25 ноября 2024, 05:14
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Воронежский сельхозцентр – об органике, сертификации и потенциале региона

28.02.2020 10:26
Автор:

Воронеж. 28.02.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Маркировка «органика» для многих потребителей постепенно становится решающим фактором при выборе товаров, будь то косметика или продукты. Но сложность в этом выборе составляет именно понимание, что же считается органикой. В России всего три центра, имеющих право сертифицировать продукцию сельхозтоваропроизводителей. Воронежский филиал ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» получил такое право в 2019 году. В середине февраля на семинаре-совещании «Ведение и сертификация органического производства» с участием 140 специалистов центр презентовал первые результаты своей работы. Руководитель филиала Сергей Сенчихин рассказал «Абирегу» про особенности органической сельхозпродукции и ее сертификацию.

– Сергей Васильевич, давайте в начале нашей беседы обозначим, что же все-таки понимается под органическим сельским хозяйством?

– Все довольно просто. Сельхозтоваропроизводители, которые занимаются производством органической продукции, должны полностью отказаться от химических средств защиты растений и от минеральных удобрений. Весь процесс органического производства должен быть направлен на сохранение и восстановление плодородия почвы. Это самое основное в органике. На выходе получается экологически чистая, безопасная продукция без содержания пестицидов, без содержания ГМО.

– Но эту продукцию достаточно сложно сертифицировать. В Германии, насколько мне известно, органическая продукция проходит три этапа сертификации. Как это происходит в России?

– С 1 января 2020 года вступил в силу ФЗ-280 «Об органической продукции». В соответствии с ним все органы по сертификации органической продукции должны пройти аккредитацию. В Воронежской области мы единственные пока, кто может сертифицировать органическую продукцию. В России еще есть два аккредитованных органа.

– Как технически проходит сертификация?

– Планирующая заняться органическим производством компания подает заявку в орган сертификации. После этого начинается длительная работа. Первый этап – переходный, или период конверсии. В это время мы обследуем земли сельхозназначения, складские помещения, технику. Они не должны соприкасаться с «химией». Если сельхозпроизводитель занимается и традиционным выращиванием сельхозпродукции, и органическим, то должно быть четкое разделение и площадей, и помещений под хранение, и техники и орудий производства. Или же все это должно проходить тщательную обработку после перехода от традиционного способа.

– Сколько длится этот переходный период?

– Мы проводим обследование на протяжении двух лет. Дважды в год берем пробы почвы, определяем остаточное количество пестицидов и ядохимикатов. У нас есть наша аккредитованная испытательная лаборатория, где мы проводим все виды анализов. В первый год после того, как производитель решает перейти на органику, в почве будет большое количество остатков тех или иных химических препаратов. Это уже показано на опыте. В переходный период в почве должно наблюдаться четкое снижение остатков пестицидов. Если идет на снижение, то производитель на правильном пути, т.е. он применяет биологические препараты и отказывается от химических средств защиты растений.

– То есть на рынке уже имеются препараты, которые можно применять в органике?

– В каталоге разрешенных пестицидов есть раздел именно биологических препаратов, которые используются в органическом производстве, но список еще недостаточно широкий. В органическом производстве нужно сделать упор именно на технологию. Есть препараты от болезней, но практически нет препаратов от сорняков и от вредителей. В этом случае снижения количества сорной растительности необходимо добиваться именно технологическими процессами – механической обработкой (глубокая вспашка, культивация и так далее), чтобы после посева было как можно меньше сорняков. Что касается вредителей, то есть некоторые препараты, разрешенные к применению, но, как я уже сказал, их недостаточно. И здесь производитель уже сам определяет, что ему использовать. Например, саранча налетела, и он видит, что посев погибает. Чтобы избежать колоссальных убытков, он решает, применять ли запрещенный химический препарат для спасения урожая. В таком случае переходный период может быть увеличен до 2,5 лет или же до трех. Мы должны прийти к тому, чтобы в почве не осталось никаких пестицидов.

– А что происходит с продукцией в переходный период?

– Мы ее также обследуем. Пока она не является органической. Смотрим сравнительные графики, делаем анализы. Если идет на снижение, то, как я уже сказал, сельхозтоваропроизводитель на правильном пути. По нашим ГОСТам и по законодательству он имеет право реализовывать полученную в переходный период продукцию. На ней делается маркировка, что продукция получена в переходный к органическому производству период.

– А когда можно получить конечную маркировку?

– Если производитель делает все в соответствии с требованиями и мы видим, что продукция безопасная, мы выдаем сертификат именно производителю, а не на продукцию. После этого он уже имеет право делать маркировку «органическая продукция» без проведения дополнительных анализов. Два года у производителя идет настрой.

– После того, как предприятие получит сертификат, ваш орган как-то контролирует его работу?

– После выдачи сертификата мы дважды в год будем проводить инспекционный контроль. Будем выезжать, брать пробы почв, продукции.

