24 ноября 2024, 22:44
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Глава управления ЖКХ мэрии Воронежа: «Кто активнее, того и тапки»

28.08.2020 16:20
Автор:

Воронеж. 28.08.2020. ABIREG.RU – Эксклюзив – Вопросов к руководителю городского управления жилищно-коммунального хозяйства воронежской мэрии всегда много, так как ЖКХ считается отраслью наиболее близкой к народу. Дмитрий Соломаха назвал «Абирегу» наиболее острые проблемы своей сферы, рассказал, почему город не в силах поддержать местных производителей стройматериалов при благоустройстве дворов и как изменилось сознание воронежцев в ходе формирования института собственности в нашей стране.

– Как проходит подготовка к зиме?

– Идем по графику. И, несмотря на сдвинутые из-за пандемии сроки работы, у нас на сегодняшний день более 90% жилфонда подготовлено к зиме.

– Что входит в отопительную подготовку?

– К зиме готовим всё коммунальное хозяйство – сети (энерго- и водопроводные, внутридомовые), котельные, технологическое оборудование, жилые дома. Взаимодействуем с энергоснабжающими организациями, управляющими компаниями и жителями. В некоторых МКД старшие по дому активно участвуют в приемке работ по промывке и опрессовке.

– Ваша функция в этом процессе контролирующая?

– Задача мэрии – прежде всего, всё грамотно организовать. А контролирует приемку объектов комиссия, состав которой каждый год меняется. Утверждают ее глава района и глава города. Уже после них мэрия проверяет документацию объекта, а Ростехнадзор контролирует фактическую техническую готовность.

– Кто входит в состав комиссии?

– Специалисты управления ЖКХ, жилищной инспекции, ресурсоснабжающих и управляющих организаций. Если это объект социальной сферы – еще и представитель профильного управления.

– При принятии ключевых решений в области ЖКХ как вы выстраиваете взаимодействие с областью? Насколько вы самостоятельны?

– Мы плотно взаимодействуем по разным направлениям. Некоторые городские объекты находятся в государственной собственности, интересы часто пересекаются. Реализуем много федеральных и областных программ. Например, адресная инвестиционная программа формируется из всех муниципальных образований. И Воронеж, как самое большое образование, в ней, естественно, участвует. Идет софинансирование из средств субъекта, поэтому с областью работаем плотно.

– На каком этапе сейчас программа «Комфортная городская среда»?

– Первый этап программы подходит к завершению, приступаем к формированию документации для второго. Этот опыт показал, как важна личная инициатива горожан. Жители объединяются, проводят собрания, участвуют в программе. Финансирование идет за счет субсидий – федеральные и областные деньги. Взнос муниципалитета минимальный.

– Я хочу, чтобы мой двор благоустроили. Куда мне обращаться? Есть какой-то алгоритм, желающих ведь предостаточно?

– Соберите инициативную группу – и добро пожаловать в управу района. Мэрия – лишь консолидатор программы, к нам поступают деньги. Вся текущая работа на плечах управ: они проводят собрания, разрабатывают проекты планировок дворов, проводят конкурсы и, по сути, являются ответственными исполнителями программы.

– Легко ли попасть в программу и сколько ждать непосредственно благоустройства?

– Желающие попадают все, вопрос только – в какой год. Выделенные на период деньги ограничены, поэтому, чем раньше ты пришел, тем быстрее твой двор станет участником программы.

– Сколько дворов в этом году будет благоустроено?

– Комфортными и уютными станут дворы 64 домов, на это уйдет 225 млн рублей. В прошлом году средств было выделено столько же, на них благоустроили 74 дворовые территории.

– Сколько стадий контроля проходит качество выполняемых на объекте работ?

– Качество контролирует заказчик – управа района. В мэрии за каждым сотрудником закреплен определенный отдел, и еженедельно мы совершаем объезды. Каждую стадию держим на контроле. Если возникают сомнения в качестве материалов или объемах работ – делаем, например, контрольные вырубки из асфальта, иногда заставляем переделывать.

– Как проходит выбор подрядчика? Не отдается ли приоритет заявленной минимальной цене за работу в ущерб качеству? Существует ли список добропорядочных подрядчиков?

– Есть список Федеральной антимонопольной службы, в который неблагонадежных подрядчиков не допускают. Мы оглашаем определенные условия, и если кандидат выходит на конкурс и соответствует условиям, то принимает участие в торгах. Если в результате торгов он выиграл – приступает к благоустройству.

