Воронеж. 29.05.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Один из самых животрепещущих вопросов как для малого и среднего бизнеса, так и для крупного: как пережить пандемию коронавируса и не «загнуться» после? Когда и чем всё это закончится, предугадать невозможно. Нет и универсальных рекомендаций, которые помогут выйти из самоизоляции победителем. Но есть определенный набор действий, которые точно лучше не совершать. «Абирег» вместе с федеральными и черноземными экспертами собрал свод наивреднейших советов, которые точно не позволят доползти до «коронавирусного заката».
Неситесь сломя голову. Никто не оспаривает тезис, что движение – это жизнь, и оптимальный вариант в сложившихся обстоятельствах – продолжать свою деятельность, а не «замораживаться». Но, как считает кризис-менеджер, эксперт по развитию бизнеса Илья Казаков, предварительно продумать свои шаги лишним не будет. Тем более снижение оборотов всего бизнеса дает возможность для небольшой «передышки». «Вы можете считать этот совет «водой», но навык останавливаться и смотреть вокруг, оценивать и анализировать происходящее, не суетиться и не делать резких движений – один из самых ценных навыков сильного бизнесмена. Если обычно вы этого не делали, то сейчас – то самое время. Наиболее ценные и решающие мысли приходят, когда мы о них не думаем. Остановитесь хотя бы на день», – рекомендует господин Казаков.
Не придумывайте ничего нового, не ищите иных путей для развития. Для активных действий в кризисной ситуации требуется «свежий» формат мышления. Нужно задать себе вопрос: что можно получить от нее? Речь идет как о новых потребительских сегментах, так и о новом ассортименте, кооперации с конкурентами и др. Рассмотреть ситуацию лучше не со стороны потерь, а со стороны приобретений. Если потребуется – меняйте бизнес-модель. Может показаться, что кризис не время для экспериментов, но это необходимо для адаптации к новым условиям. Многие компании уже сейчас меняются, перестраиваются, чтобы получить конкурентные преимущества на старте. Не знаете, как это сделать, обращайтесь к экспертам, консультантам. «Торговлю любыми непродовольственными товарами можно перевести в онлайн. Помещения можно использовать не только в качестве гостиниц: делайте склады, бюджетные кабинеты для фриланса, комнаты для уединения, занятий, стриминга, офис на час и, наконец, коливинг. Ставьте бизнес на колеса, сами отправляйтесь к клиентам. Это общие и очевидные решения. Неочевидных, уникальных, изящных решений еще больше», – подчеркивает Илья Казаков.
Не берегите своих сотрудников и не обсуждайте с ними проблемы: им необязательно быть в курсе дел. Следуя этому совету, легко превратить даже самых лояльных сотрудников в «дезертиров». «Рекомендую самые острые моменты доносить до них, может быть, даже несколько раз в день. И нужно сформировать план действий, чтобы люди понимали, какие шаги предпринимаются и что делается в условиях временных проблем и ограничений. В нашем случае удалось быстро переориентировать все подразделения на взаимодействие для привлечения новых клиентов, что положительно сказалось на деятельности», – поделился медиаэксперт Дмитрий Орищенко.
И, не стоит забывать, что ответственность за здоровье сотрудников (в том числе и психологическое) успешно возложена правительством на плечи работодателя. Так что ко всем предусмотренным мероприятиям нужно подойти серьезно, иначе Роспотребнадзор придет к вам.
Предъявите ультиматум контрагентам, не держитесь за отношения с ними. Нужно помнить, что лодка у тех, кто меньше «Газпрома» и «Роснефти», одна на всех, соответственно, в таких условиях лучше мирные переговоры, а не война. «Не закатывайте истерик, не угрожайте, договаривайтесь. Проводите несколько раундов переговоров, так как ситуация меняется каждый день», – советует основатель сети кофеен Perfetto Caffe, коуч Павел Бусыгин.
Закройтесь от мира и никому не рассказывайте о своих проблемах, лучше всего вовсе пропасть с радаров. Это отличный способ усугубить проблемы. Отсутствие информации всегда приводит к распространению нежелательных слухов и сомнительных выводов, поэтому, как и в случае с сотрудниками, нужно выступать и на внешнюю аудиторию, считает господин Орищенко. «С контрагентами лучше обсудить, какие у вас есть совместные проблемы и какие пути решения вы можете предложить. Замалчивание проблем может усугубить положение и привести к неожиданным последствиям, в том числе и к большему ущербу для бизнеса, – отмечает Дмитрий Орищенко. – Поэтому для внешней аудитории информирование тоже важно, быть может, чуть менее детальное и подробное. Если план выхода из кризиса компании понятен и реализуем, он поможет успокоить контрагентов».
Продолжайте «тащить» на себе груз ненужных проектов. Сейчас именно тот случай, когда необходимо избавиться от балласта: лишних расходов и проектов, которые не приносят ни денег, ни удовольствия. Илья Казаков отмечает, что кризис требует от бизнеса компактности и эффективности, а также скорости и гибкости. «Оцените, от чего можно избавиться, и избавьтесь. Оцените еще раз и вновь избавьтесь. Проделайте это минимум три раза. Хотите выжить – сбросьте лишнее. Сохраните продажи, маркетинг и производство. Принимайте всё как есть. Как великий пост, как выздоровление от ожирения», – рекомендует эксперт.
Не просите помощи, все предложенные правительством меры поддержки бизнеса неэффективны. Об этом еще не сказал только ленивый, но не стоит судить о них по словам других людей и мыслить категорично. Потратьте немного времени и изучите существующие предложения, быть может, именно для вас что-то окажется полезным.
Вложите все свои силы полностью в дело, пожертвуйте собой и семьей. Эта стратегия поможет потерять сразу всё. Как отмечает Павел Бусыгин, очень важно соблюдать тот режим, которого бизнесмен придерживался до кризиса: правильно питаться, заниматься спортом, тратить время на семью. Истощенная нервная система не поможет сгенерировать гениальные идеи, плюс стресс вполне может привести к проблемам на всех фронтах, которые потребуют еще больше ресурсов.
И помните: к любому кризису нужно относиться философски: его нужно принять как факт и действовать исходя из этого факта. Тратить внимание на то, на что мы не можем повлиять, – неразумно.