Воронеж. 27.01.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Английский режиссер Пол Борн известен не только ценителям культуры, но и многим предпринимателям. По совместительству господин Борн – бизнес-тренер, которого зовут к себе такие компании, как Сбербанк, Novartis, Philip Morris International, Bank of China, Дубайская фондовая биржа и другие. Он помогает решить бизнес-задачи с помощью театральных практик. «Абирег» встретился с Полом Борном, и он рассказал, как правильно развить творческий потенциал и какие характерные особенности должны быть у каждого успешного предпринимателя.
– В этом году в рамках «Шекспирии» вы ставите спектакль «Скотный двор» по известному роману Джорджа Оруэлла. Что в основе сюжета?
– В основу сюжета легли события прошлого столетия. Это история попытки реализовать идею коллективизма, равенства и братства – о том, как все было, с какими проблемами пришлось столкнуться и как это пытались разрешить.
– В каком городе состоится показ спектакля и когда воронежские зрители смогут увидеть постановку?
– Летом мы планируем выступить с гастрольным туром на фестивалях, которые будут проходить в Эдинбурге и Генте. В Воронеже спектакль будет показан уже в мае на фестивале «Шекспирия». Сейчас как раз завершается набор ко мне во взрослую группу.
– В рамках прошлогоднего Платоновского фестиваля искусств в Воронеже прошла премьера вашего спектакля «Блаженство». Как строилось ваше взаимодействие с дирекцией фестиваля?
– Изначально мы готовили эту пьесу для себя. Один из сценаристов, с которым мы работаем, очень интересуется русской литературой. Он написал сценарий, а в Воронеже каким-то образом про это узнали. Организаторы Платфеста позвонили и предложили показать эту работу на фестивале. Я сказал: «Минуточку, пьесы у нас нет, есть сценарий, а это две большие разницы». Организаторы настояли на участии и во многом поспособствовали тому, чтобы пьеса действительно была поставлена.
– Вы имеете в виду финансовую составляющую?
– В том числе.
– Какое впечатление у вас сложилось о театральной культуре Воронежа?
– Когда мы приехали сюда впервые, в июне, мы почти не видели город. Весь наш маршрут: отель – театр – и обратно. Ситуацию немного осложняли небольшие трудности технического характера. Дело в том, что мы готовились к одному сценическому пространству, а в реальности получили совершенно другое. Пришлось переосмыслять всю постановку, сценографию, за 48 часов переделать картинку. Это был очень насыщенный период, и нам было совсем не до осмотра достопримечательностей. Но с организаторами фестиваля у нас сложились очень теплые отношения, и я не исключаю, что мы продолжим сотрудничество.
– С чем у вас ассоциируется Воронеж?
– Во-первых, это прекрасные женщины. Во-вторых, в разговоре о Воронеже очень часто всплывает как раз Платоновский фестиваль. Он приобрел узнаваемое имя не только в масштабах страны, но и на международном уровне.
– В чем вы видите важность развития креативной индустрии в городах?
– Возьмем простой пример. Сейчас в России много внимания уделяется развитию моногородов. На первый взгляд, они обречены. Идут жаркие дискуссии, как сделать их более жизнеспособными. Так вот, когда заканчивается какой-то природный ресурс, на котором базируется экономика региона или города, альтернативой как раз может выступить креативная индустрия, креативные кластеры: мода, театр, кино и многое другое. Необходимо со всей ответственностью признать, что творчество и творческий потенциал нужно развивать. Следующий шаг – создание общественных пространств, объектов культурной инфраструктуры. Ведь в креативные кластеры переделываются бывшие здания фабрик, заводов. Нужно создавать пространства, в которых людям разных поколений будет удобно встречаться и взаимодействовать друг с другом. Потому что творчество рождается в процессе взаимодействия. Кроме того, университеты должны быть более открытыми, чтобы художники, мыслители, деятели культуры имели возможность напрямую общаться с людьми.
– Как вы считаете, Платоновский фестиваль должен быть независимым? Или местным властям стоит как-то контролировать его внутреннюю кухню и участвовать в финансировании?
– Наверное, здесь нужна грамотная комбинация. Безусловно, правительство должно поддерживать такие инициативы, но только тогда, когда в них есть общественная ценность. Чувство гордости за свою страну в области культуры тонко переплетается с экономической выгодой.
– В чем это выражается?
– В том, что фестиваль привлекает внимание международной общественности. Это один из поводов посещения города туристами.
– Проводятся ли подобного рода фестивали и мероприятия в Великобритании? За счет каких средств осуществляется их финансирование?
– Там совсем иначе функционируют театры. В Соединенном Королевстве театры существуют как компании. Они сами собирают деньги, сами организуют продажу билетов. Россия – удивительная страна, тут до сих пор функционирование академического и драматического театров происходит преимущественно за счет государственного бюджета.
– Неужели в Англии нет никакой поддержки со стороны государства?
– По сути это тоже совместная поддержка государства и коммерческих структур, потому что ни одно подобное мероприятие не может само себя поддерживать, но с гораздо большим акцентом на автономность.
– Извлечь коммерческую выгоду трудно, потому что приходится рисковать?
– Верно. Потому что на фестивале выступают малоизвестные артисты. Спонсоры тоже не всегда удовлетворяются какой-нибудь надписью на афише. Они хотят быть вовлечены в сам процесс. В этом и вопрос – как задействовать бизнесменов и предпринимателей, чтобы заинтересовать и вовлечь их. Возможно, стоит проводить бизнес-тренинги, это актуально.
– Вы сами ведь успешный бизнес-тренер. Можете поделиться личным опытом. Какими особыми чертами, на ваш взгляд, должен обладать успешный бизнесмен, предприниматель?
– Дело в том, что российские производители и та отрасль экономики, которая направлена на экспорт, не пользуются доверием на Западе. С русским экспортом очень неохотно имеют дело. Только если это не касается искусства и культуры.
– А в чем причина такого недоверия – в политической нестабильности? Или бизнесу не хватает публичности?
– Скорее всего, это первое плюс сформировавшееся недоверие. Кроме того, бизнесменам и предпринимателям не хватает оригинальности в плане мышления.
– Как говорится, деньги любят тишину. Как вы относитесь к этому высказыванию?
– Конечно, оно не верно. Необходимо развивать публичность. И делается это двумя способами: первое – это нетворкинг, налаживание межличностных контактов, а второй способ – это, конечно, медиа и социальные сети. По сути, мы все рассказываем друг другу истории. Будь то дружеская беседа или большой бизнес. Важно, что за истории мы рассказываем и кому. От того и зависит успешность целого ряда мероприятий.