Воронеж. 26.10.2020. ABIREG.RU – Аналитика – 11 апреля 2018 года Воронеж получил нового, впервые избранного депутатами городской думы мэра Вадима Кстенина. С тех пор прошло 2,5 года, то есть сейчас экватор первого пятилетнего срока градоначальника, а значит, пришло время подвести промежуточные итоги его работы.
Экономика и финансы
Одним из основных достижений Вадима Кстенина на посту мэра можно назвать снижение муниципального долга. В 2017 году он составлял 7,1 млрд рублей, но уже на конец 2019-го снизился до 4,3 млрд рублей, а по состоянию на 1 октября 2020 года муниципальный долг сократился до 3,3 млрд рублей. Теперь кредитные средства привлекаются не для закрытия огромных кассовых разрывов или для выполнения социальных обязательств, а для того, чтобы снизить долговую нагрузку – договоры на привлечение кредитных линий теперь просто перезаключаются под меньший процент.
Также продолжилась работа над системой муниципальных закупок: выросло не только количество лотов (на 33% с 2018 по 2019 год), но и доля закупок, осуществляемых конкурентными способами. Общий фонд экономии бюджетных средств на таких закупках в 2019 году составил 537,2 млн рублей. Для контроля над формированием начальной максимальной цены и характеристик закупаемых товаров внедрен общедоступный информационно-маркетинговый модуль, сформирован муниципальный каталог, который сформирован с учетом принципов конкуренции и участия как минимум двух производителей и насчитывает 343 позиции. В будущем эта мера поможет сократить число недобросовестных участников торгов и сэкономить бюджетные средства.
Много нововведений произошло и для предпринимателей: была создана Инвестиционная карта, на которой размещены все объекты и проекты, которые могут быть интересны потенциальным инвесторам, создан новый легкий и быстрый механизмы согласования летних веранд для общепита.
«Мы приняли Стратегию социально-экономического развития Воронежа до 2035 года, теперь нам предстоит принять и новый генплан, чтобы закрепить основные направления развития нашего города на перспективу десятилетий, а для себя я здесь вижу еще одну ключевую задачу – создать для этого развития экономические предпосылки. Мы уже кардинально сократили муниципальный долг и в ближайшие годы сведем его к минимуму, чтобы бюджет перестал быть бюджетом выживания. Но только силами местной экономики больших целей не достичь, поэтому мы продолжим создавать условия для инвестиций», – рассказал Вадим Кстенин.
Образование, культура и спорт
За последние два года серьезно расширилось количество мест в образовательных учреждениях. В Воронеже были введены в эксплуатацию пять школ и две пристройки к действующим образовательным учреждениям, шесть детсадов и восемь пристроек. Более того, еще шесть дошкольных учреждений выкуплены у строителей, два ведомственных сада приняты в муниципальную собственность, открыто сразу 5,5 тыс. мест в учреждениях общего и порядка 3,8 тыс. мест в учреждениях дошкольного образования. Началось проектирование «мегашколы» – масштабного образовательного центра более чем на 2,8 тыс. мест. По некоторым предварительным оценкам, это будет самая большая школа в стране, располагающаяся в одном здании.
Большой вклад сделан не только в количество, но и в качество образовательных учреждений. Отдельное внимание уделено безопасности. Охрана школ Воронежа теперь осуществляется только силами профессиональных сотрудников охранных предприятий и финансируется за счет городского бюджета. Продолжилось развитие материально-технической базы – школы Воронежа участвуют в реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», нацпроекта «Образование» и получают современное компьютерное оборудование. В 2019 году Воронеж включился в реализацию нацпроекта «Культура», который позволил получить новую материально-техническую базу школам искусств и концертным залам. Не обделен вниманием и спорт: на территориях школ было построено 10 физкультурно-оздоровительных комплексов, два спортивных зала, отремонтировано 58 спортивных площадок, проведена реконструкция стадионов «Чайка» и «Локомотив».
Впервые за долгое время проведен капитальный ремонт Городского дворца культуры стоимостью более 63 млн рублей, более 11 млн рублей дополнительно потрачено на закупку и монтаж оборудования. Также администрацией приведены в нормативное состояние все военно-мемориальные объекты, в том числе площадь Победы.
