Белгород. 17.08.2020. ABIREG.RU – Эксклюзив – Для многих жителей Белгорода неожиданной стала новость, что они могут лишиться одного из самых популярных рынков города – рынка «Восход». В последнее время точки розничной торговли в городах закрываются нередко, и обычно не без причин. Но ситуация с «Восходом» стала особым случаем – администрации рынка удалось отстоять в суде свое право работать. Руководитель управляющей компании рынка ООО «Атава» Виктор Тюфанов в интервью «Абирегу» рассказал историю своего бизнеса и борьбы за интересы малого предпринимательства.
– Виктор Дмитриевич, вы много лет управляете известным всем белгородцам рынком «Восход». Как и когда вы пришли в эту сферу деятельности, в связи с чем так успешно сложилась ваша карьера?
– Я родом из села Верхний Ольшанец Яковлевского района Белгородской области. Где бы ни был, где бы ни работал – всегда трудился на благо региона. В 1967 году я защитил на отлично диплом техника-строителя в Белгородском строительном техникуме и был направлен на ударную комсомольскую стройку – Лебединский ГОК. В те годы я даже не думал, что когда-то не только буду работать в сфере торговли, но и открою собственный продовольственный рынок. 28 лет я проработал в тресте «КМАрудстрой», возводил Лебединский ГОК и рудоремонтный завод в Старом Осколе. Но самой интересной стройкой был Оскольский металлургический комбинат. Я занимал пост управляющего трестом, затем меня перевели в главное управление союзного объединения «Центртяжстрой». Но проработал я там всего полтора года, потому что из-за «горбачевской перестройки» вся система трестов и главков развалилась. Передо мной встал вопрос: чем заниматься дальше? Поскольку я обладал большим опытом инженера-строителя, то смог успешно создать небольшое строительное управление и развивать его. Проблема заключалась только в том, что добиться оплаты выполненных работ было крайне сложно. Многие из нас помнят 1990-е – повальное народное безденежье. Люди были вынуждены расплачиваться разными товарами, у кого что было – сахар, мука и всё остальное. Вскоре всех этих продуктов у нас накопилось огромное количество, и нужно было решить, как всё реализовать, чтобы получить деньги.
Я решил приобрести магазин. Дела шли хорошо, на продукты был большой спрос. Так я и пришел в торговлю, которая стала моей второй профессией. Ей я посвятил уже столько же лет, сколько в свое время отдал строительству.
– Переход из строительства в торговлю проходил болезненно? Помогло ли вам что-то из прежнего опыта?
– Не могу сказать, что смена сферы деятельности была болезненной. Непредсказуемой – да. В каком-то смысле рискованной – возможно. Но не болезненной. Дело в том, что я всю жизнь работал с людьми, старался отвечать на все их вопросы, оказывал помощь, относился ко всему ответственно. С кондачка шашкой помахать и на этом управиться – не тот принцип, которым нужно руководствоваться, тем более в торговле. Люди пришли работать на рынок, потому что для них были созданы все необходимые условия. Это очень небогатые и даже бедные люди, которые выращивают что-нибудь на своих участках. Заработать на собственный автомобиль, пусть даже самый простой, – для них огромный успех. Если наш рынок сейчас ликвидируют, куда они пойдут? Торговые сети не примут их продукцию.
Стоит понимать, что магазин и рынок «Восход» образуют своего рода тандем, который позволяет жителям микрорайона купить в одном месте всё, что им нужно. Пришел, выбрал, купил и пошел домой. В этом и заключается принцип шаговой доступности. На Богданке живет в основном бывший рабочий класс. Когда-то местные заводы «Сокол» и «Ритм» «развалились», а их работники остались на улице. Именно эти люди сейчас работают у нас продавцами, грузчиками, дворниками. Рынок позволяет им зарабатывать пусть небольшие, но достаточные для жизни деньги. Мы без преувеличения стали площадкой, которая не дала трудягам, годами «вкалывающим» на заводах, спиться или скатиться в нищету.
– Расскажите об истории рынка «Восход». Как он был основан и развивался, как менялись условия, в которых приходилось работать?
