Воронеж. 22.03.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Центр прикладной экономики составил первый рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения «Электронного правительства». Разработанная для оценки уровня и качества реализации порталов «Электронного правительства» в регионах страны методика является довольно простой, но при этом в ней оценивается много показателей. При оценке специалисты обращали основное внимание на удобство получения и полноту информации с точки зрения получателя услуги. В Черноземье лидирует в рейтинге Липецк.
Оттого первый и самый простой этап внедрения «Электронного правительства» заключается в наиболее полном информационном сопровождении этих самых государственных услуг: подробное описание каждой услуги, разъяснение последовательности ее получения, электронные шаблоны всех необходимых бланков. Завершенным этот этап считается, когда работают такие информационные сервисы, как система отслеживания обращения пользователя и он-лайн консультации.
Первая группа показателей, выделенных авторами методики, относится к структуре портала. Вся информация, по мнению сотрудников Центра прикладной экономики, должна быть удобно сортирована по сфере услуг, жизненной ситуации и группе пользователей, поскольку даже довольно продвинутому Интернет-пользователю легко затеряться в огромном количестве названий государственных структур, нормативных актов и непосредственно самих госуслугах. Удобство повышает также наличие справочника учреждений, откуда тоже можно было бы перейти к списку услуг, ими оказываемым. Упорядочить большой объем информации помогают рейтинги по частоте посещений тех или иных разделов или обращений пользователей к тем или иным услугам, а также система поиска.
Следующая группа показателей оценивает содержание портала: количество услуг, представленных на сайте и полноту информации по этим услугам. Например, авторы методики определили целых семь показателей качественного представления услуги: общее описание услуги, результаты ее получения, а также возможные причины отказа в ее предоставлении, наличие нормативного акта и нормативного регламента оказания услуги, схемы (последовательности) действий для ее получения и электронных шаблонов бланков, необходимых для получения услуги.
Кроме того, услуги отличаются по виду: федеральные государственные услуги, региональные и муниципальные услуги. При оценке этого параметра специалисты Центра исходили из количественных показателей: так максимальную оценку регион мог получить, если на сайте его «Электронного правительства» насчитывается 87 федеральных государственных услуг и по 100 региональных и муниципальных! Здесь авторы методики вспомнили о принципе «одного окна», который обеспечил бы возможность с федерального сайта нужного вам учреждения попасть на сайт «Электронного правительства» нужного вам региона и наоборот.
В третьей группе параметров оцениваются информационные сервисы, под которыми подразумеваются дополнительные возможности для получателя услуг. Это возможности должны помочь пользователю получить дополнительную информацию об услуге, отследить ход ее оказания или даже полностью получить услугу в режиме он-лайн. Функция обратной связи с учреждениями и органами власти для решения вопросов, касающихся оказания услуг, также учитывается в этой группе параметров.
Качественно реализованные информационные сервисы подразумевают возможность регистрации пользователя и наличие его личного кабинета, в котором можно сохранить все запрошенные услуги, отследить ход их предоставления, отправить запрос на получение дополнительной информации, задать вопрос какому-либо учреждению и даже региональному правительству в лице его отдельных представителей.
Последней группой параметров являются характеристики, которые делают «Электронное правительство» почти идеальным инструментом:
- ссылки на иные ресурсы, предоставляющие федеральные, региональные и муниципальные услуги и обеспечивающие взаимодействие соответствующих органов власти с населением региона;
- сайт главы субъекта, на котором оценивается не просто размещение биографической справки и текущих пресс-релизов, но и ведение блога или форума, в рамках которого глава региона регулярно общается с посетителями в режиме диалога: этим обеспечивается открытость руководителя субъекта для пользователей.
При наличии всех вышеописанных параметров «Электронное правительство» субъекта получает определенное количество баллов. Если какой-то параметр отсутствует, то по нему фиксируется оценка «0». Однако специалисты Центра прикладной экономики ввели еще и штрафы. Так, если в работе портала замечены технические недостатки, неудовлетворительное техническое обеспечение, либо некачественное наполнение информацией, авторы методики не только не ставят оценок, но еще и вычитают некоторое количество баллов.
Не без внимания осталась и посещаемость портала в принципе. И действительно, зачем тратить деньги налогоплательщиков на инструмент, которым они не могут воспользоваться. Поэтому задачей субъекта является не только внедрение «Электронного правительства», но и его продвижение среди населения.
Всего в рейтинге можно получить 114 баллов, однако ближе всех субъектов Российской Федерации к желанной отметке подобралась Республика Татарстан, а в Центрально-Черноземном районе максимальная оценка в 64 балла принадлежит Липецкой области. Это почти в два раза меньше возможного количества баллов! То есть даже лидеру Центрального федерального округа, оставившему за собой и Москву, и Московскую область, еще предстоит огромный объем работы.
Места в рейтинге Центрально-Черноземного экономического района распределились следующим образом: Липецк (64 балла), Тамбов (53 балла), Белгород (49 баллов), Воронеж (45 баллов), Курск (нет портала). Центр прикладной экономики выше всего оценил структуру тамбовского портала, а вот по наполнению все регионы (кроме Курской области) занимают примерно одинаковые позиции, отличаясь друг от друга в оценках всего на балл. Белгородская и Липецкая области получили наивысшие из пяти регионов оценки за реализацию информационных сервисов, а вырваться вперед Липецку позволила высокая оценка дополнительных параметров: большое количество ссылок на другие региональные и федеральные ресурсы, обратная связь с гражданами, реализованная несколькими способами, а также отдельный сайт губернатора Липецкой области, блог которого хоть еще и не запущен, но уже заявлен.
При выставлении баллов, авторы методики, пожалуй, чаще всего домысливали, как здорово было бы, если бы всё довели до ума. Потому что вряд ли можно поставить половину из максимально доступного числа баллов по группе параметров «Содержание» за то, что в каждом разделе портала заполнено по одному скудному примеру. Действительно, в таком виде вполне можно представить себе и структуру, и содержание каждого пункта… в идеальном виде. Но то, как, как порталы заполнены сегодня, вряд ли заслуживает и десяти из тридцати возможных баллов…
Общей тенденцией можно отметить то, что у регионов хорошо получается только что-то одно или полтора: например, взять более-менее аккуратную структуру портала и заполнить разделы информацией из справочников или «1-С», но при этом вовсе не реализовать информационные сервисы и не уделить внимания ни разделу ссылок, ни сайту главе региона. А это означает, что к поставленной Президентом задаче большинство регионов отнеслись довольно формально.