WorldClass

29 марта 2024, 19:01
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Игра в одни ворота: как спонсорам «умных» остановок добавили головной боли

27.08.2020 18:19
Автор:

Воронеж. 27.08.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Воронеж вошел в список городов, которые с 2018 года реализуют пилотный проект «Умный город». Цели у программы амбициозные, а финансирование из федерального бюджета не предоставляется, поэтому региональные власти сами выбирают, где и как они изыщут необходимые суммы. Воронежская администрация, например, решила переложить ответственность по возведению «умных» остановок на собственников НТО. Противостояние между предпринимательским сообществом и органами власти не утихает с момента оглашения «умного» постановления. Впервые за два года представители сторон собрались вместе, чтобы выяснить, на какие льготы могут рассчитывать спонсоры цифровых остановочных комплексов. «Абирег» расскажет, что из этого вышло.

Совершенствование городского пространства для обеспечения комфорта воронежцев не просто красивые слова, а вполне реальная инициатива, которая «спустилась» в столицу Черноземья из Москвы. Программа «Умный город», направленная на создание современных социальных объектов, реализуется в каждом регионе по-разному, так как ответственными за нее являются именно местные власти. Некоторые области выделили из своего бюджета средства на субсидии, которые помогут спонсорам и ответственным за ввод в эксплуатацию «умных» остановок понести не столь значительные финансовые потери. Средняя цена «умной» остановки – примерно 800 тыс. рублей. Отметим, что доход некоторых предпринимателей за год не достигает этих значений.

Остановочный комплекс должен быть оснащен системой видеонаблюдения, бесплатной сетью Wi-Fi, USB-портами для подзарядки смартфонов и прочих гаджетов, специальным экраном, транслирующим точное время прибытия общественного транспорта. Также собственникам НТО нужно следить за чистотой на территории комплекса, контролировать исправную работу общей цифровизации, предусматривать антивандальную систему защиты объекта.

Выдвинутые администрацией требования оказались непосильными для многих владельцев киосков, тогда бизнесмены попросили представителей власти пойти им на уступки и разработать на этот случай план поддержки. На сегодняшний день утвержденного списка послаблений нет. Однако лед тронулся, и администрация решила вступить с бизнесменами в диалог, рассмотрев с ними все тонкости федеральной программы «Умный город». Первую такую встречу в центре «Мой бизнес» организовал уполномоченный по защите прав предпринимателей Воронежской области Павел Ковалев. За одним столом 26 августа собрались крупные «сетевики» (представители «Русского аппетита», «Робина Сдобина», «Грядки», «Табакерки» и др.), владельцы единичных киосков, адвокаты, юристы и чиновники. Выслушав проблемы предпринимателей, администрация пообещала пересмотреть договор размещения нестационарных объектов – со спонсорами «умных» остановок его будут заключать сразу на 10 лет, а не на 5 лет, как было утверждено ранее.

Других более серьезных мер поддержки озвучено не было. Хотя бизнесмены рассчитывали, что им уменьшат ставку по арендной плате за строительство объектов, которые потом будут на балансе администрации. На эту просьбу однозначного ответа власти не дали, но допустили вариант, что, возможно, аренда станет дешевле, после того как наемный оценщик проведет необходимый анализ помещения, учтет территориальные особенности района, где находится киоск, и его проходимость. Отметим, что выбор оценщика производится с помощью соответствующих тендеров и оплата его работы происходит за счет бюджетных средств. Опираясь на практику других регионов, воронежские юристы, присутствующие на собрании, рассказали, что большинство субъектов в стране разработали для данных целей специальную формулу оценки. Именно такой способ позволяет сделать процесс оценки «прозрачным» для всех. Так, предприниматели других регионов сами в точности могут рассчитать, насколько снизится их аренда, подставляя свои значения в единую формулу. Отметим, что чиновникам тоже выгоден подобный метод оценки, ведь им не приходится тратить бюджетные средства на дополнительные услуги коммерческих оценщиков. Но на оглашенное предложение управляющего партнера Сергея Шлабовича из ассоциации адвокатского бюро «Шлабович, Татарович и партнеры» власти сразу отреагировали категорическим отказом.

По словам вице-мэра Воронежа Людмилы Бородиной, данные нововведения и цифровизация в целом «нужны предпринимателям, а не губернатору и администрации». «Это в ваших интересах прежде всего», – отметила она. Госпожа Бородина уверена, как только возле киосков появятся «умные» остановки, у предпринимателей заметно увеличится выручка, ведь такой инновационный комплекс станет настоящим местом притяжения всех горожан. Однако часть юристов и представителей малого/среднего бизнеса считают, что прогнозы власти не будут иметь ничего общего с настоящей картиной происходящего. Например, как «умная» остановка сможет увеличить продажи владельцев киосков с прессой и цветами? Неужели бесплатный Wi-Fi и USB-порт для подзарядки гаджетов подтолкнут горожан к покупкам букетов, газет, журналов, если ранее, допустим, потребителей это сильно не интересовало?

Генеральный директор ТС «Русский аппетит» Андрей Прытыкин также заострил на этом вопросе внимание: «Я представитель крупного бизнеса, и чисто теоретически моя компания может где-то «ужаться», пересмотрев расходы, сделать дополнительный анализ логистики предприятия. Есть вариант повышения цен на свою продукцию. Можно даже сократить рабочие места, хотя у каждого сотрудника есть семья, которую нужно кормить и обеспечивать, поэтому делать это я очень не хочу. Уменьшение штата – крайняя мера. Но у меня хотя бы есть эти варианты, а что делать тем, у кого один-два киоска? Как поступать мелким предпринимателям?»

На перечисленные вопросы власти не ответили, лишь сказали, что бизнес – это всегда высокие финансовые риски, которые каждый предприниматель обязан предусмотреть самостоятельно.

Также для владельцев киосков утвердили новый дизайн-регламент, который на практике некоторые предприниматели не смогут реализовать даже при большом желании. Дело в том, что, согласно новому постановлению, стены должны быть из прозрачного стекла. Это применяется ко всем объектам вне зависимости от того, продажу какого товара они реализуют. Однако нельзя забывать, что, например, пачка сигарет стоит больше, чем килограмм лука, а места для хранения табака нужно гораздо меньше. Помимо этого, для овощей и фруктов нужна зона проверки испортившегося сырья. Где продавец на 8 кв. м должен разместить мини-склады, хранить помятые капустные листы и шелуху от лука, администрация не объяснила, но еще раз добавила: «Стремитесь к эстетике». Тогда Анатолий Пономарев (управляющий розничной сетью «Грядка») призвал властей к компромиссу – установить новые киоски со стеклянными стенами и часть поверхности обклеить пленкой, на которой, например, будут изображены фрукты и овощи. Представитель департамента архитектуры и градостроительства наотрез отказался приходить к консенсусу таким образом. Альтернативных вариантов он не предложил.

На следующей неделе тем же составом сообщество предпринимателей и чиновники вновь будут обсуждать проблемы собственников НТО, однако на этот раз по большей части эстетические. Омбудсмен Павел Ковалев пообещал держать ситуацию на личном контроле и вместе с бизнесменами отстаивать их права на каждом этапе переговоров.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 2