WorldClass

19 сентября 2024, 19:43
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

«Пробки» в голове и на дорогах, или Два года воронежского мэра

05.03.2010 10:13
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика -  11 марта - ровно два года как Воронежем управляет первый в его истории партийный мэр. За это время город попал на последнее место по благоприятности работы для бизнеса (из 10 крупнейших в РФ), скорость передвижения по городу, особенно в зимний период, сократилась,  зато с центральных улиц Воронежа убрали киоски и блошиные рынки.

Воронеж. 05.03.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - 11 марта - ровно два года как Воронежем управляет первый в его истории партийный мэр. За это время город попал на последнее место по благоприятности работы для бизнеса (из 10 крупнейших в РФ), скорость передвижения по городу, особенно в зимний период, сократилась, зато с центральных улиц Воронежа убрали киоски и блошиные рынки. «Абирег» попробовал проанализировать, что полезного и не очень для бизнеса областного центра сделал за свои два года (из пятилетнего срока) мэр Сергей Колиух.

Основные ожидания от нового градоначальника были связаны с предсказуемостью и последовательностью. Что же получили?

Передел собственности

Ключевым активом воронежских властей до сих пор являются четыре муниципальных предприятия – монополиста – МУП «Воронежская горэлектросеть» (сбыт электроэнергии), ОАО «Воронежская сетевая компания» (городские электросети), МКП «Воронежтеплосеть», МУП «Водоканал Воронежа». В той или иной мере предыдущие градоначальники сумели их сохранить. Правда - в разной степени: предприятия с огромными долгами, а «Водоканал» еще и в очень сложной процедуре банкротства. К моменту инаугурации Сергея Колиуха (11 марта 2008 года) МУП «Воронежтеплосеть» находилось в управлении ООО «Новогор-Воронежа». Уже в мае, по иску филиала ТГК-4 «Воронежская генерация» договор аренды был признан незаконным. Мэрия не стала проводить новый конкурс, отдав управление предприятием депутату гордумы Алексею Сергееву. А чтобы избежать банкротства предприятия, его сделали казенным предприятием.

Интересно, что за 2009 год непонятно каким образом МКП уменьшило свой долг в два раза – до 500 млн рублей. Правда, позже выяснилось, что предприятие должно только «Водоканалу» 900 млн рублей и для развязки долгов планирует привлечь кредит Центрально-Черноземного банка Сбербанка РФ на 1,1 млрд рублей.

На пресс-конференции, посвященной году своего правления, Сергей Колиух рассказал, что мэрия ведет переговоры о передаче функций сбыта электроэнергии МУП «Воронежская горэлектросеть» «Воронежской энергосбытовой компании» (ВЭСК). Долгое время подробностей по этому делу не было, пока в конце декабря 2009 года горсеть неожиданно не была передана «ВЭСКу» за реструктуризацию задолженности в 320 млн рублей.

На пресс-конференции в марте 2009 года поднимался вопрос по переговорам о передаче городских сетей (по мнению ряда специалистов, сети находятся в очень плачевном состоянии) МРСК Центра. Вероятно, так же стоит ждать их неожиданной передачи. При этом мэрия Воронежа подробности переговоров тщательно скрывает, видимо забывая, что это не просто коммерческие предприятия, а муниципальные, то есть народные…

Позицию мэрии Воронежа по ситуации с «Водоканалом Воронежа» также понять сложно. По информации «Абирега», судьба предприятия решается совместной группой городских и областных чиновников. При этом прошли встречи с целой группой потенциальных инвесторов. В настоящее время рассматривается вопрос погашения задолженности и вывод предприятий из процедуры банкротства, а затем передача на конкурсной основе инвестору.

Благоустройство

О благоустройстве воронежский мэр Сергей Колиух начал говорить еще до приезда в Воронеж губернатора Алексея Гордеева. Каждую планерку мэр ставил задачу убирать город, но ситуация менялась слабо. Похоже, порядок в городе в идеальном понимании наступит еще не скоро. Да, привлекли спонсоров – отремонтировали несколько парков – витрина города стала чуть лучше, но до перелома сознания жителей еще далеко. А, может, методы уборки нужно менять? С приходом Гордеева (в марте 2009 года) ситуация стала чуть лучше – потому как губернатор в первую очередь о витрине думал. Мол, стыдно друзей – министров, бизнесменов в город приглашать. В итоге, переложили Московский проспект, повесили фонари по дороге к аэропорту, сделали аккуратную оградку, провели фонари на «Олимпик». Мог это сделать Колиух без Гордеева? В мэрии говорят, что все свои поручения губернатор снабжал финансированием, поэтому, наверное, нет.

Говорят, в городе дороги стали лучше. Да, лучше, но все равно многие свежеотремонтированные дороги зиму не выдержали. Здесь можно найти тысячу оправданий - и основа под дорогами отвратительная, и ливневые канализации не работают. Но факт остается фактом. Вот, если мэрия сможет заставить строительные организации отремонтировать брак за свой счет, вот тогда можно будет снять шляпу. А то нам про гарантию от 3 до 5 лет обещают каждый год, а работы выполняют фирмы-однодневки, которые на следующий год уже не существуют, поэтому и не с кого требовать гарантию.

Городские власти также регулярно озвучивают программу комплексного благоустройства ряда Центральных улиц Воронежа. Суть ее заключалась в разработке архитектурной концепции и комплексной модернизации. На практике – по примеру улицы 20 лет Октября – можно сказать, что это приводит к снятию рельс и избирательному сносу киосков. Видимо, на большее денег не хватило.

