Воронеж. 22.10.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Стремительно меняющийся мир диктует новые правила игры бизнесу всех масштабов. Чтобы выстоять и продолжить развитие, менять стратегию приходится даже крупным федеральным игрокам. О том, действительно ли телеком зарабатывает на пандемии, какие онлайн-привычки останутся с нами навсегда и когда в Воронеже появится сеть 5G для всех, корреспонденту «Абирега» рассказал директор филиала МТС в Воронежской области Андрей Перагов.
– Андрей, эксперты сходятся во мнении, что телеком – одна из немногих отраслей, которая не сильно пострадала во время пандемии, в отличие, например, от производителей в разных отраслях. А в чем-то даже выиграла, так как вся социальная жизнь на несколько месяцев ушла в онлайн. Что скажете на это?
– Я бы сказал, что итоги подводить пока рано, вероятность новых серьезных ограничений для бизнеса остается. В целом же карантин нанес серьезный удар всей экономике, независимо от сферы. И телеком, который, на первый взгляд, даже выиграл от того, что все ушли в онлайн, на самом деле не стал исключением во время коронакризиса. Во-первых, в апреле мы вынуждены были закрыть ряд салонов связи, расположенных в торговых центрах. В результате этого простоя, мы, конечно, потеряли часть выручки. Второй момент, который коснулся всех игроков телеком-рынка, – потеря прибыли за роуминг. 2020 год – условно говоря, год домоседов. Весной и летом поездки за границу снизились до минимума, границы закрыты, доходы от роуминга тоже просели.
Другая сторона медали – резкий рост потребления интернет-трафика. Так, в апреле-мае мы увидели 20%-й всплеск дата-трафика в наших сетях в Воронеже. Люди работали и учились из дома, поэтому больше потребляли мобильного и фиксированного Интернета и голосовой связи. В этот непростой период сильно перераспределилась структура трафика. Люди уехали из города в деревни, на дачи. Это привело к тому, что трафик в пригородах и сельской местности вырос за счет городской аудитории.
Учитывая такую возросшую нагрузку на сеть, нам пришлось резко пересматривать нашу инвестиционную программу. Базовые станции стали запускать раньше запланированного срока, раньше проводить модернизацию сети в целом. Мы ускорились, чтобы поддержать сервис.
И я считаю, что нам удалось удержать сервис на премиальном уровне. И наши абоненты это оценили. По результатам первого полугодия МТС приросли на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в федеральном масштабе. Прирост в Воронеже выше за счет того, что мы активно набираем абонентскую базу. Неплохо себя чувствуем в продажах.
– В какой плоскости конкурируют сегодня операторы связи – кто предложит больше и качественнее услуги по более низкой цене? Или кто быстрее внедрит условно 12G?
– Смотрите: в прошлом году наша компания заявила о создании собственной экосистемы. Сегодня на российском рынке существуют как минимум три крупных игрока, которые занимаются разработкой экосистем. Это Сбер, Яндекс и МТС. Мы развиваем цифровые платформы и приложения, спутниковое телевидение, образовательную и телемедицинскую платформу. Конечно, наша цель – чтобы абонент пользовался всей нашей линейкой продуктов. Мобильная связь – это как наличие холодной или горячей воды. Голосовая связь или мобильный Интернет уже давно не привилегия, это базовая вещь, которая есть априори.
Но современному человеку нужно больше. Он выбирает удобство, чтобы нужные сервисы всегда были под рукой. И желательно дешевле, чем у других компаний. Именно поэтому мы уходим от функционала только лишь оператора связи. Только телеком-бизнеса нам недостаточно. Уже сегодня наши клиенты пользуются комплексными, конвергентными продуктами.
– То есть сейчас на рынке телекома конкуренция в области разработок – кто быстрее разработает востребованный на рынке продукт?