– Как проконтролировать качество используемых материалов?

– ГОСТы ко всем материалам прописаны в техническом задании на конкурс. Допустим, такое качество должно быть у скамейки, вот такое – у асфальта, бордюра, на всё есть ГОСТ, и поставляемое изделие должно ему соответствовать. Все компании видят наши требования в конкурсной документации, поэтому условия, я считаю, для всех равные.

– Как вы относитесь к тому, что один подрядчик может закупить материалы у крупного производителя, а второй – в подвале у частника?

– Если качество сделанного в подвале соответствует требованиям, почему нет?! Главное помнить, что мы требуем гарантию на оборудование. Если подрядчик закупает что-то в подвале, и через год оно разваливается, он получает претензию и переделывает заново за свой счет. Ему экономически невыгодно покупать то, что не простоит как минимум гарантийный срок – пять лет. Если кто-то сочтет более выгодным везти асфальт из Сибири, при этом он будет надлежащего качества – пусть везет. Нам важен конечный результат: именно то, что мы увидим в своих дворах.

– Когда стартовала программа по благоустройству дворовых территорий?

– Именно «Комфортная городская среда» – в 2018 году, до этого была программа «100 дворов». То, что ремонтировали в 2012 году, до сих пор стоит, претензий нет. Здесь многое зависит и от отношения самих людей: кто-то бережет, а кому-то всё равно. Институт собственника как таковой-то появился, но суть до многих горожан сразу не дошла. Сейчас люди начинают понимать, что они собственники. А то, что уже сделали, надо содержать, следить, беречь. Государство благоустроило двор, предоставило дорогостоящее имущество, и это надолго. Поэтому не стоит рисовать на горке и тушить об нее бычки. Обязательства государства исполнены – дома отремонтировали, дворы благоустроили. Ребята, содержите!

– Как происходит распределение по районам? Отдаете преимущество более старым дворам?

– Решающий фактор – заявка горожан. Да, есть наиболее разбитые дворы, стараемся их поддерживать, но критерии отбора таковы, что очередность подачи заявки первична. Это заложено в федеральной программе. Кто активнее, того и тапки. Встают-то все, в принципе, одновременно, а двигаются одни быстрее других.

– Как показывает практика последних лет: в списке участвующих в конкурсе подрядчиков одни и те же организации или каждый год меняются?

– Подходящих организаций не так много, пять на весь город. При заходе на торги организации должны вносить гарантирующие суммы, далеко не все могут их потянуть. Если стоимость лота 225 млн рублей, 30% от суммы надо внести.

– Какие это организации?

– «Дорожник», например. По качеству и срокам до судебных претензий мы с ним ни разу не доходили.

– Стали ли управляющие компании в последнее время работать более ответственно?

– Я бы перевернул ваш вопрос: у нас люди стали более активными, требовательными. Если раньше при словах: «Не нравится УК – меняйте!» – у воронежцев был шок, то сейчас горожане идут до конца в защите своих интересов. Именно подстегнутые таким поворотом событий управляющие компании стали лучше работать, потому что боятся потерять рынок. Произошел сдвиг в сторону не столько потребительских отношений, сколько коммерциализации взаимодействий.

– Что конкретно повлияло на такой поворот событий?

– Горожане поняли, что платят деньги и могут спрашивать за их использование. Раньше как было? Отдал квартплату, а там сделали – не сделали, бог с ним. Сегодня в домах, где есть старшие и актив, управляющие компании без их ведома не делают ничего. Допустим, по договору положена ежедневная влажная уборка в подъезде с 1-го по 3-й этаж. Старший по дому каждый день подписывает акт, а нет акта – нет денег. По моему мнению, идеальная форма взаимоотношений – это ТСЖ (товарищество собственников жилья). Люди полностью заинтересованы в процессе и самостоятельно управляют деньгами. Если не хотят сами крутить гайки, нанимают УК, но денежный поток идет через счет ТСЖ. Наметилась тенденция создания качественных управляющих компаний, объединения их в мощный кластер.

– Они «рождаются» при застройщике?

– Не только, есть и вновь создаваемые. Большой вклад в обучение и подготовку профессиональных кадров вносит наш строительный институт. В нем готовят именно управляющих домами. Разъясняют, что он должен делать, как не вывалиться из правового поля. Меняют сознание людей, задавая вектор ответственности за свое жилье, и так называемые клубы ТСЖ, которые есть в каждой управе. Есть городская ассоциация, в которую они все объединены.

