Резидент экспертного клуба ЦСР Олег Зайцев специально для «Известий» – о том, как изменится процедура банкротства граждан.
Минэкономразвития подготовило законодательные предложения о разрешении гражданам подавать заявление о своем внесудебном банкротстве не только лично через МФЦ, но и через интернет с помощью портала Госуслуги. Это абсолютно правильная идея.
Процедура внесудебного банкротства граждан была запущена в России совсем недавно – с 1 сентября 2020 года. Этот вопрос координировался правительством по поручению президента.
Новая процедура дает физлицам возможность быстро (за полгода) списать свои долги, не превышающие 500 тыс. рублей. Для этого нужно соответствовать следующим условиям: не иметь имущества, на которое можно обратить взыскание (в частности, если зарплата или пенсия не превышают прожиточного минимума) – это должно быть подтверждено постановлением судебного пристава об окончании исполнительного производства.
Такой процесс намеренно сделан упрощенным по сравнению с обычной судебной процедурой банкротства, поскольку вероятность обнаружения какого-либо имущества у должника после того, как судебный пристав не смог его найти, очень невелика. По существу, вся процедура состоит из подачи заявления гражданином в МФЦ, его проверки по формальным признакам и выжидания полгода на тот случай, если все-таки кредиторы смогут найти какое-то спрятанное имущество.
Предлагаемое Минэкономразвития еще большее упрощение и без того упрощенной процедуры совершенно логично – чем меньше денег и времени потратят и должник, и государство, тем лучше. Помимо этого, иногда даже личный поход в МФЦ может быть затруднен – сразу вспоминается недавняя история про пожилую больную клиентку банка, которую носили в офис на носилках для подачи заявления. Кроме испытывающих физические трудности, не стоит забывать и о тех, кто по другим причинам не может прийти в МФЦ – например, потому что служит в армии, сидит в тюрьме или вообще находится за пределами страны.
Также первый опыт подачи заявлений через МФЦ показал, что его привычный функционал, до того работавший по сути как курьерская служба (принять документы – передать адресату в госоргане – получить от него ответ – передать гражданину), в данном случае заметно усложняется, поскольку впервые учреждение стало само тем госорганом, который принимает пусть и простое, но всё же содержательное решение – начать внесудебную процедуру банкротства гражданина.
Это неизбежно породило трудности для сотрудников МФЦ и увеличило количество ошибок (как при отказе в возбуждении процедуры, так и при ошибочном ее начале). Внедрение электронной подачи через Госуслуги может стать способом минимизации человеческого фактора со стороны государства.
Достоинством электронной подачи будет и решение проблемы граждан, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания, поскольку МФЦ сейчас привязаны к такой регистрации и при ее отсутствии могут отказать в принятии заявления.
Идея подачи заявления о внесудебном банкротстве граждан через интернет была у разработчиков соответствующего закона с самого начала, тем более что, например, в Новой Зеландии, одной из первых создавшей такую процедуру, это делается именно через интернет.
Но как участник его разработки я и сейчас считаю оправданным решение отложить на потом опцию онлайн-файлинга для ускорения запуска этого механизма в условиях пандемии, когда финансовых затруднений у граждан стало намного больше.
Учитывая, что обывателю бывает трудно самому собрать информацию о своих долгах, полезно будет при подаче заявления через Госуслуги подгружать в прилагаемый к заявлению список кредиторов гражданина имеющуюся у государства информацию о его долгах (например, по налогам и исполнительным производствам).
Хорошо бы еще сделать так, чтобы те кредиторы, которые тоже зарегистрированы на госуслугах, получали с помощью этого интерфейса уведомления о подаче должником заявления о внесудебном банкротстве, а также о завершении либо досрочном прекращении такой процедуры.
Внесение этих изменений – хорошая возможность ответить на ряд вопросов, возникших на практике в ходе применения внесудебного банкротства граждан.
Так, целесообразно решить вопрос о допустимости применения этой процедуры к индивидуальным предпринимателям (положительно), к тем, кто выступает в качестве залогодателя (отрицательно), расширить критерии применения процедуры (чтобы продавщица с зарплатой в 30 тыс. рублей, воспитывающая в одиночку ребенка, тоже могла воспользоваться ею – для этого нужно поднять критерий максимального дохода с одного прожиточного минимума на должника и его иждивенцев до хотя бы двух), устранить необоснованные ограничения для возбуждения кредиторами судебной процедуры банкротства, предоставить кредиторам возможность добиваться прекращения необоснованно начатой процедуры, а также урегулировать порядок применения правила о возможном несписании долгов в связи с недобросовестностью гражданина (например, установив необходимость предъявления для этого иска в арбитражный суд по месту жительства гражданина не позднее одного года со дня завершения внесудебной процедуры).
Также со временем можно будет подумать и том, чтобы аналогичный внесудебный порядок применять и к не имеющим активов должникам с небольшим размером долгов, считающимися юридическими лицами.
Автор – председатель Национальной ассоциации специалистов по банкротству и управлению проблемными активами «Банкротный клуб», доцент Российской школы частного права, резидент экспертного клуба ЦСР.
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.
Олег Зайцев
Газета «Известия», 08:01, 02.04.2021