– В 2002 году рынок находился в 150 м от нынешнего места и принадлежал заводу «Сокол». Он был в ужасном состоянии. Тогда же заместитель мэра Александр Пашков пришел ко мне и сказал: «Перенесешь рынок на вот это место и будешь им управлять». Я посмеялся и отказался. Это было абсолютно бесперспективное и заброшенное место на тот момент. Но после небольших препирательств и размышлений всё же согласился. Мы оперативно подготовили и согласовали проект рынка и построили его всего за два месяца.
– Многие считают, что традиционная торговля на розничных рынках изживает себя. Что вы можете противопоставить этому мнению?
– Рынки себя не изживут никогда. Я в этом уверен. Во всем мире они есть и будут: и на Востоке, и на Западе – в любой точке земного шара. Возможно, везде разное содержание, но форма одна. Поэтому могу смело сказать, что рынки должны жить.
Для тех, кто хочет избавиться от «Восхода», я бы заметил, что даже в Нью-Йорке есть такой же рынок, как наш, только гораздо больше – на 3,2 тыс. торговых мест. А наш, напомню, – на 80 мест. Значит, в такой богатейшей стране, как США, можно честно вести торговлю, а у нас нельзя? Вот, говорят, что рынки и ярмарки – это не эстетично. Так мы не то что хотим, мы готовы реконструировать рынок и сделать его таким, которым можно будет гордиться! Но при этом эстетика не должна влиять на стоимость торгового места. Чтобы не получилось, как на Центральном рынке Белгорода – взлетела цена, и люди оттуда побежали. Мы уже предусмотрели этот момент.
– Недавно имела место попытка воспрепятствования работе рынка «Восход». С чем вы связываете подобные действия? Какими могут быть их последствия не только для вашей фирмы, но и для предпринимателей, а также жителей города?
– Попытку ликвидировать рынок я считаю полным беззаконием. Наше право на имущественный комплекс защищает ст. 35 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Но нас пытались лишить собственности без суда. Если демонтировать рынок, куда пойдут бабушки и дедушки, которые торгуют здесь за символическую плату в 5-10 рублей за место?
Более того, около 12 лет назад губернатор Белгородской области Евгений Савченко настаивал на том, чтобы в каждом районе города были площадки для реализации продукции фермеров и огородников. Сперва инициатива внедрялась весьма активно, но вскоре пошла на убыль. И сегодня мы становимся свидетелями того, как фермерские рынки по разным причинам в принципе исчезают.
Согласно постановлению городской администрации, в Белгороде были организованы так называемые «Славянские ярмарки», места на которых должны предоставляться бесплатно. К сожалению, практика показывает, что за аренду торговых точек организаторы социальной ярмарки всё же берут деньги. Причем не малые. На «Славянских ярмарках» другой уровень платы за аренду торгового места. Пенсионерка, которая пришла продать несколько килограмм вишни, выращенной на собственном участке, заплатит за место столько же, за сколько она продаст свой урожай. Это же абсурд! К тому же, если говорить о ярмарке «4 сезона», расположенной напротив рынка «Восход», там далеко не благополучная санитарная обстановка: до последнего времени не были предусмотрены мусорные контейнеры (а те, что установили, стоят на проезжей части), нет туалетов и рукомойников, а местные жители постоянно жалуются на шум и потасовки со стороны торгующих там азербайджанцев. Кроме того, там отсутствуют ветлаборатория и контрольные весы, нет холодной и горячей воды, а также информационных табличек, которые должны содержать сведения об организаторе ярмарки, ответственном за санитарное состояние торговой площадки. Многие покупатели уверены, что «4 сезона» – это тот же рынок «Восход». Именно поэтому очень часто местные жители приходят с жалобами на некачественную работу «Славянской ярмарки» к нам.
– Какими будут последствия закрытия таких рынков, как ваш?