В планах мэра на ближайшее будущее достроить два детских сада по 300 мест, построить детсады в микрорайоне Репное, на ул. Ломоносова и ул. Лызлова, а также по переулку Лиственный, школу для микрорайона «Процессор», бассейн в Шилово и физкультурно-оздоровительные комплексы на территории нескольких школ. Главная задача – полностью ликвидировать в ближайшие несколько лет очереди в детские сады и отказаться от второй смены в школах.
Зеленое хозяйство
За время работы мэр внес вклад в озеленение города и поддержание экологии. Напомним, в Воронеже в рамках концессионного соглашения реализуется масштабный проект реконструкции парка «Дельфин». В обновление и развитие парка будет вложено 140 млн рублей частных инвестиций, при этом он останется общедоступным и муниципальным. Выполнено благоустройство скверов Пушкина и Комсомольского, Димитровского, Индустриального и Ростовского бульваров, территории у музея «Арсенал» и других, а в украшении видовых мест массово стали применять многолетние растения, появилось и вертикальное озеленение, в том числе на торговых объектах.
Ежегодно продолжается высадка деревьев и кустарников. За 2,5 года в общей сложности на городских территориях появилось более 13,8 тыс. деревьев и порядка 76,8 тыс. кустарников. Впервые город перестанет выбрасывать на полигоны остатки после работ по уходу за деревьями: муниципалитет купил мощную дробильную машину, чтобы перерабатывать ветки в щепу и использовать ее при благоустройстве для отсыпки открытого грунта.
В ближайших планах – завершение реконструкции парка «Орленок» и обновление парка «Танаис», для которого также рассматривается вариант с концессионным соглашением; реконструкция второй очереди Воронежского центрального парка; благоустройство парков «Мостозавод» и «Южный» и продолжение организации небольших благоустроенных зеленых зон в шаговой доступности, которые ежегодно появляются в городе.
Общественные пространства и пешеходная инфраструктура
Благоустройство города ведется комплексно, в связи с чем внимание и финансирование распределяется между всеми сферами. Внешний вид города также получил обновление. В частности, в Воронеже был реализован проект масштабного праздничного оформления центральных улиц города: смонтировано более 2,3 тыс. иллюминационных конструкций и 329 осветительных приборов архитектурной подсветки. Более того, город навсегда отказался от бессмысленной покраски деревьев в белый цвет и всех бордюров в контрастный бело-черный. Все бордюры, кроме опасных мест, которым требуется такое обозначение по правилам дорожного движения, были приведены к единому цвету. В дальнейшем планируется стилизация люков и инженерных коммуникаций.
Ведется комплексная адаптация тротуаров для удобства маломобильных горожан. Для этого был проведен аудит доступности пешеходной инфраструктуры на 30 ключевых улицах центра, выделены средства. Работы уже начались. Город «повернулся лицом» к пешеходам – на строительство и ремонт тротуаров выделяется всё больше и больше средств: в 2018 году – 20 млн рублей, в 2019 году – 60 млн рублей, в 2020 году – 113 млн рублей. Из года в год продолжается программа комплексного благоустройства дворовых территорий, на которую направляется по 225 млн рублей в год. За 2,5 года в порядок привели 252 двора.
В дальнейшем планируется масштабное благоустройство проспекта Революции. Впервые разработка проектной документации ведется не только подрядной организацией, но и урбанистами, общественниками, экспертами в разных сферах жизни – от архитекторов до активистов велодвижения. Будет продолжаться благоустройство общественных территорий, зон отдыха, прилегающих к Адмиралтейской площади и Петровской набережной, и всех придомовых территорий города.
ЖКХ и жилой фонд
В число важных задач вошли обновление и модернизация инженерной инфраструктуры города: тепловых сетей, сетей электроснабжения, водопровода, водоотведения, а также организация раздельного сбора мусора. Глава Воронежа подчеркнул, что «эта работа ведется сейчас и будет продолжаться».
Впервые получил инвестиции в 3,65 млрд рублей изношенный и проблемный муниципальный теплоэнергетический комплекс. Теперь ежегодно заменяется около 20 км сетей. Началась работа над минимизацией неприятных запахов в городе – построен цех механического обезвоживания осадка на правобережных очистных сооружениях.
Продолжаются расселение аварийного жилищного фонда уже в рамках муниципальных программ и планомерный снос аварийных домов – в текущем году будет снесено 27 аварийных расселенных домов.
