Воронеж. 23.09.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Ускоряющийся процесс цифровизации экономики и социальной сферы требует наличия в регионе развитого рынка услуг в самом широком спектре направлений IT-индустрии. О том, как проходит этот процесс и готовы ли к нему местные игроки, «Абирег» поговорил с руководителем ГК «Перемена» Михаилом Бакаевым.
– Недавно ГК «Перемена» вошла в Tоп-25 лучших региональных российских IT-компаний. По каким критериям определялся топ? Как вы считаете, что позволило вам войти в список лучших?
– Детально методы определения мне неизвестны, но, судя по списку коллег, ставших победителями, многих из которых я знаю лично, это очень сильные и достойные компании, являющиеся для меня примером в бизнесе. Это позволяет судить о реальной объективности данной оценки. В роли экспертов выступали руководители подразделений по работе с партнерами, департаментов продаж, отделов маркетинга ведущих зарубежных и российских производителей, дистрибьюторских компаний, имеющих большие партнерские сети. Каждый эксперт мог выбрать не более 25 компаний, достойных стать победителями, оценивая их по таким критериям, как масштаб и динамика бизнеса, профессионализм команды, репутация на рынке и устойчивость в кризис. Победители рейтинга определялись простым подсчетом голосов. В итоговый список вошли 25 компаний, которые чаще других упоминались в анкетах экспертов, в том числе и мы. Подобная оценка вдохновляет нас на новые достижения, а наших клиентов убеждает в правильном выборе партнера.
– Расскажите об этапе становления компании. Как появлялись новые направления бизнеса, как возникло название «Перемена» и что вы в него вкладываете?
– В далеком 2006 году мы решили не идти стандартным на тот момент путем покорения розничного покупателя, а сразу сделали ставку на корпоративный сегмент. Вы не поверите, сколько раз я тогда слышал от коллег-конкурентов о бесперспективности данной затеи! Только ленивый бизнесмен нашей отрасли не открывал тогда точки розничных продаж. Мы же сразу отказались от этого и во главу угла поставили серверное и сетевое оборудование. В 2007 году открыли первый в городе сервер-шоурум, направленный на коммерческий сегмент. Любой IT-специалист мог там скомпоновать нужную ему конфигурацию сервера и активного сетевого оборудования, а также протестировать перед покупкой технику на предмет решения необходимых задач. Так появился первый сегмент нашего бизнеса – базовая инфраструктура, лежащая в основе решения любых корпоративных задач. Но кроме самого оборудования покупателю требовался сервис по его настройке и вводу в эксплуатацию. Поэтому основным нашим направлением со временем стала системная интеграция базовой инфраструктуры. Дальше пошло по цепочке, покупателю требовались дополнительное оборудование, дополнительные услуги, и направления деятельности стали ветвиться и расширяться дальше. Еще мы постоянно экспериментируем с новинками, а они цепляют за собой целый пласт проблем и задач, решение которых вырастает в отдельное направление. А название «Перемена» – отражение подхода к IT с его непрерывным видоизменением. Мы отслеживаем нововведения в технологиях и стараемся применять их в реальности.
– Какие потребности бизнеса в IT-сфере сейчас выходят на первый план? Охарактеризуйте нынешний этап процесса цифровизации. На решение каких задач он направлен?
– С каждым днем идет рост объема данных, и обработка этих данных (BigData) под свои цели – приоритетная задача для многих сфер корпоративного и государственного сектора. Статистика, аналитика, выборка, объединение под требуемые критерии и обработка терабайтов данных – то, что востребовано, и работы здесь непочатый край. Появление огромного числа разнообразных электронных услуг и сервисов, во многом пока разрозненных и не структурированных с точки зрения взаимодействия друг с другом, формирует запрос на создание общей цифровой экосистемы в экономике. Бизнесу нужны новые площадки для решения различных задач без дополнительных телодвижений, принцип одного окна во всем.
– Работая в различных сегментах цифрового бизнеса вам, вероятно, приходится взаимодействовать как с зарубежными, так и с российскими партнерами. С кем вам больше нравится иметь дело?
– Западные компании более продвинуты, с более развитой партнерской программой и технологической подосновой. Но и российские компании подтягиваются и идут семимильными шагами. Я думаю, что в ближайшие 2-3 года они займут уже уверенные позиции на рынке. Правда, пока речь идет о государственном сегменте как основном потребителе. В коммерческом секторе у отечественных производителей еще всё впереди.
– Каким вы видите место вашей группы компаний в тех процессах, о которых мы сейчас говорили?
– Начиная с конца 2018 года мы выделили для себя импортозамещение как наиболее перспективное направление, тренд, который задает государство. С госсектором мы плотно работаем где-то с конца 2013-го и планируем уделять максимум внимания этому направлению и дальше. К сожалению, большая часть цифровых продуктов произведена за пределами России и к ним уже все привыкли. В частности, компания «Майкрософт» – монополист сразу в нескольких сегментах рынка. Но в связи с тем, что необходима альтернатива в лице российских разработчиков, не только государство, но и коммерческие компании стали обращаться к нам с этим вопросом. Мы поняли, что это хорошая перспектива, и на ближайшие 5 лет главную нашу цель видим именно в импортозамещении. Мы занимаемся интеграцией базовой инфраструктуры, в том числе и российского программного обеспечения и компьютерной техники, а это подложка под основу любой информационной площадки заказчика. Говоря простыми словами – это провода, железо и базовый софт.
