WorldClass

22 сентября 2024, 04:49
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Коммуна // Большие перемены

30.03.2010 10:56
В Управлении Федеральной регистрационной службы по Воронежской области заинтересованы в том, чтобы у «окон» не было очередей, а в службе трудились чиновники в лучшем смысле этого слова В стране проходит масштабная реформа в сфере регулирования отношений с недвижимостью. Изменяются структуры органов, которые заняты в этой сфере, вносятся поправки в нормативные акты.

В Управлении Федеральной регистрационной службы по Воронежской области заинтересованы в том, чтобы у «окон» не было очередей, а в службе трудились чиновники в лучшем смысле этого слова

В стране проходит масштабная реформа в сфере регулирования отношений с недвижимостью. Изменяются структуры органов, которые заняты в этой сфере, вносятся поправки в нормативные акты. Для того, чтобы разобраться в охвативших систему регистрации переменах и помочь понять суть происходящего читателям, «Коммуна» пригласила в гости руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области Инну Демидову.

- Инна Семёновна, с 1 марта вступили в силу поправки в законы «О государственном кадастре недвижимости» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». А в 2009 году началось создание Единой системы регистрации прав и государственного кадастра. В чём смысл реорганизации? Что подразумевается под реформированием системы?

- Прежде всего подразумевается объединение в каждом субъекте Российской Федерации территориальных управлений Росрегистрации, Роснедвижимости, а в некоторых регионах – и Роскартографии – в единые управления. Этот долгий и масштабный процесс пройдёт в три этапа. В 2009 году завершился первый этап: с 1 сентября по 1 декабря было создано 33 единых территориальных органа Росреестра (всего их будет 81). Воронежская область вошла во второй этап формирования , который начался 1 марта. Управление Роснедвижимости реорганизуется в форме присоединения к Управлению Росрегистрации по Воронежской области. Планируемая дата окончания реорганизации - 1 июня 2010 года.

Теперь - о реформировании системы. Слово «ГУЮ» знакомо большинству жителей Воронежа. Государственное учреждение юстиции Воронежской области возникло в 1998 году в соответствии с Законом №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который предусматривал организацию государственной функции по правовой экспертизе и ведению Единого государственного реестра прав на объекты недвижимости.

С 1998 года по 2004 год ГУЮ существовало как учреждение субъекта Федерации (по аналогии с областным БТИ). Затем оно было реорганизовано в Государственное управление Федеральной регистрационной службы при Министерстве юстиции. Позднее из Министерства юстиции служба была передана Министерству экономического развития, где находится до сих пор. Объединились функции регистрации прав на объекты недвижимости, постановка на государственный кадастровый учёт и ведение государственного кадастра, функции по геодезии и картографии, которые тоже плавно переходят в реорганизуемую службу.

- А как же комфорт ваших клиентов? Не нарушит ли их планы реорганизация УФРС?

- Мы стараемся, чтобы эта работа никоим образом не отражалась на заявителях. На сегодняшний день ни одной жалобы, связанной с реорганизацией, нет. Реорганизация системы направлена как раз на то, чтобы облегчить жизнь нашим клиентам. Согласно Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, утвержденной министром экономического развитии РФ Эльвирой Набиуллиной, объединение трёх структур прежде всего направлено на повышение качества предоставляемых государственных услуг, внедрение новых информационных технологий.

Большой объём информации будет положен на карту. Возникнут некие информационные пространства, благодаря которым будут сэкономлены не только бюджетные средства, но и время и средства граждан, которые будут обращаться как за постановкой на кадастровый учёт и государственной регистрацией прав, так и за предоставлением информации из реестров. Итогом должна стать красивая и продвинутая картина, когда с помощью Интернета можно будет найти на карте Российской Федерации любую точку и после несложных манипуляций получить в течение дня информацию о том, за кем закреплён тот или иной объект недвижимости. Эти данные уже сегодня очень востребованы. А значит, и в будущем у этой услуги очень хорошие перспективы.

- А есть ли польза от объединения структур уже сегодня?

- Конечно, есть. С 1 марта введены новые правила, которые подразумевают возможность обращения в единый государственный орган за постановкой на кадастровый учёт и регистрацию прав на объекты недвижимости. Если вы регистрируете право собственности на земельный участок, вы можете прийти в территориальный орган, подать заявление на постановку на кадастровый учёт и одновременно заявление на государственную регистрацию права собственности на этот земельный участок.

Кроме этого, существует возможность подачи заявления на предоставление информации и заявления на государственную регистрацию по почте. Для того, чтобы человеку не нужно было стоять в очереди, начиная с марта нынешнего года заявления и необходимые для государственной регистрации документы в нотариально удостоверенной форме он отправляет ценным письмом по почте. День получения документов территориальным органом считается днём начала государственной регистрации.