ЖКХ

В жилищно-коммунальном комплексе Сергей Колиух сделал то, на что не решился ни один из его предшественников – ни Александр Цапин, ни Александр Ковалев, ни Борис Скрынников. Более того, на этот шаг до сих пор не решился мэр Москвы Юрий Лужков. Речь идет, конечно, о переходе на 100% оплату услуг ЖКХ населением. Предшественники Колиуха опасались, что такое повышение тарифов, хотя и требуется по федеральному законодательству для участия города в программах софинансирования, резко снизит их популярность в глазах населения. Колиух сделал. Не без некоторых ухищрений – так что теперь периодически возникают споры о нормативах, а по счетчикам население платит почему-то больше, чем по среднему. Эта проблема будет длиться еще пару лет – нормативы утверждаются на три года. Конечно, можно вспомнить очереди за субсидиями, но здесь в оправдание городским властям можно сказать, что центры субсидий - региональная ответственность, а не муниципальная.

С переходом на 100% оплату услуг ЖКХ в городском бюджете должен был высвободиться примерно 1 млрд рублей. На что его направили, почему-то не сообщается.

Вообще Колиуху не повезло (а, может, повезло?) с ЖКХ. На его долю выпала ответственность за создание муниципальных управляющих компаний, которые должны были забрать весь нерентабельный жилой комплекс. То есть наиболее старые и дорогие в обслуживании дома, от которых отказались частные управляющие компании и ТСЖ. В этом направлении все эксперты прогнозировали серьезные катаклизмы. Однако все шесть муниципальных управляющих жилфондом компаний были созданы и начали работать. По пяти проблем удалось избежать, еще по одной – УК «Центрального района» - вопрос более сложный. Долги компании при отсутствии серьезных активов сейчас оцениваются в 20 млн рублей.

Слышались обвинения, что управляющие компании достались людям, близким к Колиуху. Доказательств этому, правда, нет. Да и, наверное, претензий. Главное, что была выполнена основная задача – взять управление нерентабельными домами и включить в федеральные программы модернизации жилфонда. Они выполнены.

Строительство

Победить строительный комплекс Колиух не смог. В чем причина, сказать трудно. Возможно, помешало сильное строительное лобби в городской и областной думах. Сергей Колиух много раз декларировал переход от единичной, фактически хаотичной застройки к комплексной. С созданием объектов инфраструктуры – строительством канализаций, водопроводов, электросетей, школ, больниц. Однако ничего этого на практике нет – только периодически в неожиданных местах возникают «страшные» высотки «ДСК» или других строительных компаний.

Городские власти вроде все делают – и генеральный план Воронежа приняли, и строительные правила утвердили, и т.п., а панельки все равно растут и растут. Хотя к чести Колиуха можно сказать, что в первые месяцы после его избрания некоторые бизнесмены очень удивлялись, что за получение какой-либо разрешительной документации/согласования им не пришлось платить.

С согласованием различных разрешений Воронеж вообще прославился на всю Россию, как город, в котором все эти процедуры носят самый длительный период. Правда, исследование проводилось только в 10 крупнейших городах страны. Оказалось, что в Воронеже, чтобы получить разрешение на строительство, необходимо аж три года. Вроде бы потом разбирались, почему так получилось, и даже пытались опровергать, но официальной информации на этот счет в «Абирег» не поступало.

Малая приватизация

Прославился Воронеж и с так называемой малой приватизацией, когда государство решило для поддержки бизнеса дать им возможность льготно приватизировать те помещения, которые они арендуют у региональных и муниципальных властей более 3 лет подряд. И тут выяснилось, что как городские, так и областные чиновники, чтобы не регистрировать договора, заключали их меньше, чем на один год. И если областные власти пошли на уступки бизнесу, то городские власти долго сопротивлялись. Правда, раз в последнее время бизнес не возмущается по этому поводу - значит, компромисс найден.

Транспорт

Мэр Сергей Колиух войдет в историю, как, человек, который похоронил воронежский трамвай. Конечно, работа по умерщвлению трамвая началась еще при Александре Ковалеве. Иногда кажется, что не случайно параллельно рейсам трамваев, которые неожиданно стали ходить не регулярно, появились удобные и комфортные маршрутные такси, а трамвайным депо периодически стали отключать электроэнергию, блокируя пассажиров иногда на несколько часов. При Сергее Колиухе в истории с трамваем была поставлена жирная точка. Городские власти пытаются развивать троллейбусное сообщение, но из-за изношенных сетей троллейбусы, даже новые, чаще других становятся причинами пробок на дорогах Воронежа.

Зато городские власти сумели выбить из федерального бюджета 500 млн рублей компенсации за перевозку льготных пассажиров в предыдущие годы. Конечно, московские юристы взяли большой процент за свои услуги, но часть средств удалось направить на возрождение горэлектротранспорта. Кроме того, особо не афишируется, что троллейбусным бизнесом, наряду с муниципалитетом, занимаются структуры, близкие к бизнесмену Николаю Уланову. Именно ему, по неофициальной информации, после банкротства МУП «Воронежгорэлектротранса» достались все транспортные электросети Воронежа со всеми подстанциями города.

Вместо итогов

Если в целом рассматривать деятельность Сергея Колиуха, то многое, что он делает, кажется правильным. Если же сравнивать его с работой предшественника Бориса Скрынникова, складывается ощущение, что город просто выиграл в «Бинго». Однако многое, что происходит, не прозрачно – не понятны мотивы действий властей, непонятно, как они решают те или иные задачи. Деятельность Сергея Колиуха за первые два года я бы оценил, как разгребание Авгиевых конюшен. Вот только интересно, разгребет ли он их за свой пятилетний срок и можно ли одновременно с разгребанием реализовать крупные инфраструктурные проекты, чтобы город становился не только чище, но и красивее?

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0