– В целом переходный период длится два года?

– Он может быть и сокращен. Это относится к залежным землям, которые много лет не использовались. Процесс примерно такой же. Если на первый год результаты анализов говорят, что почва пригодна для органического производства, то переходный период сокращается.

– По вашим наблюдениям, кто чаще обращается к органическому сельскому хозяйству – крупные холдинги или фермерские хозяйства?

– Конечно, будущее органики за фермерскими хозяйствами и малыми предприятиями. Для крупных агрохолдингов переход к органическому производству слишком рискован, так как идет сильное снижение урожайности, валового сбора и компания потерпит убытки. Мелкие предприятия переживут это гораздо легче.

– Соответственно, на эту продукцию будет довольно высокая цена?

– Продукция, полученная путем органического сельского хозяйства, будет стоить в разы дороже. Союз органического производства на своем сайте уже заявлял, что стоимость такого зерна вырастет на 30%, плодово-ягодной продукции – на 50%.

– При такой высокой цене будет ли спрос на органическую продукцию?

– Я вижу, что наш потребитель уже интересуется фермерскими, органическими продуктами. Уверен, в будущем такая продукция будет востребована. На прилавках магазинов должны быть разные продукты. Как органическая, по высокой цене, так и полученная по традиционным технологиям, но с более демократичным ценником. У каждого покупателя и возможности разные, и потребности. Здесь я согласен с руководителем федерального «Россельхозцентра» Александром Малько, который на совещании говорил, что за органикой будущее и ее непременно нужно развивать, изучать мировой опыт.

– В Воронежской области правительство будет компенсировать 100% затрат на сертификацию и 50% – на покупку биологических удобрений. Будет ли это стимулировать компании на переход к органике?

– По-моему, это достаточно хорошая мера поддержки. Кстати, наш регион единственный в стране, где введена такая помощь. Минсельхоз сейчас рассматривает вопрос о введении такой поддержки на федеральном уровне. Также ведомство рассматривает возможность компенсации снижения урожайности, что может способствовать росту заинтересованности и агрохолдингов.

– Есть ли у Воронежской области ресурсы для развития органического земледелия?

– Главное в этом вопросе – заинтересованность сельхозпроизводителей. А она есть. На территории Воронежской области работает порядка 3,5 тыс. КФХ, мелких и средних предприятий, а также около 500 крупных. Потенциал есть. В регионе есть земли, которые подходят именно для производства органической продукции. У нас нет сильно убитых, будем так называть, земель сельхозназначения, которые не подойдут под органику. Практически все земли, которые находятся в регионе, могут подойти именно под органическое производство. Есть определенные участки, которые расположены вблизи, допустим, негативного воздействия. Это какие-то предприятия или свалки, те объекты, которые несут отрицательное воздействие на земли. Конечно, их нельзя будет использовать.

Немаловажную роль играет и правительство. Об особой заинтересованности властей в производстве органической продукции на семинаре говорил и вице-губернатор Виктор Логвинов. Развитие органического сельского хозяйства в Воронежской области – пилотный проект, и в других регионах эта работа ведется менее активно. К тому же достигнуто трехстороннее соглашение между департаментом АПК, НИИ сельского хозяйства им. Василия Докучаева и нашим филиалом. В этом году институт приступит к производству семян высших репродукций для дальнейшего их размножения именно для органического производства. И семена передадут Воронежской области, что только сыграет на руку региону в развитии этого направления.

– Насколько я понимаю, вы можете сертифицировать производителей из любого региона России. Откуда уже поступали заявки?

– Мы уже работаем с сельхозпроизводителем из Липецкой области. Поступали заявки из Карачаево-Черкесии, из Татарстана. В основном пока это небольшие производители. Но интерес проявляют и крупные компании. Например, производитель продукции «Бондюэль» из Краснодарского края тоже узнавал про сертификацию.

– Сколько стоит сертификация?

– Процесс сертификации доступен для производителей любой формы собственности. Стоимость зависит от размера хозяйства, а также от направления работы сельхозпроизводителя – будет он заниматься садоводством или растениеводством, например. Оценки, отчетность и инспекционный контроль стоят порядка 100 тыс. рублей, плюс еще затраты на транспортные и командировочные расходы, лабораторные исследования. В зависимости от площади также устанавливаются коэффициенты. Из этого и складывается конечная стоимость сертификации.

– Чаще всего говорят об органическом растениеводстве. Есть ли запрос у производителей на другие отрасли сельского хозяйства?

– Да, сейчас постепенно набирает обороты органическое животноводство и переработка. Есть запрос на получение сертификации в этих областях. Вскоре мы планируем произвести расширение отдела по сертификации и помимо растениеводческого направления добавим животноводческое и переработку. В этом году намерены аккредитовать еще по два эксперта по новым направлениям, чтобы у нас получился полный цикл.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0