WorldClass

19 марта 2024, 06:33
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

Ректор Воронежского медуниверситета: «Наука – драйвер образования»

20.02.2020 18:36
Автор:

Воронеж. 20.02.2020. ABIREG.RU – Аналитика – 2020 год станет знаковым для практического здравоохранения как на федеральном, так и на региональном уровне. Отрасль готовится к изменениям, в большей степени в связи с реализацией послания Президента России Владимира Путина. О том, почему врачам жизненно необходимо успешно пройти предстоящую аккредитацию, к чему стоит готовиться студентам, и о задачах вуза в наступившем году рассказал «Абирегу» ректор Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко Игорь Есауленко.

– Насколько нам известно, совсем недавно сотрудники Воронежского медуниверситета были награждены дипломами первой степени за победу в престижном форуме. Расскажите об этом подробнее.

– В рамках дня науки на совете ректоров были подведены итоги ежегодного форума «Эстафета вузовской науки – 2020». Суть конкурса заключалась в следующем: экспертное жюри оценивает работы, заявленные на конкурс молодыми учеными вузов по ряду номинаций, и присуждает места за лучшие исследования. Дипломами первой степени были отмечены проекты начальника отдела прогнозирования, логистики, развития научных исследований и инноваций ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Ирины Бавыкиной и доцента кафедры общей хирургии Антона Остроушко. Теперь мы ответственны за проведение конкурса 2020 года.

Радует, что ВГМУ также занял первое место по количеству и по качеству представленных конкурсных работ. В этом году для участия было подано 374 проекта из вузов России по научным платформам, утвержденным Минздравом России. Региональными экспертами было отобрано для федерального этапа экспертизы 217 проектов, 28 из которых поданы представителями Воронежского медуниверситета.

Кубок победителей нам вручил министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко и председатель совета ректоров ассоциации медицинских и фармацевтических вузов, ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко. После награждения мы обменялись мнениями, а также заслушали выступление министра здравоохранения, который поставил конкретные задачи перед медицинским вузовским сообществом, касающиеся выполнения послания Президента РФ.

– Игорь Эдуардович, определите, пожалуйста, ключевые задачи на наступивший год.

– Во-первых, это повышение качества образовательной деятельности, которое включает широкий диапазон задач.

В рамках повышения образовательного потенциала рассматривается возможность организации выездов профессорско-преподавательского состава клинических кафедр и медицинских работников университетских клиник во все районы Воронежской области, организации работы Межрайонных центров медицинского образования и науки в Новохоперском и Богучарском районах, строительства нового научно-образовательного корпуса, создания Школы лидеров для подготовки кадров системы здравоохранения в контексте проектного управления и прочее.

Развитие научно-инновационной деятельности предполагает создание пяти межкафедральных лабораторий, интегрированных с Научно-исследовательским институтом экспериментальной биологии и медицины; интеграцию информационных систем клиник университета с единой государственной информационной системой (ЕГИСЗ) в сфере здравоохранения; создание двух объединенных диссертационных советов по научным специальностям «хирургия», «акушерство и гинекология», «кардиология» и «сердечно-сосудистая хирургия».

Отдельно стоит отметить, что развитие международных интегративных процессов медицинской науки и образования может быть осуществлено с помощью ежегодного участия студентов и сотрудников в зарубежных образовательных и научных мероприятиях, а также увеличения к 2024 году численности обучающихся – иностранных граждан.

С целью повышения качества оказания медицинской помощи клиниками университета мы планируем проведение ежегодной научно-практической конференции на базе университетских клиник по персонифицированной медицине, создание «цифровой лаборатории» и консолидацию работы НИИ ЭБМ ВГМУ с деятельностью университетских клиник.

