Воронеж. 06.05.2021. ABIREG.RU – Аналитика – Уже несколько лет в Воронеже говорят об умных остановках, умных светофорах и других умных причудах, которые должны сделать жизнь в городе удобнее, проще, безопаснее. Но чаще всего чиновники используют новомодные айтишные слова лишь для того, чтобы пустить пыль в глаза. На форуме «Бизнес для города» представители местных IT-компаний обсудили, как можно сделать город умнее и привлекательнее, почему с этим тянут и при чем здесь (опять-таки) бывший губернатор Алексей Гордеев, предвыборная кампания которого находится в самом разгаре.
Интеллектуальные системы, но не чиновники
В Воронеже остро стоит вопрос с транспортной системой. Как говорят некоторые представители региональной власти, намечается что-то грандиозное, но до жителей города донесли только часть изменений, поэтому общая картина улучшения инфраструктуры не видна. Что ж, может оно и так. В апреле мэрия решила сделать еще одну порцию выделенных полос. Пока эта идея вызвала больше скепсиса, чем восторженных откликов. Возможно, если бы чиновники раскрыли источники, на основе которых принимали такие решения, люди бы доверились им охотнее. Парадокс развития технологий в том и заключается, что сегодня можно получить какие угодно данные, чтобы использовать их для аналитики и принятия важных решений, но почему-то так не делают.
«Умный город, инновации – слова, которые любят чиновники во всем мире. Потому что любая «умная» вещь кажется позитивной в отличие от проблем в городе. Почему же иногда ироничными звучит «умный город»? Потому что в сознании муниципального человека, умная остановка – это остановка, где есть камера, вай-фай, а ещё зарядка для usb. При этом (как в Воронеже) нет маршрутов, карт, схем. Вот умные светофоры, которые считают скорость проезда транспорта. Зачем, если нужно обеспечивать пропускную способность? Очень любят светящиеся штуки, чтобы пешеходный переход имел рамки, все мигало, еще проектором хорошо подсвечивать. Но так проблема не решается комплексно. Нужна общая цель. Данные по фазам светофоров, общий трекинг транспорта. Нет данных – нет аналитики – нет модели. Вы не можете прогнозировать», – рассказал эксперт ИТ «Атос АйТи Солюшенс энд Сервисез» и член Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Сергей Мармо. Он отметил, что магия инноваций состоит в том, что техническими средствами возможно решать нетехнические проблемы. Если же городские власти и следуют этой заповеди, то зачастую забывают про общую цель и комплексный подход.
Господин Мармо рассказал, что существует множество данных, которые можно использовать для развития транспортной инфраструктуры. Например, бот «ДТПстат» генерирует информацию о происшествиях на дорогах в том или ином месте. В Беларуси использовали подобные данные, чтобы повысить безопасность. Если видели, что в одном и том же месте большое количество жертв, аварий, то начинали принимать превентивные меры (устанавливать светофоры, пешеходные переходы, улучшать освещение и так далее). Если вы хотите сделать развязку, можно взять данные мобильных операторов и посмотреть трекинг, кто откуда ездит. Зная, как они перемещаются, можете принимать решения не только по дорогам, но и по маршрутам общественного транспорта. Это и есть транспортная модель, которая охватывает все. Но в нашем городе нет человека, который использует эту модель для развития инфраструктуры», – пояснил Сергей Мармо.
Директор по развитию компании Angels IT Иван Астафуров пояснил, что существует еще множество технологий, позволяющих регулировать транспортную инфраструктуру города. Так, например, одна из разработок компании распознает номера автомобилей и ведет розыск по базе данных, даже если известна только часть символов. Эксперт отмечает, что систему можно использовать для сбора транспортной аналитики и построения моделей. Программа позволяет работать на уже существующей инфраструктуре города (камерах видеонаблюдения) и не требует значительных вложений. Компания также уже разработала комплексы фото и видеофиксации, которые связаны с парковкой и стоянкой транспорта, но в Воронеже Angels IT с этим направлением не работает. Компания работает с платными парковками в Ростове-на-Дону, Твери и других городах.
