Воронеж. 18.12.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Новая схема по обращению и утилизации ТКО стартовала в России два года назад и за это время спровоцировала немало скандалов по всей стране. Что касается Воронежской области, то здесь, помимо годовой отсрочки запуска, наблюдается как низкая рентабельность работы для регоператоров, так и постоянное недовольство населения и сложности с введением раздельного сбора. При этом в регионе особенно заметна активность «новичка» рынка – ООО «Вега». Впрочем, власти такой активностью, похоже, недовольны и пока не торопятся передать частной компании большую территорию или возможность разобрать крупные несанкционированные свалки. «Абирег» взялся за подробное рассмотрение проблем так активно обсуждаемой реформы.
Минус операторы
Еще в конце 2018 года, когда проходили конкурсы на обслуживание региональных кластеров, обнаружилось, что конкуренция на рынке сведена к минимуму – в большинстве случаев на тендеры заявлялось по одному участнику. Исключение составил конкурс на работу в Воронежском кластере, где второй участник не был допущен из-за несоответствия документации требованиям. Эксперты тогда подчеркивали, что развитие ситуации носит скорее закономерный характер – кластеры вызывались обслуживать в основном компании, которые работали на этой территории раньше.
Из общей массы выбивалась только ООО «Вега» – частная компания, не имеющая опыта по вывозу ТКО. Поначалу власти не выказывали доверие к новичку, звучали мнения, что «руководство компании вообще не имеет понятия о том, насколько сложен и специфичен рынок вывоза мусора». Впрочем, несмотря на такое отношение, «Вега» выиграла конкурс на обслуживание Панинского и Бутурлиновского кластеров, включающих Бутурлиновский, Павловский, Таловский, Панинский, Аннинский, Верхнехавский и Эртильский районы.
Кроме «Веги» изначально в список регоператоров вошли еще четыре компании – близкие к бизнесмену и бывшему депутату облдумы Вадиму Ишутину ОАО «Экотехнологии», ООО «Экоцентр», ООО «Экоресурс» Андрея Кришталева и ООО «Экотранс» Марины и Эдуарда Бондаревых.
Первым начало работать на территории региона ОАО «Экотехнологии», выигравшее конкурс на обслуживание самого крупного Воронежского межмуниципального кластера, включающего Воронеж, Нововоронеж, Семилукский, Рамонский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Хохольский, Каширский и Репьевский районы.
Старт работы для остальных регоператоров был заморожен, после того как губернатор Александр Гусев дал задачу избегать высокой стоимости услуг за вывоз мусора для населения. В итоге было принято решение сконцентрировать отрасль в руках областного предприятия и увеличить количество полигонов, чтобы сократить расстояние от пункта загрузки до пункта выгрузки. Такое уменьшение транспортного плеча привело бы к снижению тарифов. Оставляя восемь кластеров, власти договорились с избранными в них регоператорами о расторжении контрактов, чтобы в перспективе заключить прямой договор с ГУП ВО «Облкоммунсервис». Тогда же заявлялось, что выбранные регоператоры «доказали неготовность к работе». В качестве проблем зампредправительства Сергей Честикин отмечал совсем небольшой штат сотрудников и опоздания в оформлении документации на тарифы.
В итоге статус регионального оператора сохранили только ОАО «Экотехнологии» и ООО «Вега». Обслуживание в остальных 18 районах (Богучарский, Борисоглебский, Лискинский, Калачеевский, Россошанский межмуниципальные экологические кластеры) было доверено ГУП ВО «Облкоммунсервис».
Неплатежи, «мертвые души» и уголовные дела
Впрочем, с запуском работы на территории всей области обнаружились новые проблемы – жители попросту отказывались платить, возмущаясь повышением стоимости услуги. В некоторых районах власти попытались снизить оплату за счет уменьшения норматива на каждого жителя. В феврале текущего года департамент выпустил приказ, снижающий норматив накопления до 1,7 куб. м. в год на человека. При этом в территориальной схеме Воронежской области (основной документ, регулирующий работу региональных операторов по вывозу ТКО) норматив соответствует 2,29 куб. м в год. Оснований для подобного решения департамент не предоставил. Воронежский областной суд по заявлению ООО «Вега» признал этот приказ неправомерным, позже это решение подтвердил апелляционный суд.