– Говоря об экосистеме МТС, мы предлагаем своим клиентам сотрудничать по принципу win-win. Клиент получает единый пользовательский опыт и ощутимую выгоду от пользования несколькими сервисами в рамках одной компании. В скором будущем люди будут, как из кубиков, собирать нужный набор сервисов: развлечения, обучение, финансы, медицина, облачные решения и многое другое. Будут выбирать, складывать и решать, за что они будут платить.
К слову, стоимость услуг уже давно не является основным критерием выбора оператора, всё определяет удобство сервиса.
– На рынке интернет-провайдеров конкуренция высокая, плюс идет глобализация, поглощение более мелких компаний. Как планируете встроиться в этот процесс?
– Проникновение услуги фиксированного ШПД в России находится на уровне 60%. Структура рынка последние годы значительно не меняется из-за его насыщения. Мы присутствуем на воронежском рынке фиксированного Интернета более 20 лет. Наша дочерняя компании – «Телесервис» – первопроходец, она одной из первых начала развитие цифрового ТВ в нашем регионе. В этом году «Телесервис» вошел в состав МТС. Но этот процесс трудно назвать поглощением, так как «Телесервис» уже много лет является нашей «дочкой». Логично, что теперь он интегрирован в МТС и его сотрудники будут пользоваться всеми преференциями федеральной компании.
В настоящий момент наша фиксированная сеть доступна в двух городах – Воронеже и Борисоглебске. В Воронеже в этом году реализуем довольно большой инвестиционный проект по развитию сети. С июля 2020 года мы активно подключаем к фиксированному Интернету жителей многоэтажек в Центральном, Юго-западном и Северном районах.
– Кого вы считаете самым серьезным конкурентом из «большой четверки» операторов?
– Как я говорил ранее, МТС уже выросли из узкой ниши телеком-бизнеса. Экосистема в отношении нашего бизнеса – это мультипродуктовость, скрепленная общим базисом. Этот базис в значительной степени строится на телекоме, но наша основная задача – прирастать в других областях, комплементарных нашему традиционному сервису: медиа, развлечения, билетные сервисы, телемедицина, финтех, облачные и цифровые решения для бизнеса и т. д.
Если говорить о конкуренции, то стоит учитывать бизнес-сегмент присутствия. В каких-то продуктах мы, безусловно, конкурируем с «Мегафоном» или «Билайном», но если речь идет, например, о финансовом секторе, то мы видим конкурентами Сбер или, например, Альфа-банк. По IT-сервисам мы конкурируем с IT-компаниями. Сегодня мы активно развиваем и другие направления – производство собственного контента, – а значит, конкурируем уже на медиарынке. У нас в Питере есть киностудия, на которой совместно с Первым каналом проходят съемки сериала «Неслучайные истории», а уже в следующем году в онлайн-кинотеатре МТС ТВ состоится эксклюзивная премьера «Клиники Счастья» с Дарьей Мороз в главной роли.
– А как скажется развитие новых направлений на качестве сотовой связи? Если телеком-бизнес уже не основное направление для вас, не означает ли это сокращение инвестиций в инфраструктуру связи в нашем регионе?
– Мы продолжаем инвестировать в развитие сети в Воронеже и области, в результате ежегодно наша сеть прирастает на 15-20% от имеющегося объема инфраструктуры. Это позволяет сохранять качество связи в городе и области и наращивать абонентскую базу. Особенно активно проводится эта работа в райцентрах. Сейчас работаем над созданием «коврового» покрытия для воронежского участка Юго-восточных железных дорог в рамках совместного проекта с РЖД.
И мы видим, что потребность в услугах связи у современного человека только растет. В среднем житель Черноземья в месяц скачивает 15 Гб Интернета. Хотя вот я трачу больше 30, бывает и 50, но я нестандартный пользователь.
