Воронеж. 16.11.2020. ABIREG.RU – Эксклюзив – Политика импортозамещения подтолкнула к развитию отечественные пищевые производства. В свою очередь их продукция нуждается в качественной упаковке. Крупнейшие производители гофротары в Черноземье (курский «ГОТЭК», липецкий «Л-Пак», воронежский «Архбум»), вовремя увидевшие на этом рынке растущий спрос, сегодня пусть и «толкаются локтями», подстраиваясь под изменчивые условия рынка, тем не менее в целом комфортно себя чувствуют. О трендах развития гофроотрасли, ее проблемах и особенностях рассказала директор воронежского филиала компании «Архбум» Ирина Шерстнева.
– Ирина Алексеевна, с порога напрашивается вопрос: зачем вам, молодой, интересной женщине, так сильно напрягаться, ведь руководить заводом – дело не шуточное?
– Приятно начинать беседу с комплиментов (улыбается). На самом деле для меня это производство – определенный вызов. Руководителем в разных сферах я работаю давно, а сюда поступила сначала на должность экономиста, потом стала руководителем экономической службы, затем – замдиректора, далее – исполнительным директором. Сейчас возглавляю завод. Зачем мне это? [Дело в том, что] в большей степени помимо семьи смысл моей жизни – постоянное развитие, решение новых задач, желание заниматься реальным делом, работать с интересными людьми и добиваться результата. К тому же это отличная возможность «прокачать» себя, попробовать свои силы в новом предприятии и увидеть, что многое из намеченного получается.
– Что именно, вы считаете, получается?
– Завод наш молодой, его открытие состоялось в мае 2019 года. За год, считаю, мы добились неплохих результатов: вышли на 60% заполнения наших производственных мощностей, наработали серьезную клиентскую базу, представленную лидерами пищевой отрасли Центрального Черноземья: это «Эфко», «Мираторг», «Черкизово», «Бунге», «КДВ Групп». Это уже говорит о том, что, несмотря на то, что мы – предприятие новое, уже успели положительно зарекомендовать себя на рынке. С нами работают крупные холдинги, которые, в свою очередь, выставляют очень высокие требования, как к качеству производимой продукции, так и к сервису, уровню взаимоотношений.
Воронеж вообще очень привлекателен для развития производства тарного картона и гофроупаковки. В регионе развит сектор АПК, вот и нашими основными клиентами являются пищевики – производители мяса, молока, фруктов, кондитерских изделий. За последние годы сильно прибавило в росте сельское хозяйство, в частности, возникло много тепличных комплексов. Основные наши потребители тоже расположены в этом регионе. И как бы странно это ни звучало, благодаря санкциям, направления пищевой отрасли растут. К тому же Воронеж удачно расположен с точки зрения логистики. Рядом ЮФО, ЦФО – с ними мы тоже плотно сотрудничаем. Поскольку в нашем бизнесе транспортные расходы составляют весомую часть затрат, транспортное плечо здесь наиболее оптимально, мы можем конкурировать по цене на расстоянии 500-700 км.
– Есть задача заполнить производственные мощности до 100%?
– Безусловно, такая задача перед нами стоит. Не могу сказать, что стопроцентная загрузка – цель, ведь всё это сопряжено с определенными техническими рисками, а мы не можем подводить своих клиентов. Но то, к чему необходимо стремиться, – это 70-80% заполненных производственных мощностей в 2021 году.
– С какими показателями планируете завершить этот год?
– Плановые показатели объема производства в 2020 году – 115 млн кв. м готовой продукции, это на 30% выше результатов 2019 года. Но итоги подводить еще рано – впереди два месяца работы в высокий сезон. А четвертый квартал для этого бизнеса традиционно самый лучший по показателям объема продаж. Как правило, в первом квартале работы мало, во втором – появляются сезонные овощи, активизируется спрос, потом летний период – затишье, все разъезжаются, объем потребления снижается, а вот несколько месяцев перед Новым годом – период активной работы.
– Несмотря на то, что вы открылись в прошлом году, у вас уже произошла модернизация производства?