По моему мнению, развитие кадрового потенциала можно обеспечить за счет разработки к 2021 году действенной системы, мотивирующей работать в университете, для аспирантов и молодых научно-педагогических работников; поддержания среднего возраста сотрудников в диапазоне 43-45 лет; установления к 2021 году эффективных механизмов оценки деятельности работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда; вовлечения в педагогический процесс ведущих российских и мировых ученых.

Не менее важно социально-личностное развитие обучающихся. Для решения этого вопроса мы намерены расширить практику организации и проведения кафедральными коллективами олимпиад, творческих и профессиональных конкурсов.

Помимо этого, в ближайшие годы вуз займется формированием и развитием инфраструктуры, отвечающей требованиям современного общества. С этой целью предусмотрены: включение реконструкции общежития № 2 в Федеральную адресную инвестиционную программу РФ, ремонт в общежитии № 3, развитие инструментов электронной информационно-образовательной среды университета как важнейшего фактора подготовки современного специалиста и создание инфраструктурной среды.

Чтобы достичь поставленных целей, необходимо улучшить систему качества подготовки специалистов, которая предполагает совершенствование профессиональных компетенций преподавателей, расширение их кругозора, внедрение цифровизации в медицинское образование.

Во-вторых, нужно акцентировать внимание на научной деятельности. Наука – драйвер образования. В-третьих, мы не имеем права принижать роль воспитательного процесса. У нас могут быть самые эффективные образовательные программы, новейшее оборудование, но воспитание будущего профессионала – это очень важно. В-четвертых, вуз планирует наращивание материально-технической базы. Но и это далеко не все.

– В январе этого года вы посетили заседание Координационного совета Министерства здравоохранения РФ по кадровой политике, в ходе которого было принято решение о формировании пяти рабочих подгрупп. В чем заключаются их актуальность и специфика? И как их появление отразится на ВГМУ?

– Действительно, в рамках заседания министр здравоохранения заявил о том, что будут созданы пять рабочих групп: по вопросу развития системы непрерывного медицинского образования, по вопросу обеспечения системы здравоохранения специалистами со средним медицинским образованием, по вопросу разработки профессиональных стандартов, по вопросу развития процедуры аккредитации специалистов и по вопросу развития института наставничества.

Они будут созданы, чтобы специалисты в более узком направлении подготовили рекомендации для образовательных учреждений. Я думаю, что это только начало преобразований.

Сейчас говорить о результатах работы групп, естественно, невозможно. Однако по опыту могу сказать, что такая форма работы не нова. Министерство здравоохранения регулярно применяет практику создания рабочих групп по определенным направлениям. Так, в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко осуществляет деятельность учебно-методическая комиссия, задача которой заключается в повышении уровня методического образования. Этому направлению подконтрольны рабочие группы, в которые входят специалисты, разрабатывающие рекомендации и корректирующие учебные планы.

– Президент РФ Владимир Путин, выступая 15 января перед Федеральным собранием с ежегодным посланием, заявил, что с 2020 года порядок приема в вузы по медицинским специальностям существенно изменится. Что именно изменится? Будет ли увеличено количество бюджетных мест, целевых мест в связи с рекомендациями Владимира Путина? К чему стоит готовиться абитуриентам?

– В своем послании Президент России сузил задачи и акцентировал внимание на целевом наборе в медицинские вузы. Количество целевых мест на лечебном факультете в 2020 году составит 70%, на педиатрическом – 75%, а в клиническую ординатуру по дефицитным специальностям мы обязаны предоставить 100% целевых мест. Для нашего вуза целевой набор – это не нововведение, мы занимаемся этим многие годы. Но учитывая рекордное количество целевых мест, нам следует активнее взаимодействовать с регионами. Предстоит серьезная работа по созданию мотивационных направлений поведения нашего будущего выпускника. Мы прекрасно знаем, что есть материальные формы мотивации – достойная оплата труда, пакет соцобязательств со стороны государства и работодателя, предоставление жилья и так далее. Но ведь есть и нематериальные.