Еще одна серьезная проблема с оплатой за вывоз ТКО возникла из-за правовой коллизии. Собственники помещений вынуждены оплачивать услуги по обращению с ТКО за каждое помещение, включая нежилые постройки. По словам начальника департамента ЖКХ и энергетики Максима Зацепина, по действующему федеральному законодательству, плата за услуги рассчитывается из количества зарегистрированных в помещении людей, а если их нет – из количества собственников.
«Департамент ЖКХ и энергетики Воронежской области уже направил в федеральный центр предложения по необходимым поправкам в нормативные и правовые акты, которые позволят гражданам платить за услуги по обращению с ТКО только по месту проживания, – сообщил Максим Зацепин в своем Facebook. – Насколько нам известно, эти поправки сейчас обсуждаются, и, надеемся, вскоре будут приняты. Пока же необходимо быть законопослушными людьми и не накапливать долги за коммунальные услуги».
Серьезной причиной для недовольства абонентов стали «мертвые души»: жители начали получать квитанции, в которых стоимость услуги рассчитывалась на умерших или выписанных людей, которые ранее проживали на этой жилплощади. Ситуация сложилась в связи с тем, что власти передали регоператорам устаревшие данные прописок, и внесение корректировок стало ответственностью самих жителей, так как обновить информацию иначе не представлялось возможным. Запросы от регоператоров к местным властям тоже не дали результата.
«Люди считали, что мы сами должны находить это всё, – прокомментировал проблему генеральный директор регоператора ОАО «Экотехнологии» Михаил Батищев. – Я объяснял, что у нас заявительный порядок – пока нам не скажут, что человек умер или родился, мы не можем знать об этом. Законодательство в этом направлении нам не помогает». Компании «Экотехнологии» и «Вега» констатировали, что предоставили возможность потребителям внести корректировки в лицевые счета, и к концу года жалобы по этой теме свелись к минимуму.
Однако не все регоператоры озаботились исправлениями. В частности, уже в августе этого года стало известно об аналогичной проблеме у областного «Облкоммунсервиса».
«Проверкой выявлены нарушения, связанные с необоснованным взиманием платежей за вывоз отходов с «мертвых душ», то есть лиц, не проживающих по указанным в платежных документах адресам, и фактически не использующих оплачиваемые услуги по вывозу мусора. Кроме того, вскрыты факты несвоевременного вывоза твердых коммунальных отходов с территории городского округа, ненадлежащего установления объема отходов, подлежащих вывозу», – подчеркнули в прокуратуре Воронежской области. А Калачеевская районная прокуратура установила, что «Облкоммунсервис» игнорировал обязательство вывозить ТКО на полигон в Павловске согласно разработанной территориальной схеме. При этом в тариф оператора была заложена стоимость утилизации ТКО на данном полигоне. Отметим, что эксперты отмечают, что около 30% стоимости услуг регоператора составляют именно эти расходы.
Надо отметить, что эти проблемы оказались не единственными в работе протеже областных властей. В сентябре текущего года стало известно об уголовном деле в отношении Владимира Левцева, бывшего директора «Облкоммунсервиса», перешедшего на пост заместителя главы администрации Воронежа по градостроительству. Его подозревают в растрате более 1,5 млн рублей (ч. 4 ст. 160 УК РФ). Чиновнику вменяется совершение преступления в период, когда он работал на посту директора «Облкоммунсервиса» (с марта 2015 по октябрь 2017-го). По версии следствия, подозреваемый, используя свое служебное положение, получил в кассе предприятия более 1,5 млн рублей, «оформив их получение расходными кассовыми ордерами под авансовый отчет на хозяйственные расходы». До сегодняшнего дня деньги возвращены не были, авансовые отчеты не представлены. Помимо этого, претензии правоохранительных органов касаются еще одного (теперь уже бывшего) директора – Георгия Дятлова (работал на посту до июля этого года). Ему может вменяться получение взятки (ч. 5 ст. 290 УК РФ).
Как облправительство районы делило
Так как обслуживание 18 районов досталось «Облкоммунсервису» после отказа других компаний от контрактов, то по закону власти заключили соглашение всего на один год. В инициированном конкурсе приняли участие три претендента, наименьшую сумму контракта – 7,5 млрд рублей предложило областное предприятие. Однако ООО «Вега», также принимавшее участие в конкурсе, обратилось в УФАС. В конце октября служба и установила ряд нарушений при организации и проведении открытого конкурсного отбора регоператора по обращению с ТКО на территории Богучарского, Борисоглебского, Калачеевского, Лискинского и Россошанского межмуниципальных кластеров и предписало департаменту ЖКХ аннулировать результаты. УФАС отметила сразу несколько нарушений: отклонение заявки от еще одного участника ООО «Экоресурс» без вскрытия конверта, слишком большое количество заявок от ГУП ВО «Облкоммунсервис» и изменение адреса, по которому проводилось вскрытие конвертов.
