Воронеж. 22.10.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Сегодня Воронеж стоит на пороге транспортной реформы. Запущена программа обновления городского транспорта, разработана и презентована программа новой маршрутной сети, ведутся работы по замене дорожных покрытий. Рассмотрим, что ждет регион в ближайшем будущем и удастся ли властям снять больной вопрос с повестки дня.
Что произойдет с транспортным составом?
Один из этапов грядущей реформы – внедрение новой маршрутной сети и обновление автобусов. Сетования жителей на качество и вместимость общественного транспорта – один из больных вопросов региона. Программа обновления городского муниципального транспорта предусмотрена в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Обновление подвижного состава частными перевозчиками уже началось – за первое полугодие 2020-го на улицы вышло больше 130 новых автобусов разной вместимости, а для муниципального перевозчика власти закупят 62 современных больших автобуса до конца 2020 года и еще 58 – в первой половине следующего: уже получено одобрение Минтрансом РФ второй заявки региона.
«Мы подавали две заявки в Министерство транспорта, обе они были проходными. По первой заявке нам согласовали приобретение в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» по программе льготного лизинга 62 современных больших низкопольных автобуса, по второй – еще 58. В целом это 120 новых автобусов для муниципального предприятия», – рассказал глава города Вадим Кстенин.
В грядущем году новые автобусы появятся у МКП МТК «Воронежпассажиртранс». Государственную поддержку перевозчики получают благодаря реализации механизма лизинга – им предоставят право приобрести транспортные средства с существенной скидкой. Автобусы, приобретаемые в 2020 году с общей стоимостью около 1 млрд рублей за счет господдержки из федерального бюджета, обойдутся Воронежу почти вдвое дешевле – в 499,4 млн рублей.
В общей сложности при реализации транспортной реформы запланированы обновление парка на более чем 950 автобусов и корректировка класса вместимости на некоторых направлениях. Автобусами малого класса предполагается обслуживать те направления, где крупногабаритный транспорт проехать просто не имеет возможности.
Однако расширение автопарка приводит еще к одной сложности – нехватке кадров.
«Автопарк нашего муниципального предприятия расширяется – мы готовимся к большому пополнению, поэтому сейчас нам, как никогда, требуются водители. Мы уже «растим» своих достойных специалистов, которые будут заниматься обслуживанием автобусов, но потребность в водительском составе до сих пор остается серьезной», – рассказал генеральный директор МКП МТК «Воронежпассажиртранс» Андрей Братякин.
Что изменится в привычной маршрутной сети?
Но увеличение автопарка – не единственная задача. На публичной презентации проекта новой маршрутной сети областного центра представители разработчика – ФАУ «РосдорНИИ» – Владимир Пащенко и Дмитрий Порошин проанализировали существующую маршрутную сеть. По мнению специалистов, основными недостатками являются ее перенасыщенность (дублирование маршрутов достигает 50%), отсутствие выделенных полос для движения пассажирского транспорта, большое количество маршруток малой вместительности и изъяны в транспортном обслуживании новых жилых микрорайонов.
«Впервые новая маршрутная сеть разработана на реальных знаниях о пассажиропотоке и транспортных корреспонденциях горожан, которые определены не только натурными замерами и опросами, но и анализом массивов данных биллинга сотовых операторов», – рассказал замглавы городского управления транспорта Максим Захаров.
В администрации отмечают, что среди главных ожиданий жителей – полный выпуск на линию и устойчивая работа транспорта в вечернее время, качественное обслуживание отдаленных микрорайонов, чистота в автобусах, корректное поведения водителей и т. д. Контролировать работу персонала и состояние транспорта будут, как и раньше, перевозчики. Однако в рамках реформы с перевозчиками заключены контракты в новой редакции, предусматривающей систему штрафных санкций. Штраф может быть наложен в случае выявления неработающего терминала безналичной оплаты, неудовлетворительного санитарного состояния автобусов, а главное – за нарушение заложенных в условиях контрактов плана перевозок, требований работы в вечерние часы, а также за ненадлежащий внешний вид и поведение водителей.