Таким образом, задачи высшего медицинского образования тесно связаны с теми задачами, которые стоят перед практическим здравоохранением. Медицинские вузы являются локомотивами осуществления тех реформ, которые намечены нашим правительством.

– В феврале ВГМУ им. Н.Н. Бурденко посетил липецкий вице-губернатор. Какова цель его приезда?

– Да, 11 февраля заместитель главы администрации Липецкой области Александр Ильин и начальник управления здравоохранения Липецкой области Юрий Шуршуков посетили наш вуз с рабочим визитом. В ходе встречи были рассмотрены вопросы трудоустройства выпускников нашего университета, а также предложения по преодолению дефицита медицинских кадров в регионе. В частности, речь шла о стимулирующих выплатах и привилегиях специалистам, изъявившим желание переехать на постоянную работу в Липецкую область.

Напомню, что в прошлом году в Липецке мы создали предуниверсарий, который на базе школ готовит ребят для поступления в наш вуз. Также при поддержке медуниверситета в Липецкой областной клинической больнице была сформирована кафедра практической подготовки специалистов. Более того, 15 апреля у нас уже запланирована встреча с научно-производственной фирмой «Вета», в рамках которой будет открыта выставка на тему «Здравоохранение Липецкой области». Там будут представлены организации, обеспечивающие работу лечебных учреждений региона; проведены сертифицирующие семинары для врачей области.

– Какие еще изменения ожидают вуз в 2020 году?

– Поймите, в нашей работе должен быть прагматизм. Думаю, что структурных изменений ждать не стоит. На данный момент главное – наполнить свою работу качеством подготовки специалистов. То есть нам необходимо усилить аккредитационную составляющую. Это наша ближайшая задача. Пожалуй, самая ответственная. Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко на протяжении пяти лет проводит аккредитацию своих специалистов. Так, в прошлом году эту процедуру проходили ординаторы, но только по шести направлениям. В этом году мы переходим на аккредитацию всех ординаторов, заканчивающих обучение, – а это 496 человек по 32 специальностям – и приступаем к аккредитации врачей.

Процедура проходит в три этапа: тестирование, отработка навыков на симуляционном оборудовании, где каждый должен показать свои практические навыки и умения, и итоговое собеседование с решением ситуационных задач. Для этого нам просто необходимо расширение возможностей вузовского симуляционного аккредитационного центра.

– Как же быть врачам, которые не получили возможности пройти аккредитацию на базе родного вуза?

– Если сегодня мы не сможем аккредитовать ординаторов, значит, завтра не сможем аккредитовать врачей. Добавлю, что с 2021 года медицина полностью отказывается от сертификации и переходит на аккредитацию. Если вуз не сможет осуществить эту процедуру, специалистам придется, тратя свои деньги и время, самостоятельно ехать в Москву, Санкт-Петербург и другие города, в которых есть аккредитационные центры. Поэтому важно развивать эту деятельность. Мы уже обратились к представителям департамента здравоохранения с просьбой поспособствовать решению проблемы.

– Таким образом центр может стать фактически межрегиональным?

– Да, вполне. Более того, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко уже заключил договоренность с Тамбовом и Липецком относительно помощи при проведении аккредитации специалистов из этих регионов. Конечно, станет ли центр межрегиональным – во многом будет зависеть от того, располагают ли другие территории подобной базой. Но мало иметь базу, нужны специалисты, которые способны качественно проводить эту процедуру.

– Не секрет, что ВГМУ активно развивает международное сотрудничество с иностранными вузами. С какими институтами на сегодняшний день взаимодействует Воронежский медуниверситет?

– Несмотря на то, что год только начался, у нас уже появились новые международные партнеры и новые формы профессионального взаимодействия. Во-первых, наша принципиальная позиция заключается в том, что международные контакты могут и должны возникать только на основе востребованности наших специалистов и взаимовыгодного сотрудничества.