30 октября департамент ЖКХ и энергетики Воронежской области подал в суд, чтобы оспорить предписание УФАС, в результате процесс аннулирования торгов был приостановлен до окончания разбирательств. Департамент ЖКХ настроен бороться за то, чтобы признать легитимность торгов.
«Конкурс проводился в рамках законодательства – в частности, «Облкоммунсервис» имел право вносить корректировки до окончания приема заявок, а участие в конкурсе «Экоресурса» было отклонено в связи с тем, что от них не поступило финансовое обеспечение торгов, - прокомментировал ранее «Абирегу» глава департамента ЖКХ и энергетики области Максим Зацепин.
Но пока идут разбирательства, нового договора с регооператором на обозначенной территории нет, а значит, с 1 января 2021 года жители могут остаться без вывоза мусора. На этот счет суд высказался однозначно: приостановление действия решения УФАС не должно стать препятствием для выбора нового регоператора:
«Положениями ч. 6 ст. 29.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплена возможность заключения соответствующего соглашения с региональным оператором без проведения конкурсного отбора в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или как в рассматриваемом случае в силу приостановления торгов (по аналогии)», – следует из материалов дела.
Несанкционированные свалки
Мусорная реформа обнажила еще одну проблему. Население районов привыкло зачастую избавляться от мусора, сжигая его или выкидывая в неположенных местах. Именно это заявлялось одной из причин для неплатежей – сельские жители заявляли, что мусора у них просто нет. Такой подход привел к огромному количеству несанкционированных свалок в области.
«Сложная ситуация с замусоренностью пригородных лесов, с территориями, которые по той или иной причине оказались не востребованы ни у населения, ни у представителей бизнеса. Войдите в любую лесопосадку в радиусе 50 км от Воронежа – везде увидите одну и ту же картину, – прокомментировала руководитель департамента экологии и природных ресурсов Наталья Ветер. – В сельской местности отходы, которые невозможно скормить скоту, сжигают, но это чрезвычайно опасно, так как многие из них выделяют токсичные и загрязняющие окружающую среду вещества».
Уборкой мусора в неположенных местах занялись регоператоры. Наиболее значимой по своим масштабам стала ликвидация несанкционированной свалки под Панино, куда жители близлежащих поселений свозили свой мусор тридцать лет. Несмотря на старт мусорной реформы, местные власти не торопились закрыть доступ к свалке, и отходы продолжали скапливаться, летом жители несколько раз заявляли о случаях возгорания.
Ситуация привлекла внимание Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора. Ведомство обратилось к регоператору ООО «Вега» и обязало ликвидировать незаконное скопление ТКО. Позже департамент экологии и природоохранных ресурсов в ходе проверки установил ряд нарушений, например, наличие свободного доступа на несанкционированную свалку на въезде в поселок Панино, а также во множественных возгораниях мусора. По обнаруженным фактам в адрес администрации Панинского района департаментом было направлено требование о ликвидации очагов возгорания на территории свалки и соблюдении территориальной схемы обращения с отходами.
В октябре ООО «Вега» приступила к ликвидации отходов, за два месяца компания уже вывезла около 6 тыс. кубометров мусора. По предварительным расчетам, общий объем накопившихся отходов может составить порядка 30 тыс. кубометров. Глубина залегания мусора – 2 м.
Однако в конце ноября работам воспротивилась администрация Панинского сельского поселения и, руководствуясь правом собственника, перекрыла въезд на свалку. В администрации ссылались на чрезмерно высокую стоимость услуг регоператора, на что директор ООО «Вега» Оксана Сомова отметила, что компания готова рассмотреть возможность рассрочки. При этом департамент экологии и природных ресурсов заявил о намерении сделать свалку местом временного складирования ТКО и ликвидировать ее только к 2023 году.