К тому же пандемия выявила много слабых мест. Когда школы закрылись, дети вынуждены были заниматься на удаленке. Актуальность онлайн-обучения выросла в разы. Однако у многих жителей районов просто не оказалось возможности выйти в Интернет, у некоторых вообще нет устройства, которое позволяло бы работать в Сети. Поэтому всеобщая самоизоляция подтолкнула нас к скорейшей цифровизации – даже самых отдаленных уголков региона. Мы с правительством региона обсуждаем проект «Цифровая школа» и проговариваем пути решения, как обеспечить сельское население мобильным Интернетом. Это очень важно.
– Ваша компания первой в России получила лицензию 5G. Есть ли планы развития 5G в Центральном Черноземье? Когда и где планируете внедрять?
– Пока для массового пользователя технологии 5G недоступны, их время придет через два-три года. Сегодня мы предлагаем использовать 5G-технологии на бизнес-рынке. Для своих корпоративных клиентов мы уже сейчас можем создать отдельную защищенную закрытую сеть, в которой будет своя передача данных. Мы привыкли к общению между людьми и даже не подозреваем, насколько плотное общение может происходить между машинами и устройствами. Весь жизненный цикл предприятия фиксируется датчиками и мгновенно передается на телематическую платформу, там обрабатывается и контролируется. И всё это в считанные секунды. 5G – это принципиально новые возможности. Новая эра цифрового развития.
Но это случится завтра или даже послезавтра. А сегодня у нас запущена сеть NB-IoT – в каком-то смысле предвестник эпохи 5G: на ее базе работают, общаются и обмениваются данными различные устройства – датчики, счетчики. Они передают информацию о работоспособности всей системы предприятия или завода, об использовании электроэнергии или водоснабжения. И если раньше данные со счетчика передавались по СМС, то теперь все данные отправляются через Интернет. Сеть NB-IoT позволяет быть устройству энергоэффективным, данные с него поступают мгновенно.
– Когда вы возглавили воронежский офис МТС, в число обозначенных приоритетов вошла цифровизация экономики региона. Какие сферы наиболее сложно поддаются «оцифровке» и почему?
– На мой взгляд, любой бизнес можно оцифровать. Цифровизация весьма востребована в госсекторе, в сфере ЖКХ и транспорта. К примеру, у нас есть BigData, которая анализирует большой объем обезличенных данных и способствует развитию бизнеса и городской инфраструктуры региона.
Приведу простой пример. В Воронежской области создают туристический кластер, наш регион заинтересован в привлечении туристов. С помощью данных BigData мы можем отследить, какие места предпочитают туристы, что им интересно, кто к нам приезжает, из каких регионов, их возраст. А представители органов власти и бизнес-сообщества уже дальше работают с этой информацией: «Так, вот здесь скопление туристических групп с детьми. Может, стоит открыть там детское кафе? А здесь нужна дорога или новая развязка…»
На основе наших больших данных реализуются проекты «Безопасный город», «Умный город», «Безопасные дороги». BigData предоставляет огромное множество возможностей для благоустройства общественной жизни региона. Так, в одной из областей Черноземья с помощью наших данных BigData строится дорожная развязка: дорожная сеть реализуется, исходя из анализа транспортного трафика. Таким образом, можно избежать пробок, выработать эффективную схему движения общественного транспорта, организовать удобные остановки и пешеходные переходы.
– А вы можете предоставить данные крупному инвестору по открытию, скажем, завода? Где ему лучше выбрать площадку – в Воронеже, к примеру, или в соседнем регионе?
– Конечно. Пандемия всех нас научила анализировать на перспективу. Поэтому строительство крупного предприятия требует учета всех нюансов, в том числе анализа логистических, транспортных, людских потоков. И BigData способна предоставить всю эту информацию. Сейчас, кстати, весьма востребован анализ эффективности городских парковок. Если год назад мы сами приходили и рассказывали, что можно было бы улучшить в нашей городской инфраструктуре, то сейчас эти запросы инициируют уже сами предприниматели и чиновники.