- Инна Семёновна, а если заявитель желает сдать документы, как говорится, лично в руки, то место встречи прежнее – улица Плехановская, 53?

- До недавнего времени пункт приёма по городу Воронежу действительно находился в единственном месте – на Плехановской, 53. Однако как только потоки людей к нам значительно выросли, перед нами встала задача организации дополнительных пунктов приёма. На сегодняшний день мы подыскиваем помещения для того, чтобы разгрузить основной офис. И первым таким пунктом станет новый офис на Левом берегу.

Кроме этого, мы уже открыли два дополнительных пункта приёма. Первый расположен по адресу: улица Лизюкова, 2 (там, где находится ФГУ «Земельная кадастровая палата»). Второй - в Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, который располагается по адресу: улица Дружинников, 3-б (бывшая столовая завода «Электросигнал»).

Четыре дополнительных окна приема документов открыты в рамках Соглашения о взаимодействии по предоставлению государственных услуг между Правительством Воронежской области и Управлением Росрегистрации. МФЦ работает по принципу «одного окна». Можно прийти и в одном месте получить паспорт, лицензию, сдать документы на постановку на кадастровый учёт - всего порядка сорока услуг (в будущем их число планируется довести до ста). Это важный и значительный шаг в обеспечении более комфортной жизни воронежцев. Особенно, если по замыслу губернатора, там будут сидеть «нечиновники» - имеются в виду люди, которые обладают другой ментальностью.

- К слову, о комфорте. Гражданам, желающим получить тот или иной документ, часто предлагают свои услуги посредники. Понятное дело, люди, желая сэкономить время и силы, совсем даже не против. Как вы относитесь к подобным ситуациям?

- У нас с посредниками отношения такие же, как и с обычными гражданами. Закон гласит: либо вы лично оформляете документы, либо любой другой человек, которому вы по доверенности поручили представлять ваши интересы. Как руководитель, я заинтересована в том, чтобы у человека был выбор: либо самому сходить и не затратить на это слишком много времени и средств, либо дать поручение кому-то. Последний вариант - не проще, потому как подразумевает финансовые затраты. Мне важно, чтобы у бабушки-дедушки была такая же возможность прийти и, не обивая пороги, за два-три дня решить свой вопрос.

- А есть ли специально установленные сроки для решения тех или иных вопросов?

- На сегодняшний день у нас законодательно, а также и моими приказами, сокращены сроки исполнения 29 видов регистрационных действий. Так, федеральный закон предусматривает общий срок регистрации в течение месяца. Есть ряд действий, которые по срокам ограничены. «Дачная амнистия» - не более 15 рабочих дней, ипотека жилых помещений – пять рабочих дней, и т.д.

- Инна Семёновна, часто возникает такой вопрос: приватизированная квартира в многоквартирном доме - собственность гражданина, а земля, на которой построено здание?..

- Земельный участок под многоквартирными жилыми домами принадлежит собственникам жилых и нежилых помещений, которые в нём расположены. Если есть земельный участок под домом, то с момента формирования он уже принадлежит гражданам на праве долевой собственности. В соответствии с законодательством он - неделим.

- Каким образом противостоите коррупции?

- У нас есть «телефон доверия» - 61-01-90, на который граждане могут позвонить и пожаловаться, если у них есть на то основания. Определенные функции по профилактике коррупции приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии возложены на кадровое подразделение. Проводятся различные мероприятия по реализации программы противодействия коррупции. Конечно, исключить полностью возможность подкупа мы не в силах. А вот сделать всё, от нас зависящее, для недопущения такой ситуации – можем. Сегодня в служебных помещениях, там, где осуществляется приём документов, стоят камеры наблюдения. Проводится ряд мероприятий внутреннего характера.

- Интересно, а если вы узнаете, что человек берёт взятки, какие меры, как руководитель к нему примете?

- Однозначно, уволю. К слову, мною подписан приказ о ведении с 1 апреля. в управлении и структурных подразделений «Книги жалоб и предложений».

- На что сегодня в основном жалуются ваши посетители?

- На очереди. Бывает, что и на невнимание. Люди все - разные. И с той стороны окна тоже - люди, и они тоже - разные. Тем не менее, на всех совещаниях я не устаю повторять, что раз мы пришли работать в эту службу, то, прежде всего, должны соблюдать интересы граждан, которые к нам обращаются. Правило «Клиент всегда прав» не теряет своей актуальности. Мы заинтересованы в объективной оценке нашей деятельности и обсуждении конструктивных предложений.

- Это касается всех ваших сотрудников?