– Может ли мэрия повлиять на управляющие компании?

– Никак абсолютно. Иногда мы их собираем, проводим разъяснительные беседы о необходимости погашения задолженности перед ресурсовиками. Некоторые находятся в стадии чуть ли не прямого конфликта между собой, поэтому сглаживаем острые углы. Самые большие долги у ресурсовиков перед газовиками. Теплосети должны им порядка 16 млн рублей. Есть управляющие компании на грани банкротства.

– Есть надежда на погашение этих задолженностей или о них уже можно забыть?

– Это задолженность населения, которое не платит. Откуда вообще берется долг УК? По сути, у них своих денег нет: собрали с населения деньги по тарифу и передали ресурсовикам. Кто-то из жителей не заплатил – образовался долг. Последние 10 лет развивается хорошая тенденция – прямые договоры между жильцом и ресурсовиком, минуя управляющую компанию. Ступень, когда деньги могут где-то потеряться, зависнуть в УК, отпадает.

– Сколько процентов таких договоров?

– 30% точно, может, чуть больше. Например, группа компаний «ПИК» частично переходит на эту систему. Определяет перевес один из самых сильных игроков – ПАО «Квадра». У них собственный расчетный центр, им удобнее работать с населением напрямую. Управляющую компанию как звено в этой цепочке они просто выкидывают.

– Как расходуются средства, собранные с населения в Фонд капитального ремонта?

– Это областной фонд, все средства аккумулируются там. Мэрия участвует в приемке выполненных работ, потому что именно орган местного самоуправления в большей части заинтересован в качестве и сроках выполнения этих работ. Капитальный ремонт – это целый комплекс работ. Когда мы узнаем, что дом начинают «капиталить», сразу подключаемся. Если вдруг что-то пойдет не так, ответственность будет на фонде, но головная боль будет у нас.

– Какая доля в формировании бюджета уходит в ЖКХ?

– Примерно 10%. ЖКХ и городское хозяйство в целом – это сфера потребления бюджетных средств. На 2020 год нам выделили 1,4 млрд рублей из общего бюджета в 15 млрд рублей.

Сейчас вкладывают и инвесторы, две концессии – у ПАО «Квадра» и Росводоканала. В прошлом году «Квадра» вложила больше 400 млн рублей, водоканал – 2,5 млрд рублей.

Инвестпрограмма Росводоканала на 2019-2024 годы подразумевает вложение 4,3 млрд рублей.

– Как вы относитесь к концессионным соглашениям?

– Концессия – удачный механизм. Город, не теряя своего имущества, передает его в управление. Все сети, станция остаются в городе, а деньги в их реконструкцию уже вкладывает инвестор.

– Исключаете опасность приватизации сетей?

– Такой опасности нет. По условиям концессии собственность на сети, имущество остается у органа местного самоуправления. По истечении концессии всё возвращается в муниципальную собственность, но уже в преобразованном виде.

– Какой топ самых ключевых проблем в ЖКХ Воронежа?

– Первоочередная проблема – локальные очистные сооружения. После вмешательства губернатора систему вычистили, отстойники отремонтировали, реконструировали, запахов стало меньше. Система в собственности у частника. Цех мехобезвоживания, который Росводоканал сделал у себя на Правобережье уже давно, сейчас монтируется и в левобережной части. Собственник начал вкладывать средства. Поставили установку, с помощью которой добавляют реагент на входе в коллектор, стараются начать обработку уже на первом этапе. Раньше обрабатывали уже поля фильтрации. Думаю, до конца года цех введут в эксплуатацию – и 90% проблем будет снято.

Второй больной вопрос – бесхозяйные сети. Стараемся их максимально выявить и оформить в муниципальную собственность. Бывает, выезжаем на аварию, а чья труба, по которой вода идет в дом, никто не знает. Ничья труба. Раньше всё было государственное, потом началась приватизация. В итоге кто-то приватизировал кусок трубы, а другой кусок «выпал». Пока она не прохудилась, никто о ней и не знал. В прошлом году выявили 380 объектов бесхозяйных сетей.

И третьим пунктом в топе актуальных сегодня проблем я назову отношение людей к собственности. Некоторые горожане не берегут не то что муниципальную, но даже и свою собственность. Это касается внутридворовых территорий – асфальта, поребриков, скамеек, урн, ограждений, освещения, спортивных и детских площадок.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0