– Что представляет собой российское ПО в плане альтернативы продукции Microsoft?
– На этом рынке лидируют 4-5 компаний, но продолжают появляться и новые игроки. Компания «Перемена» плотно взаимодействует с альтернативными операционными системами российской разработки: «Астра Линукс», «Базальт», «РЕД ОС» и «Роса». Это четыре основных наших партнера по операционным системам. Если говорить о прикладном офисном программном обеспечении, то это «Р7-Офис» и «Мой офис» – два основных игрока на российском рынке на сегодняшний день. Вот лично на моем рабочем компьютере стоят операционная система «Астра Линукс» и «Р7-Офис». И весь наш офис на них работает. В прошлом году мы решили, что если хотим внедрять что-то, нужно начинать с себя. Да, поначалу было трудно, потому что всё находится не там, где привык. Но, по большому счету, это единственная проблема. По существу же всё отлично работает. А теперь уже и привыкли все.
– А перед российскими разработчиками ставится задача войти в массовый сегмент пользователей?
– Если мы говорим об операционных системах и офисных приложениях, то, на мой взгляд, пока коммерческий сегмент не особо оценен. Как я уже говорил ранее, продукты российской разработки для этого сегмента существуют, но особого интереса к ним я не наблюдаю. А специализированного ПО российской разработки существует огромное количество, причем прекрасно функционирующего, да и вообще не имеющего зарубежных аналогов.
– Какого рода взаимодействие существует у ГК «Перемена» с другими воронежскими IT-компаниями? Жив ли еще воронежский IT-кластер?
– Конкуренция в регионе проходит на благоприятном фоне. Нет явных конфликтов, жесткости, которые я иногда наблюдаю в других городах. В любом сегменте IT-технологий есть много подуровней, в которых можно найти свою нишу. Воронежский регион шагает в ногу со временем, цифровизация здесь идет во всех отраслях, задействован широкий фронт IT-компаний рынка с различными компетенциями. Программы типа «Умный город» или «Безопасный регион», развитие BigData, развитие медицинских и образовательных программ с учетом современных IT-технологий – далеко не полный перечень. У нас очень динамичный, активно развивающийся город. К сожалению, не всегда мы участвуем в этом развитии. Уделяя много внимания проектам в других городах, мы немного отвлеклись от Воронежа, но сейчас пытаемся наверстать упущенное. Кластер – это очень сложная тема. Как бы то ни было, но все участники кластера в том или ином направлении – конкуренты. Хотя сейчас есть один проект, который реализуется компаниями именно в рамках кластера. Посмотрим, что из этого получится. Это будет хороший тест возможностей кластерного подхода в нашей отрасли.
– А в каких городах работает ваша группа компаний? По какому принципу выбирали, где работать?
– Филиалы или представительства у нас в Воронеже, Белгороде, Липецке, Москве, Туле, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Смоленске. Элемент случайности при выборе города присутствия всегда содержался. Но при выборе мы в первую очередь исходили из расстояния, на котором филиал может развиваться без внутреннего пересечения, и наличия человеческого ресурса, а затем уже смотрели, какие направления сможем там развивать.
– Что можете сказать о нацпроекте «Цифровая экономика», как он реализуется в регионе и стране в целом? Кто в авангарде процесса цифровизации?
– Сфера наших компетенций затрагивает только часть федеральных проектов, входящих в «Цифровую экономику». Сейчас мы стараемся активно присутствовать в двух отраслях: медицине и образовании. С медициной у нас лучше получается работать в Воронеже, а с образованием – в других регионах. В рамках заключенных контрактов в 2019-2020 годах мы поставляли и вводили в эксплуатацию компьютерное оборудование и российское программное обеспечение в образовательные и медицинские учреждения. В частности, в медицину было поставлено в 2019 году порядка 2 тыс. компьютеров и операционных систем российского производства, а в 2020 году – около 9 тыс. Если судить именно по этим отраслям, проект идет полным ходом, а из общения с коллегами из других регионов могу сделать вывод, что Воронежская область в лидерах по реализации нацпроектов. И нашей работой я тоже доволен. В процессе цифровизации страны задействовано множество компаний, в том числе глобальных игроков рынка. Они имеют больше экспертов, опыта, точек присутствия в регионе. Поэтому нам есть чему поучиться и куда расти.
– Реализация нацпроекта стартовала в 2018 году, тогда же в широкий обиход вошло слово «цифровизация». Вы ожидали, что процесс пойдет столь стремительно?