– В этом году мы действительно серьезно модернизировали наше производство: закупили две новых линии конвертинга. Первая – плосковысекательный пресс Asahi (Япония) с трехцветной итальянской печатной машиной Celmacch; вторая – фальцевально-склеивающая линия Vega Altair (Италия). Эти линии позволят повысить качество и расширить ассортимент производимой продукции. В этом месяце у нас будет произведена модернизация линии ротационной высечки WARD (производство США) – установлены четвертая печатная секция и комплект инфракрасных сушек. Сейчас работы по модернизации находятся в стадии завершения, остался последний этап – завершение полной автоматизации нашей транспортной системы, которая позволит сделать наше производство еще более эффективным.
– Каков объем инвестиций в модернизацию производства?
– Суммарный объем инвестиций в строительство предприятия составил порядка 4 млрд рублей. На модернизацию производства в этом году направлено 200 млн рублей. В следующем году мы не планируем активной инвестпрограммы – будем загружать то оборудование, которое ввели в эксплуатацию, и расширять клиентскую базу.
– Отдел продаж на предприятии большой?
– Порядка 15 человек. У каждого из них своя специфика. Кто-то занят непосредственно привлечением клиентов, кто-то – сопровождением сделок, обеспечением приема заявок, своевременной отгрузкой, поддерживанием обратной связи с клиентом. Всё происходит очень динамично. Ведь не у каждого производителя пищевой продукции есть в наличии складские помещения для длительного хранения. Поэтому мы очень оперативно стараемся реагировать на заявки, в течение двух дней исполнять их и отгружать упаковку. Так, совместная работа отдела продаж и непосредственно производства позволяет обеспечивать оперативность и качество выпускаемой продукции. Поэтому я уверена, что самое главное достижение с момента открытия завода – это наша команда. Можно закупить дорогостоящее оборудование, но без сплоченной команды ни одно дело «не выстрелит». Производственный и инженерный блок специалистов пришел на предприятие с площадки ООО «Европак». Приятно, что у сотрудников уже выработалось отношение к новому предприятию как к собственному, это бывает редко, и поэтому ценно. «Болеть за дело» – это про нас, поэтому в нашем случае коммерция и производство удачно сочетаются. Задача у всех одна – сделать наш завод лучшим, получить прибыль. Производство тем и интересно, что это такая замкнутая цепочка. От конструктивного взаимодействия всех подразделений – от продаж до производства – зависит успех всего предприятия.
– То, что вы входите в структуру холдинга, больше помогает или мешает?
– Быть в составе такого холдинга – наше преимущество. PulpMill Holding – австрийско-германская группа, осуществляющая деятельность по производству бумаги, картона и упаковки с производственными предприятиями в России и Восточной Европе. Флагманское предприятие холдинга – Архангельский ЦБК, который является для нас основным поставщиком сырья.
– А если бы не было регулярных поставок с Архангельского ЦБК, вы испытывали бы дефицит сырья?
– Мы все живем в рыночных условиях: когда-то спрос превышает предложение, когда-то – наоборот. То, что мы входим в холдинг, позволяет нам нивелировать риски в части поставок целлюлозного сырья. Сейчас для нас опаснее, скорее, ценовые риски. Ситуация в этом году нестабильная во всех отраслях бизнеса. Курсовые колебания, нестабильный рынок. Закупка оборудования и обслуживание его могут обернуться рисками: ведь оно импортное, оплата и обслуживание – в валюте. И для нас валютные риски вполне реальны, поскольку всё наше технологическое оборудование иностранного производства.
– Когда предприятие выйдет на окупаемость?
– Сроки окупаемости проекта рассчитаны на 7-9 лет. Понятно, что объем вложенных инвестиций не сможет вернуться за три года, иначе этот рынок был бы еще более перенасыщен.
– А разве он не перенасыщен? Как вы взаимодействуете с многочисленными конкурентами в Липецкой, Белгородской, Курской областях?
– В борьбе за потребителя имеет значение всё: соотношение цены и качества, уровень сервиса. Сейчас с тем набором оборудования, который у нас есть, мы можем производить продукцию очень высокого качества. При всем обилии производителей гофроупаковки есть основные игроки, которые имеют возможность вкладываться в дорогостоящее оборудование. Сейчас упаковка – это не просто бурый ящик, в который что-то сложили, потом выбросили и забыли. Это часть бренда, маркетинг. И те требования к упаковке, которые были, скажем, пять лет назад, и современные требования – это совершенно разные вещи.
– Но в период так называемого коронакризиса многие компании экономят на всем, в том числе и на упаковке. Не стали ли в связи с этим производители пищевой продукции экономить на качестве упаковочной тары?