Мы стали тесно взаимодействовать с Венгрией. В частности, ВГМУ им. Н.Н. Бурденко подписал соглашение с Земмельвайским университетом и с научным центром онкологии Будапешта, в рамках которого специалисты Воронежского медицинского университета прошли там двухнедельную стажировку. Кроме того, в прошлом году наш вуз направил в Будапешт 12 студентов на научную конференцию с результатами своих работ. Трое из них получили награды.

Помимо этого, в прошлом году мы начали еще больше сотрудничать с КНР. К слову, на сегодняшний день два аспиранта ВГМУ проходят обучение в Харбинском медицинском университете по направлениям «Ревматология» и «Онкология».

Отдельно хотелось бы подчеркнуть взаимодействие с вузами Узбекистана, Белоруссии, Казахстана и Таджикистана. Например, Казахстан посетила заведующая кафедрой клинической фармакологии Воронежского медуниверситета Галина Батищева. Такое сотрудничество дает нам возможность обмениваться информацией и подключать к процессу студентов.

– Пожалуй, одним из наиболее важных проектов, реализуемых еще с 2018 года, стало создание проектного офиса. Как он будет функционировать дальше?

– Медицинские вузы страны принимают активное участие в реализации национального проекта «Здравоохранение». ВГМУ им. Н.Н. Бурденко курирует развитие здравоохранения в трех регионах – Воронежской, Липецкой и Тамбовской областях. Для организации совместной работы с практическим здравоохранением создан проектный офис ФГБОУ ВО им. Н.Н. Бурденко, который на основании четырехсторонних соглашений с региональными органами управления, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и управлениями Росздравнадзора проводит анализ качества оказания медицинской помощи больным с индикаторной патологией, повлиявшей на показатели смертности, осуществляет ежемесячный мониторинг демографических показателей и экспертную работу с медицинской документацией. Подготовлены экспертные заключения по региональным проектам кадрового обеспечения в рамках федерального проекта «Медицинские кадры России».

Проведен экспертный анализ региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения в курируемых субъектах Российской Федерации. На основе экспертно-аналитической работы формируются и реализуются многоуровневые образовательные мероприятия с учетом конкретных региональных особенностей. Они также отличаются адресной направленностью образовательного процесса в каждом из регионов.

Одно из направлений, которое мы обеспечиваем и осуществляем, – четкое взаимодействие высших учебных заведений с практической медициной. При дефиците кадров сегодня важно не просто подготовить грамотных специалистов, но еще и именно по тем специальностям, которые необходимы практическому здравоохранению в конкретных регионах.

Все большее значение в решении кадрового вопроса приобретает целевая подготовка врачей для конкретных территорий.

В прошлом году мы создали два межрайонных медицинских и научных образовательных центра в Новохоперске и Богучаре, а также подписали с ними договор. В рамках сотрудничества с регионами сотрудники вуза подготовят школьников из отдаленных районов к поступлению в университет. На базе созданных центров наши специалисты проводят медицинские осмотры и консультирование пациентов. Помимо этого, мы также ведем информационную работу: информируем врачей, специалистов, проводим обучающие программы по повышению квалификации для докторов, которые работают на территории того или иного района.

– Насколько нам известно, в текущем году в вузе состоятся выборы ректора, а вы являетесь фаворитом. Скажите, хотели бы вы сохранить пост и как планируете развивать медицинскую науку в Воронеже?

– Для меня быть ректором, значит нести большую ответственность за развитие региональной медицинской науки. Вместе с тем я поддержал выдвижение на этот пост молодых перспективных сотрудников. Они энергичны, инициативны и способны эффективно масштабировать работу вуза. Я смотрю на выборы ректора прагматично. Главное, что специалисты, представляющие наш коллектив, уже добились определенных успехов и готовы покорять новые вершины. У каждого из них есть багаж профессионального опыта. Думаю, им будет полезно принять участие в выборах. А кто победит – решит тайное голосование.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0