Планируются ли улучшения дорожной сети?
Обновление транспортной системы невозможно без улучшения качества автодорог, поэтому в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в городе идут активное обновление и строительство новых участков. За 2020-й отремонтировали 28 улиц протяженностью 37,6 км на общую сумму 615 млн рублей.
В рамках реализации проекта «Жилье» ведется строительство автодороги на улице Богатырская. На объекте протяженностью почти 4,2 км кроме самой дороги будут обустроены наружное освещение и ливневки.
Еще один крупный проект – реконструкция участка, проходящего через Шилово – от улицы Теплоэнергетиков до съезда с улицы Острогожская к плотине водохранилища. На объекте протяженностью почти 2,5 км будут организованы полосы разгона и торможения, наружное электроосвещение, установлены семь светофоров и 10 остановок. Кроме того, на участке будет построен перекресток с кольцевым движением и разворотными петлями, тротуаром, велодорожками и ливневками.
Продолжается строительство и других крупных объектов, например автодороги, соединяющей микрорайон «Электроника» с улицей Землячки. Новая трасса движения будет организована через лесную зону по месту существующей просеки – наиболее оптимальному маршруту, позволяющему уменьшить вырубку зеленых насаждений. Дорога будет выходить в сторону улицы Витрука, образуя полноценный перекресток. Помимо дороги будут построены сети наружного освещения, тротуар, обустроены остановки.
Не менее масштабный проект – строительство дублера Московского проспекта и автодорога от улицы Шишкова к улице Тимирязева – сейчас проходит госэкспертизу.
«Самые большие заторы у нас на границе Коминтерновского района и центра, поэтому сегодня мы занимаемся проектированием дублера Московского проспекта по улицам Солнечная и Донская с расширением улицы Свободы. Это вместе со строительством дороги Шишкова-Тимирязева позволит достаточно серьезным образом разгрузить трафик, убрать пробки. После реализации этих масштабных проектов Коминтерновский район поедет и проблем там должно стать значительно меньше», – объяснил глава Воронежа Вадим Кстенин.
Большое внимание стало уделяться инженерным сооружениям города. Так, проведен капитальный ремонт моста через водосброс водохранилища, завершается реконструкция путепровода на улице 9 Января, продолжаются подготовительные работы к активной фазе реконструкции путепровода на улице Ленина – демонтажу сооружения.
«Я понимаю, что воронежцы устали от неудобств, причиняемых реконструкциями путепроводов. Приношу всем горожанам извинения и прошу отнестись к этому с пониманием: мы уже не имели никакого морального права откладывать эти работы – безопасность людей превыше всего», – подчеркнул градоначальник.
Как повысить привлекательность общественного транспорта?
Еще один важный этап транспортной реформы – организация выделенных полос для общественного транспорта: на презентации маршрутной сети разработчики предложили ввести такие полосы общей протяженностью до 30 км. Пилотные «выделенки» уже функционируют на Остужева и Северном мосту.
«Повысить эффективность общественного транспорта невозможно без проработки создания выделенных полос. Нам придется всеми силами включаться в этот процесс, прорабатывать источники финансирования для установки камер фиксации нарушений, если не получится привлечь средства вышестоящего бюджета. Работа по созданию «выделенок» и грамотная система их администрирования вместе с обновлением подвижного состава и платным парковочным пространством должна сделать общественный транспорт наиболее предпочтительным способом передвижения по городу», – подчеркивает Вадим Кстенин.
Планы региона по преобразованию транспортной системы амбициозны. И, судя по последним тенденциям, например оперативному внедрению безналичной оплаты проезда и оборудованию каждой единицы городского транспорта POS-терминалами, власти настроены на масштабные преобразования. А, учитывая то, как в последнее время осуществляется взаимодействие с перевозчиками, например штрафы за несоблюдение в транспорте масочного режима, – на жесткий контроль.