто пузыри на обоях не умеет расправлять? А, судя по нескольким впечатлениям и встречам, работники такой квалификации тоже привлекаются у нас к мостостроению.
Например, по сведениям «Абирега», в процессе заливки бетона на этом мосту однажды ночью 2018 года вместо положенной так называемой «пробивки» бетона (процедуры, которая позволяет тяжам на мосту не схватиться бетоном) не искушенные мостостроением работники сняли опалубку, которая потянула за собой и часть сырого бетона. Ошибка во внештатном порядке исправлялась ночами – чем придется, чуть ли не глиной – и якобы не была предана огласке «Стройинновацией». В «Мостоотряде-81» предоставленную с места событий фотографию объясняют разве что фотошопом и попросту не верят в этот инцидент. В мосту на фотографии даже пытались распознать вид снизу Чернавского моста, но это точно не он. Надеемся, представители организации правы, ведь на каждом участке моста качество бетона проверяется при приемке работ специальной экспертизой.
В компании пояснили, что применяют только специальные мостовые бетоны – либо собственного производства, либо, в случае работы на удаленных объектах, они подбираются у подрядных организаций. На предприятии действует собственная аттестованная строительная лаборатория. В случае привлечения подрядных организаций ее сотрудники выезжают на завод, передают специальные карты подбора бетона, включая техтребования к щебню, песку и цементу. По факту доставки бетона на объект из него формируются специальные пробные кубики бетона, специалисты контролируют, как он набирает прочность на третьи, седьмые и 28-е сутки. Непосредственно укладка бетона происходит под контролем собственной лаборатории «Мостоотряда», а затем приемку осуществляет уже стройконтроль заказчика.
В «Мостоотряде-81» дополнительно подчеркнули, что согласно контракту должны отдавать 30% работ представителям малого бизнеса и такие предприниматели привлекаются только на самые несложные работы. За «Стройинновацией» был не весь мост через Осередь, а около 3% работ: остальные были выполнены собственными силами «Мостоотряда».
Место встречи изменить нельзя
В редакцию «Абирега» с просьбой осветить ситуацию с отсутствием оплаты выполненных его людьми работ обратился руководитель одной из бригад, участвовавших в строительстве моста через Осередь, гражданин Украины Игорь Паршиков, постоянно проживающий в Воронеже на основании разрешения на временное проживание. Именно на долю его сотрудников выпал период комариного нашествия на Павловск в мае 2018 года. Всего бригада господина Паршикова отработала на мосту через Осередь с мая по сентябрь 2018 года, включая доработки за двумя предыдущими бригадами и выполнение собственного объема работ. Это подтверждается актами выполненных работ, подписанными начальником участка от «Стройинновации» Александром Козиным, а также многочисленными фото-, видео- и аудиоматериалами, имеющимися в распоряжении «Абирега».
В павловском эпизоде от «Стройинновации» появляется некий Николай, его знают рабочие, он также присутствует с Дмитрием Хирным и Александром Шуняевым на встрече в «Мостоотряде». В общении он отказывается называть свою фамилию и представляется соучредителем «Стройинновации», хотя «СПАРК-Интерфакс» никакого Николая среди учредителей не находят. А на Баграта Абрагяна наш «Николай» как-то не похож.
Картины всех трех бригад, с которыми мы общались по павловскому эпизоду «Стройинновации», похожи на тверские и московские истории. Из трех бригад: Юрия Патрина, Хамзета Токова и Игоря Паршикова – договор со «Стройинновацией» заключен только у Токова. Подписанные начальником участка «Стройинновации» акты есть только у Паршикова. На встречу, организованную совместными усилиями «Мостоотряда-81» и «Абирега», явились только Токов и Паршиков.
До встречи на площадке «Мостоотряда» руководство «Стройинновации» сначала вообще отрицали привлечение бригад к выполнению работ на мосту («Я первый раз об этом слышу, честно сказать. Мы там работу производим собственными силами», – прокомментировал сначала Дмитрий Хирный и повесил трубку после первых не очень удобных вопросов). Когда это убеждение «забылось» – а понадобилось минут этак пять, в компании «не помнили», кто такие два из трех привлеченных на объект бригадиров – ровно по количеству договоров (еще одна цитата господина Хирного – «я не имею права привлекать выходцев из Украины без соответствующих документов»). На встрече, в присутствии директора воронежского филиала «Мостоотряда-81» Евгения Якименко, случилось «прозрение»: и Александр Шуняев, и Дмитрий Хирный узнали Игоря Паршикова.