– Конечно, непростая ситуация на рынке в целом не может не сказаться на нас как на производителе гофротары. Потому что и мы, являясь хозяйствующим субъектом, попадая в сложные условия, начинаем экономить. Но надо всегда помнить: есть некие процессы, на которых можно сэкономить, а есть то, на чем экономить нельзя. Да, допустим, кто-то из наших клиентов сейчас откажется от смены дизайна упаковки, многоцветной печати, но его товар должен быть доставлен потребителю в надлежащем качестве, и без упаковки это сделать всё равно не получится.
Понятно, что все компании сокращают издержки. И мы так делаем, повышая производительность труда, оптимизируя графики работы. Таким образом, мы сократили количество смен и увеличили выработку на одного сотрудника. Экономнее стали относиться к нашим тратам: начиная от закупки канцтоваров и заканчивая эксплуатационными расходами на производство. Руководитель каждого направления на заводе очень тщательно планирует свои расходы. Подчеркну, что людей мы в период пандемии не сократили, регулярно выплачиваем заработную плату. К слову, средняя заработная плата составляет 55-57 тыс. рублей.
– Сейчас сложнее стало конкурировать?
– Конечно. На нашем рынке наблюдается избыток производственных мощностей. Каждый хочет занять свое место под солнцем. У нас, производителей гофротары, есть возможность выиграть на эффективности, на качестве, на сервисе. Сложная ситуация дает возможность мобилизовать все резервы. Это требует дополнительных усилий, но позволяет компании развиваться. То, что мы за год смогли набрать свой клиентский портфель и загрузить мощности на 60%, вполне говорит о том, что компания побеждает в этой конкурентной борьбе. Нас же никто не ждал, чтобы, наконец, разместить свои заказы. Каждый привлеченный нами клиент – это ушедший от кого-то клиент.
– Кого вы считаете своими основными конкурентами?
– SFT Group, «Л-ПАК», «ГОТЭК».
– С недобросовестной конкуренцией сталкиваетесь?
– К счастью, нет. Ценовой рычаг, конечно, используется, но возможности демпинговать ограничены: ситуация на валютном и потребительском рынке привела к тому, что маржинальность бизнеса сократилась.
– Назовите три основные проблемы на рынке гофротары.
– Во-первых, как я уже сказала, это избыток мощности на рынке. Во-вторых – нестабильная ситуация и высокие валютные риски. И в-третьих – проблемы с набором квалифицированного персонала. Наше производство автоматизировано, и все рабочие специальности предполагают не просто обладание навыками технического специалиста, но и знание компьютера, современного программного обеспечения. Необходим высокий уровень ответственности, поскольку в автоматизированном производстве цена ошибки очень велика. Должна быть выстроена система контроля, которая сможет минимизировать человеческий фактор. Поэтому нам нужны специалисты высокого уровня даже на рабочие специальности.
– А где их готовят?
– К сожалению, по нашему направлению специалистов нигде не готовят. Поэтому приходится их обучать самими, используя опыт наставничества, плюс дополнительный контроль со стороны бригадиров и мастеров. У нас сейчас выросло поколение, которое не сильно стремится работать, особенно посменно, идти по карьерной лестнице постепенно, – молодежь хочет всё и сразу.
– Как вы думаете, есть возможность регуляции избытка мощностей на рынке?
– Рынок сам регулируется. Условия стали жестче, и в них выживет сильнейший – самый эффективный, инвестирующий в оборудование, выстраивающий отношения с клиентом.
– Сейчас чиновникам и политикам настоятельно рекомендуют вести страницы в соцсетях. Пусть вы и не политик, но тем не менее не являетесь активным пользователем того же «Фейсбука». Почему?
– Я зарегистрирована на «Фейсбуке», но мне это не близко. Еще во время учебы в МВА нам порекомендовали завести там страничку, чтобы подружиться с другими студентами. Это было обязательным условием: мы все были в соцсетях. У нас было создано сообщество коллег, сокурсников, что, безусловно, расширяло картину мира. Это комьюнити должно было сохраниться и после окончания бизнес-школы. Но я человек непубличный, и свое личное предпочитаю держать в себе. Мне больше по душе живое общение с друзьями. Считаю его значительно приятнее и полезнее, чем переписку в соцсетях. Знаете, это как с электронными книгами. Я очень люблю читать, но исключительно старую, добрую бумажную книгу.