Количество банкнот в обороте приближается к угрожающему, сообщают «Известия».
Объем наличных денег в России превысил 13 трлн рублей. Только за прошлый год прирост составил 30%, или на 2,9 трлн рублей больше. Такого не наблюдалось последние десять лет. При этом остается фактом: население и бизнес активно переходят на безналичные расчеты. В ЦБ уже назвали эту ситуацию «парадоксом наличных» и заверили, что на ключевую ставку такое положение дел не повлияет. Почему в экономике засилье банкнот, откуда взялись и куда делись все эти деньги, и насколько это плохо, выяснили «Известия».
Подчистили депозиты
По итогам прошлого года объем наличных денег в России подскочил на 30% (2,9 трлн рублей) и превысил 13 трлн рублей. Это максимальный прирост за последние десять лет.
Накопление наличности – обычная реакция на кризис. Деньги на руках создают большее ощущение безопасности, чем средства на счетах и картах. По подсчетам РАНХиГС, в Бразилии оборот наличных вырос на 35%, в Мексике – на 23%, в Турции – 21%, в Канаде – 16%, в США – 15,2%, в зоне евро – 11,5%. И это несмотря на призывы Всемирной организации здравоохранения свести использование «ковидных» купюр к минимуму и массовый уход розничной торговли в онлайн.
Откуда взялись все эти деньги? Главным образом, их вынесли из банков, сняв со счетов. Этому способствовали и сверхнизкие ставки по депозитам, которые перестали покрывать инфляцию. За прошлый год россияне забрали с депозитов 1,7 трлн рублей.
«На коронавирусный кризис россияне отреагировали вполне предсказуемо – начали снимать деньги со счетов и хранить дома. Логика проста – в условиях полной неопределенности в виде тотального карантина и закрытия банковских отделений, сокращений на работе и закрытий компаний, при понижении ключевых ставок хранить деньги на депозите кажется достаточно рискованно. Другое дело – постоянно иметь их при себе», – отмечает Владимир Красильников, партнер консалтинговой компании Rights Business Standard.
Кэш малого бизнеса
Интересно, что часть снятых средств была «реинвестирована». Например, триллион рублей перетек на фондовый рынок, а часть средств пустили на ипотечные кредиты. Кстати, бум на рынке недвижимости, подогретый льготной ипотекой, сыграл свою роль в росте спроса на наличные, указывает вице-президент QBF Владимир Масленников. Большинство сделок на рынке недвижимости сейчас проходит с использованием наличных денег.
В целом же наличная ликвидность – это средства, которые находятся вне каких-либо вложений, то есть, по сути, всё те же деньги «из-под матраса».
«Такие денежные средства остаются в основном на руках населения либо в банкоматах и кассах банков. Часть из них конвертируется в валюту, что весьма условно можно назвать вложением для наличных средств. А ключевые каналы обращения кэша – в основном наличные расчеты при покупках», – поясняет Андрей Богданов, управляющий директор Accent Capital.
Увеличение объема наличных – во многом и «заслуга» малого бизнеса, наиболее пострадавшего от пандемии и оказавшегося на грани выживания. Чтобы сократить расходы на банковские переводы, многочисленные ИП, «упрощенка», фермеры перевели часть своих оборотов в наличные. Очевидно, что с малого бизнеса налоги будут недособраны. Но это не самая существенная экономическая потеря в эпоху пандемии, указывает Дмитрий Скриванов, член комитета Госдумы по финансовому рынку. На выход из этой ситуации может уйти несколько лет. Для этого придется заинтересовать малый бизнес показывать свои обороты через банковские счета, полагает эксперт.
Хорошо или плохо
Как это всё отразится на экономике? Скорее негативно, поскольку это невложенная наличность, закрытая для инвестиций. Кроме того, существенный объем наличных денег может поддерживать теневой сектор, а также конверсию наличных рублей в наличные доллары и евро, что повышает уровень волатильности национальной валюты, отмечает Андрей Богданов из Accent Capital.
Но всё же каких-либо серьезных последствий для экономики это не несет. По мере стабилизации экономической ситуации настроения населения меняются. А с переходом на нейтральную денежно-кредитную политику будет восстанавливаться и интерес к депозитам.
В марте Банк России повысил ключевую ставку до 4,5%. А к концу года, по прогнозу Bloomberg, может довести ее до 5,5-6%. Нормализация денежной политики до нейтральных ставок в 5-6% способна вернуть рублю статус «валюты сбережений».
«Вероятно, с продолжением программы вакцинации и стабилизацией коронавирусной ситуации мы увидим рост потребления. Благодаря ему часть средств вернется в банки через предпринимателей. Также возврату денег в банковский сектор будет способствовать рост ставок, который, очевидно, не за горами» – предполагает Евгений Марченко, директор E.M.Finance.
Парадокс наличных
Ситуацию с ростом наличных денег в обращении прокомментировали и в ЦБ. Так, по прогнозу Банка России, в течение пяти лет наличность в обращении может вырасти на 19,4%. К началу 2026 года объем наличных денег в обращении в России может составить 13,6-16 трлн рублей.
Как пояснил зампред ЦБ Михаил Алексеев, показатель будет расти при любом сценарии из-за так называемого парадокса наличных денег: объем банкнот и монет на руках у населения и бизнеса увеличивается одновременно с ростом безналичных операций.
«В базовом сценарии мы рассчитываем, что в ближайшие годы часть избыточной наличной массы, выпущенной в оборот в 2020 году, должна вернуться обратно в кассы Центрального банка. Однако после этого рост наличности снова возобновится и при любых сценариях через пять лет в обращении ее будет больше, чем сейчас», – отметил Алексеев.
При этом в ЦБ не ждут, что рост количества наличных денег продолжится в 2021 году. И, как подчеркнул Михаил Алексеев, увеличение наличной денежной массы никак не повлияет на политику регулятора в области повышения процентной ставки.
Оксана Белкина
Газета «Известия», 00:01, 25.03.2021