Особое внимание уделено чистоте города. Теперь зимой уборка тротуаров от снега и наледи усилена и максимально переведена на механизированный способ. Каждый районный комбинат получил в распоряжение мини-технику, которой можно работать на узких тротуарах, увеличено количество рабочих, осуществляющих уборку вручную, а комбинаты благоустройства оснащаются крупной спецтехникой. В общей сложности количество коммунальной техники увеличилось за прошедшие годы с 200 до 350 штук.
Дороги и общественный транспорт
Реформа дорожно-транспортной системы города – в приоритете. Впервые за десятилетия город выполняет работы на ключевых мостах и путепроводах: проведена полная замена деформационных швов на Северном мосту, осуществлена реконструкция моста через водосброс Воронежского водохранилища. Завершена реконструкция путепровода на улице 9 Января, в активную фазу выходят работы на путепроводе по улице Ленина.
«Откладывать эти работы было невозможно, конструктив сооружений был настолько изношен, что там могло произойти всё что угодно», – объясняет мэр.
За 2,5 года на 156 улицах города комплексно отремонтировано более 210 км дорог с заменой изношенного бордюрного камня по нацпроекту, а в рамках муниципальных программ дорожное покрытие обновлено на 43 улицах общей протяженностью около 34 км. Расшиваются узкие и опасные места – так, началась и в ближайшее время закончится реконструкция улицы Острогожская. Улица расширяется, потоки разграничиваются разделительной полосой, создается перекресток с круговым движением, строятся сети ливневой канализации, велопешеходная инфраструктура, монтируются остановки и светофоры. Еще один крупный проект – связь улиц Минская и Землячки, которая создаст альтернативный выезд из густонаселенного обособленного микрорайона и станет дополнительной транспортной артерией, когда город приступит к реконструкции важнейшего транспортного узла левобережья – Остужевской развязки. Также администрацией планируется капремонт окружной улицы Антонова-Овсеенко, дублирование Московского проспекта, проект связи улиц Шишкова-Тимирязева и альтернативный выезд из микрорайона Тенистый.
Решена проблема ремонта дорог в холодное время. Ремонт по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» второй год подряд выполняется досрочно, а работы преимущественно ведутся в ночное время. Впервые создано и укомплектовано людьми и новой спецтехникой учреждение «Городская дорожная служба», которая выполняет две задачи – содержание сетей ливневой канализации и локальный ремонт дорог, в том числе в зимний период. Помимо этого, новую жизнь и цивилизованную торговлю получили воронежские подземные переходы.
Общественный транспорт заслужил внимания мэра больше остальных направлений. Воронеж стоит на пороге масштабной транспортной реформы, к которой город готовится не первый год.
Новая маршрутная сеть разработана на реальных знаниях о пассажиропотоке, который определен не только натурными замерами и опросами, но и анализом массивов данных биллинга сотовых операторов. Впервые во всем общественном транспорте города внедрена возможность безналичной оплаты проезда и принят дифференцированный тариф, позволяющий экономить при безналичной оплате.
Началось обновление транспорта частными перевозчиками: за два года закуплено и выведено на линию 189 новых транспортных средств. Муниципалитет также обновляет транспорт своими силами. Так, в 2020 году для «Воронежпассажиртранса» будет закуплено 62 автобуса большой вместимости на условиях льготного лизинга, от мэрии Москвы получено 15 троллейбусов.
Эффективнее контролировать работу транспорта позволит новая система работы с перевозчиками – впервые у муниципалитета появилась возможность штрафовать их за нарушение условий контракта, в текущем году уже наложено штрафов на 1,5 млн рублей.
Планы на транспортную реформу еще более глобальные. В частности, власти намерены создать «выделенки», воплотить в жизнь новую маршрутную сеть, внедрить возможность бесплатных пересадок, обеспечить качественную работу транспорта в вечернее время и продолжить обновление подвижного состава.
«Для меня приоритетной задачей на ближайшие годы является реформирование городского пассажирского транспорта. Он должен начать соответствовать ожиданиям пассажиров, чтобы постепенно люди из машин пересаживались в комфортные автобусы и экологичные троллейбусы: только так можно уменьшить пробки. Тем не менее мы продолжим развивать и дорожный каркас Воронежа, начнем внедрять новые механизмы увеличения провозной способности, в том числе создавать выделенные полосы», – рассказывает Вадим Кстенин.
Глава города отметил, что ему за годы работы удалось решить многие застарелые проблемы или вплотную подойти к их решению, создав для этого необходимый нормативно-правовой, финансовый фундамент. По словам градоначальника, это было бы невозможно без одобрения воронежцев и поддержки губернатора Александра Гусева.