Лицензированные полигоны
В октябре замруководителя Центрально-Черноземного управления Росприроднадзора Вячеслав Перегудов заявил на круглом столе о том, что в регионе наблюдается недостаточное количество лицензированных полигонов для утилизации ТКО – их 17 на всю область. Согласно действующей схеме обращения с отходами, нужно еще 20, 18 из которых должны быть с мусоросортировочными комплексами. Власти придерживаются мнения, что в каждом муниципальном районе должен быть один полигон ТБО, оснащенный сортировочным комплексом. Тем районам, у которых нет оборудованной площадки, например Бобровскому, предстоит сделать временный.
Также Вячеслав Перегудов рассказал, что ресурс заполняемости существующих полигонов близок к исчерпанию. В Лисках, Павловске, Верхнем Мамоне, Богучаре и Подгоренском они заполнены уже более чем на 80%. В качестве решения было предложено временно открыть свалки без лицензии, сделав их местами временного складирования ТКО. По логике властей, спецтехника регоператоров будет утрамбовывать большое количество мусора на временных местах хранения и затем уже вести его на полигон.
Однако директор регоператора ООО «Вега» Оксана Сомова высказала сомнения в правильности такого решения. По ее словам, это приведет только к увеличению тарифа. Так как «временные» свалки все равно придется рекультивировать через несколько лет, а техника компании уже проделывает работу по утрамбовыванию мусора без дополнительного «перевалочного» пункта.
При этом специалисты отмечают многочисленные нарушения в работе лицензированных полигонов. Начальник департамента экологии и природных ресурсов пояснила, что инспекция позволила установить, что многие из них не имеют системы контроля заполняемости. На некоторых также отсутствует уплотнение ТКО, что напрямую сказывается на его емкости. «Вы можете представить это на простом примере: возьмите пластиковую бутылку, если ее не сжать, то она займет одну десятую часть в мусорном ведре. Но насколько ситуация изменится, если ее сжать?» - пояснила госпожа Ветер.
Нарушения были установлены и в результате проверки Центрально-Черноземного управления Росприроднадзора. В частности, инспектора ведомства выявляли захоронение, например, резиновых шин. Это недопустимо, так как данный вид отходов входит в перечень пригодных для вторичной переработки.
Разделяй и перерабатывай
Несмотря на то, что полностью на раздельный сбор Воронеж должен перейти к концу 2021 года, а область – еще через два года, разделение ТКО пока еще представляется призрачной перспективой. Основные проблемы для населения – низкий уровень осведомленности, нехватка площадок и отсутствие мотивации. Об этом высказалась координатор воронежского отделения общественной организации «РазДельный сбор» Анна Слепокурова. По ее словам, значительного прогресса можно добиться через программы просвещения и организации хотя бы одной площадки в районе, где была бы возможность сдачи большого количества фракций в одном месте.
Пока же воронежцы продолжают смешивать весь мусор вместе – такие наблюдения высказывают регоператоры по результатам работы двух тестовых площадок в городе. При этом в скором времени планируется запуск ряда аналогичных мест сбора, где отходы можно будет разделить на «сухие», подлежащие вторичной переработке, и «мокрые». На строительство порядка 500 таких площадок в Воронеже и более 80 в Семилуках в этом году выделено 600 млн рублей из бюджетов разных уровней.
Еще об одном тестовом проекте не так давно заявило облправительство – администрации Нововоронежа было передано 320 контейнеров для города и 126 урн для школ для разделения отходов. Впрочем, непосредственное введение новой системы начнется только после запуска мусоросортировочного комплекса (МСК) в Нововоронеже.
Есть надежда, что некоторая часть отходов все же будет разделена на подобных комплексах. К 2024 году планируется возвести 16 подобных МСК, однако сейчас на территории региона работает только один - в Семилукском районе. Там функционируют три сортировочные линии, четвертая введена в тестовом режиме. Из всего объема мусора, поступающего на завод, удается отделять 10% отходов, подлежащих вторичной переработке. В ближайшее время этот объем планируется увеличить до 20-25%.
Многие регоператоры отмечают сложности с дальнейшей переработкой собранного сырья. Если раньше большую часть собранного пластика продавали в Китай, то с 2018 г. из-за недовольства населения иностранным мусором Пекин запретил ввозить 24 категории отходов. В итоге к концу прошлого года поставки пластикового мусора в Китай сократились на 89% по данным Института по промышленной переработке отходов.
Примером муниципалитета, где налажен полный цикл переработки, является Поворинский район, там давно работает сортировочная линия. Но в скором времени наладить такую схему по всему региону не получится. Воронежская область не попала в список 10 регионов, вошедших в пилотный проект Минприроды.