– Я уже тогда точно понимал, что всё идет к созданию единой цифровой платформы. Вот, например, насколько удобно существующее сейчас приложение Госуслуги, в котором интегрировано множество сервисов, жизненно необходимых в жизни гражданина Российской Федерации. Разве мы могли это представить себе в 2010 году? Вектор развития выбран абсолютно правильный. Активно используется модернизированный нами портал правительства Воронежской области. В каких-то случаях он дублирует портал Госуслуг, но кое-что уникально именно для региона. Огромное количество сфер деятельности и услуг удалось соединить, что раньше казалось невозможным. И этот процесс продолжается. Объединение множества сервисов в единую цифровую платформу – огромная заслуга нашего государства.
– Государство продолжает оставаться драйвером цифровизации или частный бизнес перехватывает инициативу?
– Продолжает. Частный бизнес может внести в этот процесс какие-то точечные вопросы, небольшие элементы. Государство же задает тренд, вектор движения и его же сегментирует, а уж потом включается коммерческий конгломерат.
– Какие из ваших проектов вы считаете действительно классными, даже если они были недооценены?
– Из проектов, с которыми нам было интересно работать, я бы выделил «Безопасный регион» в 2014 году. Это была огромная и непростая работа, в которой мы столкнулись с рядом технических и организационных проблем, но тем интереснее было заниматься проектом. При решении каждого возникшего вопроса мы пополняли свою копилку опыта, который нам неоднократно пригождался в дальнейшем. Этот проект был для нашей компании знаковым. К нам и до сих пор обращаются за консультацией по аналогичным решениям из разных регионов России. Также хороший и наглядный пример – модернизация портала облправительства govvrn.ru. Это тоже наша гордость, хотя подводных камней там также было немало и предстоит еще много работы. В 2019 году мы перевели на российское ПО 2 тыс. компьютеров в здравоохранении области. Это была достаточно сложная задача, ведь у медицины свои требования, с которыми мы сталкивались не раз и в других проектах медицинских учреждений города. Что же касается коммерческих проектов, их было множество, ведь 14 лет работы в IT – это большой срок для накопления хорошего опыта.
– С кем вам интереснее работать: с госсектором или коммерцией? Где клиент более продвинутый?
– Любой заказчик для нас интересный. К нам часто обращаются за нестандартными решениями. А решение нестандартных вопросов – это получение удовлетворения от сделанной работы. Коммерческий сегмент более требователен к деталям и зачастую сам не понимает, какой результат в итоге ждет. Зачастую по окончании работ вводит множество дополнений, потому что видение его поменялось. Госзаказчик более структурирован и имеет детальное техническое задание.
– Трудно обойти вопрос о влиянии пандемии. Она послужила драйвером развития IT-индустрии или, наоборот, затормозила его?
– Мы и наши конкуренты-интеграторы уже лет как 10 работаем удаленно, для нас это обыденная вещь, так что в плане организации удаленной работы особо ничего не поменялось. Весной, когда всё началось, от клиентов пришло огромное количество запросов по настройке корпоративных сетей, файлообменников, 1С и CRM-систем в плане удаленной работы. В основном это был малый бизнес. По сравнению с регулярными задачами – это незначительный оборот компании. А вот наш основной заказчик, средний и крупный бизнес, резко поджал бюджеты. Плюс падение платежеспособности, логистический разрыв с производителями, проблема ввоза товара зарубежного производства, отсутствие нормальных коммуникаций с производителями железа и софта, удаленная работа и нестабильная работа складов. Всё это привело к серьезному падению оборотов и затягиванию поясов. Эту весну мы будем еще долго вспоминать. Однако штат мы сохранили почти в полном объеме. У нас слаженный коллектив, который понимал, что сложности преодолимы, только если работать с полной отдачей. Командная работа помогла выйти из коронавирусного пике с минимальными потерями. Мы приспосабливались. То же самое могу сказать и о коллегах «по цеху», что в нашем, что в других регионах. Разработчики ПО, мне кажется, вообще пандемию не заметили.
– Заботит ли вас проблема кадров и вообще уровень профессионализма в информационных технологиях?
– Сегодня сотрудничество с вузами является для нас приоритетным. В ближайшее время в планах стоят встречи с их представителями для участия в программах привлечения специалистов к обучению, выявления талантов, прохождения студентами у нас практики с дальнейшим трудоустройством. В составе воронежского IT-кластера мы будем участвовать в программах подготовки кадров. Желающих освоить информационные технологии много. И почему бы нам не поработать с подготовкой кадров и на этапе студенчества?
– Цифровизация идет стремительно. Можно ли предсказать, что нас ждет в ближайшие 3-5 лет?
– Это дальнейшее объединение множества существующих и создаваемых сервисов в единую сеть, упрощение взаимодействия с ними. Это общемировая тенденция. Если же говорить о России, то мы продолжим вектор дальнейшего импортозамещения. Думаю, как раз лет через пять мы сумеем практически все сферы деятельности перевести на качественный российский программный продукт. Также продолжится развитие городских инноваций: благоустройство городской среды и транспортной системы, умные светофоры, умные остановки, обратная связь между горожанами и исполнительными органами, ну и конечно, цифровизация отрасли ЖКХ, которая давно в этом нуждается. Онлайн-контроль оплаты счетов, вывоза мусора, умные приборы учета и т. д. – всё давно придумано, но пока очень медленно внедряется. Вот мой прогноз в самых общих чертах.