– Многие из людей, которые торгуют на рынках, останутся безработными. Кто-то начнет пить, употреблять наркотики, кто-то будет искать преступные способы добыть деньги. Это самые элементарные последствия. И это не выдумки, я знаю, что было в районе до того, как мы пришли на это место. Здесь ежедневно собирались граждане из социально неблагополучных слоев, а даже о минимальном благоустройстве никто не слышал. Но вместе с полицией нам удалось навести порядок. Руководство местного отдела МВД не раз отмечало улучшение криминогенной обстановки в районе.
Помимо этого, напомню, что президент России Владимир Путин не так давно дал команду ликвидировать нищету, но демонтаж рынка, наоборот, будет ее плодить. У нас работают люди с инвалидностью, которых не возьмут ни на какую другую работу. Но они могут у себя на даче выращивать продукцию и продавать ее на рынке.
Хочу добавить, что «Восход» местные жители прозвали народным рынком, несмотря на то, что он по факту принадлежит частному лицу. Это высокий уровень доверия, не иначе. Наша продукция простая и доступная. Многие пенсионеры, которые живут в радиусе 2 км от нашего рынка, сейчас переживают, куда им ходить за продуктами, если «Восход» закроют.
– Для потребителей на первый план в современных условиях выходит вопрос качества и безопасности продукции. Как в условиях розничного рынка добиться высокого уровня по этим параметрам в сравнении с сетевыми супермаркетами или магазинами формата у дома? Как администрация вашего рынка работает в этом направлении?
– На территории рынка находится государственная ветеринарная лаборатория, которая оснащена всем необходимым оборудованием. С ее помощью мы выявляем нитраты и некачественную продукцию. В случае возникновения необходимости проведения более сложных исследований, наша лаборатория берет образцы и передает их в головную организацию. Если продукция угрожает здоровью людей, то она снимается с продажи и уничтожается. Если не соответствует нормам, но и не угрожает здоровью – закон разрешает ее реализацию. Но когда люди торгуют собственноручно выращенными продуктами, это случается редко. А вот с завезенными из других стран овощами и фруктами такое сплошь и рядом.
– Ограничительные меры в период пандемии больно ударили по малому предпринимательству. Как пережили администрация рынка и его арендаторы это трудное время?
– Период пандемии и рынок, и магазин, к счастью, пережили без потерь. Масочный режим среди продавцов соблюдался всегда. О покупателях этого, конечно, сказать нельзя, были даже те, кто вел себя агрессивно, когда их просили надеть маску. Каждый день мы контролировали чистоту на территории и регулярный вывоз мусора. Также у нас есть свои контролеры, которые следят ситуацией на рынке. Более того, большую работу в рамках контрольных мероприятий проводил председатель нашего общественного совета. Проходимость рынка большая – примерно 5 тыс. человек в день, а значит, и работы много.
– За годы столь плодотворной работы у вас должно быть немало наград…
– Да, это правда. И мне очень приятно, что мой вклад в развитие области не раз отмечали представители власти. Так, я был награжден юбилейной медалью «За доблестный труд», знаками «Победитель соцсоревнования» и «Ударник XI пятилетки», бронзовой и серебряной медалями от комитета ВДНХ СССР за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства и орденом «Знак почета». К тому же я являюсь ветераном труда и имею много благодарностей разных уровней.
– Расскажите о своих планах. Вы же не собираетесь «сдавать позиции»?
– Я себе этого пока даже не могу позволить (смеется). В июле Арбитражный суд Центрального округа удовлетворил нашу кассационную жалобу и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Нам удалось отстоять в суде право на сохранение территории. Сейчас рынок работает в прежнем режиме, а вопрос о продлении договора аренды территории рынка выходит теперь на новый этап. Скоро состоится пересмотр дела в Арбитражном суде Белгородской области
В наших планах масштабная реконструкция рынка и магазина «Восход», проекты которых давно подготовлены, но из-за сложившейся ситуации не могли быть реализованы. Мы хотим сделать эту территорию максимально комфортной для предпринимателей, с современной инфраструктурой, и новая концепция здания хорошо бы вписалась в городскую архитектуру. Общественный совет рынка уже обратился в администрацию города с просьбой согласовать проведение публичных слушаний по факту реконструкции. Мы надеемся, что нам наконец-то пойдут навстречу и в Белгороде появится новый современный рынок «Восход».