- Абсолютно всех. На сегодняшний день в УФРС трудятся 703 человека. Я и мои заместители регулярно выезжаем в районы., как говорится, свежим взглядом увидеть положение дел. Проводим совещания, коллегии , встречи с населением в региональной общественной приемной полномочного представителя Президента РФ. Не реже, чем раз в два года, в каждом отделе проводится комплексная проверка по соблюдению действующего законодательства в сфере государственной регистрации и по другим направлениям деятельности.

- Часто приходится сталкиваться со случаями нарушения закона теми, кто участвует, например, в «купле-продаже» жилья?

- Увы, такие случаи для нас – не редкость. Поэтому напомню: если человек собирается покупать квартиру, он может подать заявление и узнать, за кем она числится, «чистая» квартира или нет. Может быть, она - в залоге. Может быть, судебные приставы её уже забирают… Замечу - раньше об этом редко думали. Сейчас, слава богу, люди стали подходить к делу приобретения жилья серьёзнее. И это правильно, так как мошеннические действия у нас до сих пор существуют.

Мы в этом направлении очень плотно взаимодействуем с правоохранительными органами. В рамках возбужденных уголовных дел, в частности - по фактам мошенничества, оперативно отвечаем на запросы , в порядке выемки предоставляем необходимую документацию по определенным объектам недвижимости.

Были в нашей работе ситуации, когда бдительность государственного регистратора помогала пресечь мошеннические действия. Доходило до уникальных вещей. Так, во время оформления одной сделки внимание нашего сотрудника привлекла странная фамилия нотариуса, выписавшего доверенность на продажу жилья. Назовём его Бендюга. Мало того, что фамилия уж больно затейливая, так ещё и доверенность была выписана в Курске. Наш сотрудник не поленился, позвонил в Курск. Выяснилось, что на самом деле нотариуса с такой фамилией не существует. Случай из ряда вон выходящий.

К сожалению, бывает и так, что государственный регистратор не в состоянии обнаружить подделку документов. В результате от мошеннических действий страдают простые граждане.

- С этим можно бороться?

- Даже нужно. Следует повышать правовую грамотность людей, и УФРС много работает в этом направлении. Организуем бесплатные юридические консультации для граждан. Проводим тематические телефонные «горячие линии». Была необходимость дать людям больше информации, касающейся приватизации жилья, – провели «горячую линию» на эту тему. Пришла весна – люди стали чаще обращаться по поводу «дачной амнистии», оперативно подготовили «горячую линию» обо всех тонкостях амнистии.

- Много звонков поступает на «горячие линии»?

- Очень много. Для большинства воронежцев это – реальная возможность получить достоверную информацию из первых уст.

- С достоверностью некоторых документов, наверное, сложнее. Есть ли в УФРС специалисты, которые могли бы определять подлинность тех или иных документов?

- Таких специалистов у нас нет. В нашей службе работают обычные юристы. Несмотря на то, что коллектив у нас молодой, регистраторы уже имеют стаж работы. Ведь для того, чтобы стать регистратором, необходимо пройти обучение по специальной программе в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства юстиции РФ» и сдать квалификационный экзамен.

- Понятное дело - отличить подлинный документ от качественной ксерокопии ещё возможно. А как быть, когда на подлинном документе стоит поддельная подпись?

- Это – отдельные случаи. Особенно много хлопот порой доставляют документы, которые были выписаны 20-30 лет назад. Иногда для того, чтобы установить истину, приходится не один раз обращаться в суд. Поэтому я прекрасно понимаю тех, кто сетует на то, что вынужден неоднократно обивать пороги приёмной. Но разве здесь есть вина регистратора?

- Но ведь даже если специалист и принял у гражданина документы, это ещё не факт, что они - безупречны.

- В самом деле, так. Часто приходится слышать «Да у меня все документы в порядке. Вот же, регистратор все их принял!» Замечу – принимает специалист, и быть уверенным в том, что всё нормально, человек может только после того, как государственный регистратор, проведя правовую экспертизу, скажет: «Да, документы в порядке» - и внесёт эту запись в ЕГРП. Кстати, об этом следует помнить тем, кто готов заплатить продавцу квартиры деньги сразу, как только были поданы документы. Мой совет: лучше перестраховаться. Хотя в любом случае покупатель несёт определённый риск, если он отдал деньги до того момента, как была произведена регистрация.

- Интересно, а криминал может с помощью Интернета получить доступ к вашей базе данных и скачать оттуда информацию?

- На моей памяти таких случаев не было. Мы принимаем все меры для того, чтобы защитить информацию. Увы, от случаев мошенничества мы застрахованы гораздо меньше. На своём сайте httr://frs.vrn.ru мы объясняем гражданам, как уберечь себя от посягательств мошенников. Рассчитываем и на помощь «Коммуны» в этом деле.

Наталья Столповская

«Коммуна», № 45, 30.03.10г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0