Ни господин Токов, ни Паршиков не претендовали на выполненные друг другом объемы, однако «Стройинновация» настаивала и настаивает до сих пор, что один работал под другим (оба на очной ставке это отрицают) и произведенные оплаты (авансы в размере около 200 тыс. и 532 тыс. рублей соответственно) могут быть задвоены.
Неоплаченные остатки, по расчетам самих бригад, составляют 2,6 млн у Токова и 980 тыс. рублей у Паршикова. Правомерность первой суммы вызывает большие сомнения, поскольку прошедшая встреча показала, что ПСК «Мир», которой руководит господин Токов, брала в расчеты некие рыночные расценки, которые не бьются с изначальными расценками «Мостоотряда-81». Впрочем, суд считает иначе: 5 декабря ПСК «Мир» уже в апелляции выиграла суд на желанные 2,6 млн рублей. Интересное, наверное, было заседание. Ах, нет в современной журналистике достойных продолжателей Ильфа и Петрова, чтобы описать эту встречу последователей Остапа Бендера. Даже как-то метафорично смотрится то, что одна сторона разбирательства зарегистрирована на московской улице Профсоюзная, а вторая – на воронежской улице Покорителей космоса.
Один из прорабов «Стройинновации», который расстался с горе-работодателем, так и не получив полного расчета, также подтверждает работу на объекте как бригады ПСК «Мир», так и украинской бригады Игоря Паршикова: «Лучше всех, конечно, одесситы. Это проявлялось и в качестве, и в дисциплине».
В самом «Мостоотряде-81» изначально вообще не верили, что ситуация привлечения рабочей силы «Стройинновацией» возможна без договора и/или оплаты. Господин Якименко высказал Николаю-не-Баграту свое «не, ребят, ну вы что ж так?» – какому подрядчику хочется разгребать авгиевы конюшни?
По итогам встречи Евгений Якименко направил в адрес «Стройинновации» письмо с просьбой по итогам рассмотрения устного обращения двух бригадиров оплатить им неоплаченные объемы. Оплаты не случилось. А вот игнор телефонных звонков и сообщений – пожалуйста.
Судя по арбитражной практике, «Стройинновация» никак не научится платить по счетам. В 2019 году «Стройинновация» выступает ответчиком по более чем 15 гражданским искам. По большинству из них «Стройинновация» не является на заседания и проигрывает. По мнению воронежского адвоката Игоря Татаровича, раз компания занимает столь пассивную позицию в судебных процессах, вероятно, все ее активы уже выведены из юрлица и стрясти долги даже по исполнительным листам будет проблематично. Расшевелить учредителей «Стройинновации» сможет, пожалуй, только угроза уголовного дела или банкротный иск.
Чтобы дать «Стройинновации» полновесный шанс отразить свои аргументы в этом тексте, мы попросили Дмитрия Хирного привести в пример хотя бы одного (желательно бывшего, чтобы избежать конфликта интересов), а лучше нескольких сотрудников, довольных сотрудничеством с их командой. Таким (одним) человеком оказалась Ирина Боброва, работавшая в компании с февраля по август 2018 года. Если дословно, «немножко задержка зарплаты была, но через два месяца после увольнения долг был погашен». Госпожа Боброва подтверждает частую смену бригад на объекте, по разным причинам: кого-то не устраивали условия, а кто-то не хотел работать. Собеседник агентства считает Дмитрия Хирного единственным нормальным человеком в этой компании и называет именно его заслугой погашение своего долга.
Кстати, напарницу Ирины кладовщицу Айгуль нельзя назвать сторонником «Стройинновации»: даже по истечении года после увольнения она ждет свою трудовую книжку и выплату 60 тыс. рублей и ссылается на то, что подобная практика была типичной для этого работодателя.
Разводный мост
Как пояснили в «Мостоотряде-81», компания прекратила сотрудничество со «Стройинновацией» в связи со срывом сроков строительства объектов. Ей на смену пришли другие субподрядчики. Задолженности перед «Стройинновацией» у компании нет.
ГК «Автодор» и ПАО «Мостотрест» не посчитали нужным комментировать спор третьих лиц.
Открытие движения по новому мосту – всегда историческое событие. Участок М4 «Дон» в обход Лосево и Павловска в Воронежской области уже построен и должен быть введен в эксплуатацию в первом квартале 2020 года. По чертежам мост через реку Осередь будет не разводной, а по факту разводный.
«Если есть на свете памятники дорожникам, то вот они – эти мосты. Крепкие и прочные, как люди, их построившие», – писал в журнале «Русский пионер» глава Росавтодора, а ныне губернатор Курской области Роман Старовойт. Интересно, что будет с мостами и пассажирами, если люди, их построившие, хлипкие и сырые?