В копилке разработчика есть решение и по поводу подсчета занятости парковочных мест в реальном времени. Господин Астафуров пояснил, что в Воронеже концессионер, как и в большинстве других городов, особо не прикасается к закрытым номерам. «Что касается подсчета мест, то схема здесь максимально простая. Комплекс распознает область транспортного средства. Камера движется в районе 360 градусов, охватывает какое-то количество парковочных мест. Она считает, сколько областей распознано. Изначально задается количество мест в парковочной зоне. В приложение пользователю уходит информация, что на конкретной парковочной зоне столько-то мест, из них столько свободно. Более того, в процессе распознавания образов она под нужным углом распознает автомобили и номера. И в приложение уходит максимально простая информация: 20 мест всего, 10 из них занято, но три должны скорее всего освободиться в ближайшие 15 минут, потому что оплаченная парковочная сессия заканчивается», – рассказал подробности Иван Астафуров. Такую систему компания будет тестировать в Казани.
Воронеж и анимация
Анимационная студия Wizart, безусловно, становится визитной карточкой Воронежа. Нетипичная для провинции деятельность студии влияет на развитие города, так как запланированный к строительству Дом анимации может стать центром притяжения детей и молодежи. Помимо этого, компания в перспективе подумывает о своем Диснейленде. «Это странный бизнес. Вообще кинематограф, как бизнес, очень тяжёлый, и я бы сказал убыточный. Как говорится, если вы хотите потерять деньги, займитесь сельским хозяйством (Алексей Васильевич [Гордеев] бы понял). Заняться кинематографом тоже можно, если хотите потерять деньги. Всем могу посоветовать, у кого есть лишние деньги и кто хочет их потерять, может заниматься мультипликацией и кинематографом. Практически невозможно на этом заработать, тем более в России. Поэтому наша студия небольшое чудо, нам повезло. Для этого нет рецепта, просто действительно повезло. Все наши проекты приносили нам какую-то прибыль. Это интересное направление. К тому же Воронеж единственный из городов миллионников, не считая Санкт-Петербурга и Москвы, где есть анимационная студия», – рассказал представитель компании Алексей Замыслов.
К слову, Алексей Гордеев имеет не последнюю роль в развитии студии, ведь именно он, как рассказал господин Замыслов, стал инициатором мультика «Котенок с улицы Лизюкова-2». «Он хорошо понимал, что продвигать город и область нужно не только за счет сельского хозяйства, но и за счет культурной сферы. Это его была заслуга и просьба, чтобы мы сделали этот мультфильм. Мы над ним работали всем коллективом с огромным удовольствием», – поделился представитель студии. Алексей Замыслов отметил, что благодаря Wizart Воронеж становится центром притяжения для специалистов, которые трудятся в мультипликации. При этом в городе нет вузов, которые выпускали бы готовых профессионалов. Тем не менее в компании работают выпускники ВГТУ, ВГУ и других учреждений. Также компания готова обучать новичков.
Стоит отметить, что обучения тоже ждут кардинальные изменения. Так, воронежская компания VR-point уже работает над внедрением виртуальной реальности в школах. По мнению управляющего организации Антона Колготина такой формат обучения дает высокое освоение материала. «Наша задача зайти в государственное образование и визуализировать все школьные предметы. Сейчас у нас есть информатика за 10-11 класс, химия, география, астрономия, физика и ОБЖ. Помните, как изучали ОБЖ? Самый неинтересный урок. А теперь будет возможность оказать первую помощь чуть ли не в реальном времени. По аналогии с игрой можно переходить на следующие этапы. Плюсом идет гибкость использования оборудования. Нам не нужен виртуальный шлем. Обычного компьютера будет достаточно. Образовательная часть выстроена пошагово с домашними заданиями. Любой проект можно редактировать, улучшать, что-то добавлять», – пояснил Антон Колготин.