Воронеж. 29.01.2021. ABIREG.RU – Аналитика – По данным Росстата доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет порядка 20%. Для сравнения: этот же показатель в развитых странах Европы, по данным Института экономики роста, колеблется на уровне 50-60%. Почему же так отличается статистика? Основатель образовательной программы для предпринимателей Эдуард Толоконников считает, что главная проблема для начинающих воронежских бизнесменов скрывается в нехватке знаний и отсутствии опоры. Поэтому основную задачу своего социального проекта «Школа простых решений» он видит в объединении предпринимателей в единое сообщество, готовое совместно решать проблемы, обмениваться опытом и знаниями. «Абирег» побывал на первом занятии школы в Воронеже.
Чтобы кризис миновать, нужно развиваться
Запуск образовательной программы не случайно запланирован именно сейчас, когда события прошлого года болезненно отразились на малом и среднем бизнесе. В конце декабря омбудсмен Татьяна Москалькова рассказала, что за 2020 год по стране банкротами были признаны 4,5 млн объектов МСП. Центробанк в своей аналитической записке отметил, что возросшее число ликвидированных предприятий в условиях пандемии коронавируса может объясняться «очищающим эффектом кризиса» – с рынка уходят проблемные фирмы, а «выжившие» организации улучшают свой профиль.
И именно поэтому особенно важными становятся опыт и знания в области преодоления кризисных ситуаций, которых не хватает молодым бизнесменам. Основным преподавателем и наставником в школе является сам Эдуард Толоконников – основатель компании «ДЕЛК», концессионер и инвестор воронежского парка «Дельфин», у которого более 30 лет опыта работы в сфере предпринимательства. На первой встрече участников «Школы простых решений» он подчеркнул, что кризис не повод останавливаться в развитии, многие услуги и товары не перестанут быть актуальны для населения при любой экономической ситуации. Впрочем, как подчеркивает Эдуард Толоконников, не только его личный опыт и видение могут стать инструментом программы – участники получат возможность обмениваться идеями и контактами, подсказывать друг другу наилучшие решения в случае возникающих проблем.
Планируется, что «Школа» будет проводиться в формате еженедельных встреч, где «ученики» смогут на первоначальном этапе обучиться азам ведения бизнеса, поделиться наболевшими проблемами, а затем представить бизнес-проект на рассмотрение и получить необходимые советы.
«Самая главная цель – подвести участников к реализации своих бизнес-проектов через изменение мышления, увеличение знаний и навыков, – подчеркнул Эдуард Толоконников. – И тут важно найти баланс: не торопиться, но и не затормаживать процесс. Полагаю, что уже через полгода подобных встреч многие смогут просчитать и сформировать свои бизнес-идеи, а еще через полгода – реализовать их. Наша цель – формирование нового пула предпринимателей, готовых к креативным и современным решениям. Именно такие представители сообщества и смогут изменить ситуацию в городе и регионе».
Первая встреча запустила активные обсуждения
На первой встрече участники обсудили ожидания по поводу процесса обучения, рассказали о наболевших проблемах и основных вопросах. Особенно активную дискуссию вызвала тема структурирования бизнеса и введения единых рекомендаций для всех работников.
Впрочем, с самой необходимостью такой упорядоченности Эдуард Толоконников не согласился: «Самое главное в ведении бизнеса – уйти от формализма, который сейчас так активно внедряется в любой сфере. Вместо того чтобы вовлекать людей в рабочий процесс, стимулировать интерес и креативность, мы пишем им инструкции. Весь прогрессивный мир давно уже старается заинтересовать работников, дать им возможность самовыражения и внедрения собственных идей. Инструкции нужны на таких предприятиях, как атомная станция, а в малом предпринимательстве они скорее тормозят развитие».
Еще один немаловажный вопрос, который был поднят на встрече: каким образом развивать свое дело, если оно достигло «потолка» в своем сегменте? На примере нескольких бизнес-моделей, представленных участниками, Эдуард Толоконников предложил рассмотреть возможные решения, подключив к обсуждению всех присутствующих.
«Сама идея «Школы» интересна, – рассказала о своих впечатлениях координатор федерального и международного движения «Живые города» в Воронеже Алла Рам. – Готовность поделиться своим опытом – это история про мудрость, и она вызывает у меня всегда сердечный трепет. Когда бизнесмен доходит до определенного уровня, ему есть чем поделиться, но мало кто это делает, увы. Эдуард Толоконников – интереснейшая личность и, безусловно, может дать многое. Думаю, для тех, кто только начинает свой путь в сфере предпринимательства, особенно эффективным будет формат наставничества».
Эффективность «Школы» доказывает практика
Интересно, что подобная программа была ранее запущена в Семилуках – за три месяца там успел сформироваться «костяк» наиболее активных участников, которые уже приступили к моделированию своих бизнес-проектов.
Эдуард Алексеевич помогает участникам семилукской «Школы простых решений» самостоятельно выстраивать свои концепции, направляя мысли в нужное русло, дополняя своим опытом и видением. Последовательно проговариваются следующие шаги: как организовать процесс, как найти монетизацию, как перенять лучшее у конкурентов и выйти в прибыль, где искать сотрудников и много других вопросов, о которых необходимо позаботиться заранее.
Останавливаться на двух городах в своей просветительской деятельности Эдуард Толоконников не планирует – впереди работа по внедрению проекта во все ближайшие города области. Основатель «Школы» стремится вовлечь в предпринимательскую среду 30 тыс. человек по всей Воронежской области. «Во-первых, это будет свежая кровь, – говорит бизнесмен, – всего в регионе 150 тыс. предпринимателей, то есть это даст 20%-й прирост, но качественно это не 20%, а 100%. Сейчас почти все региональные предприниматели работают по одним сформированным правилам. Но если мы будем вместе создавать другие, то, я надеюсь, будет вовлечение. Людям захочется работать и быть предпринимателем по-другому».
«Чтобы развивать регион, достаточно поработать с определенным количеством людей, дать им пережить минимальный предпринимательский опыт и время создать свои проекты. Так, в Семилуках, где мы проводим «Школу», люди очень быстро увидят, что у них есть возможность поменять среду, а как только поймут это, количество желающих людей увеличится в 10 или 100 раз», – считает основатель компании «ДЕЛК».