Ранее Москва таким образом получила 70 млрд рублей на развитие транспорта, сообщают «Известия».
В конце мая Москва первой из российских регионов выпустила собственные «зеленые» облигации. Такие бумаги позволяют привлекать целевые средства на реализацию проектов, связанных с защитой окружающей среды или сокращением возможного урона для нее. Попадать под эти критерии могут в том числе и инфраструктурные проекты. Так, Москва привлекла 70 млрд рублей, которые планируется потратить на развитие транспортной системы. Приобретенный городом опыт может быть востребован и другими субъектами Российской Федерации, считают в мэрии. «Известия» поговорили с экспертами о том, может ли пример столицы помочь российским регионам привлечь дополнительные средства на развитие и готовы ли регионы к переходу на использование новых инструментов.
Первые субфедеральные
Основной целью выхода Москвы на рынок «зеленых» облигаций является финансирование мероприятий по развитию городской транспортной инфраструктуры с целью снижения объема выбросов загрязняющих веществ, пояснили «Известиям» в финансовом департаменте города: «В 2021–2023 годах за счет средств «зеленых» облигаций определены проекты по развитию линий метрополитена и замене автобусного парка Москвы на электробусы».
Там отметили, что Москва берет на себя ответственность за целевое использование средств, привлеченных от размещения зеленых выпусков облигаций, и достижение заявленных проектных показателей. Публичная отчетность будет размещаться ежегодно.
Облигации рассчитаны сроком на семь лет, номинальная стоимость каждой составила 1 тыс. рублей. Ставка купонного дохода по ним была установлена на уровне 7,38%. Всего инвесторам было предложено 70 млн штук облигаций, уточнили в мэрии. Выпуск был включен Международной ассоциацией финансовых рынков (ICMA) в реестр ценных бумаг, соответствующих принципам устойчивого развития ООН. Ценные бумаги Москвы включены в котировальный список первого (высшего) уровня Московской биржи, а также в сегмент «зеленые облигации» сектора устойчивого развития биржи.
Размещение первых субфедеральных «зеленых» облигаций, которое московские власти анонсировали еще в начале марта, состоялось на Московской бирже в четверг, 27 мая. По итогам размещения спрос на «зеленые» облигации города превысил предложение на 23%. Всего было подано более 700 заявок на покупку облигаций, общий объем заявок составил 86,3 млрд рублей.
Правительство Москвы считает размещение успешным, рассказал «Известиям» руководитель департамента экономики Москвы Владимир Ефимов.
«Город смог одномоментно разместить облигационный заем на 70 млрд рублей. Это намного крупнее типичного займа субъекта Российской Федерации, который составляет от 5 до 15 млрд рублей, редко – до 30 млрд рублей. Купонная ставка и доходность облигаций сложились ниже показателей ведущих эмитентов России по сопоставимым облигациям и на 0,1-0,2% процента ниже ожиданий участников рынка. Размещение лучше ожиданий обеспечивает существенную экономию расходов бюджета на обслуживание долга», – отметил он.
Основными инвесторами выступили банки, инвестиционные фонды и управляющие компании. Физические лица приобрели облигации на сумму более 700 млн рублей.
Активность инвесторов показывает заинтересованность в финансировании городских проектов экологической направленности и подтвердила высокий потенциал развития ответственного финансирования в России, считают в департаменте финансов города.
«Чистый» принцип
«Зеленые» облигации отличаются от обычных бумаг тем, что предполагают более высокую ответственность для эмитента – привлеченные средства могут расходоваться только на экологически ответственные проекты, причем цели должны быть утверждены заранее, а эмитент обязан регулярно отчитываться перед инвесторами о расходовании средств.
Рост интереса к таким бумагам обозначился на фоне того, как в мировой экономике всё больше внимания стали уделять принципам устойчивого развития (так называемые ESG-факторы, включающие в себя заботу об экологии, социальную ответственность и прозрачные принципы корпоративного управления. – «Известия»). На эти факторы в том числе обращают внимание и международные инвесторы при оценке заинтересовавших их проектов.
По данным компании S&P Global Ratings,объем эмиссии инструментов устойчивого финансирования, включая «зеленые» и социальные облигации, в мире в 2021 году превысит $700 млрд и достигнет примерно 9% совокупного мирового объема эмиссии долговых обязательств. Три года назад этот показатель составлял 3,6%.
Управляющий директор по взаимодействию с эмитентами и органами власти Московской биржи Владимир Гусаков накануне размещения московских облигаций оценил общий объем бумаг, торгуемых в Секторе устойчивого развития Московской биржи, в 50 млрд рублей.
По данным Минэкономразвития, такие бумаги составляли 0,2% от оборота Московской биржи. По оценке Владимира Гусакова, «зеленые» облигации Москвы должны были увеличить объем торгуемых бумаг почти в 2,5 раза.
В то же время размещение таких облигаций предполагает соответствие строгим внутренним и международным стандартам. В России как единые критерии оценки таких проектов, так и необходимая нормативно-правовая база начали формироваться относительно недавно. На этом фоне появление на рынке «зеленых» облигаций такого эмитента, как Москва, по мнению экспертов, может стать знаковым событием.
В пресс-службе департамента финансов правительства Москвы отметили, что размещению предшествовала «активная работа по созданию соответствующих процедур и формированию нормативно-правовой базы».
«Приобретенные городом опыт и компетенции в дальнейшем могут быть востребованы другими субъектами Российской Федерации», – полагают в департаменте.
«Вложиться в хорошую историю»
Эксперты, опрошенные «Известиями», единодушны в положительной оценке «зеленых» облигаций как нового инструмента по привлечению средств на решение экологических проблем, однако их мнения относительно того, насколько активно российские регионы смогут привлекать средства в обозримом будущем, расходятся.
Растущие потребности финансирования расходов на предотвращение загрязнений, сокращение выбросов и воздействия на климат предполагают консолидацию усилий государственных и частных структур в реализации масштабных проектов экологической безопасности, считает ведущий научный сотрудник Лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Ольга Изряднова.
«Учитывая долгосрочный характер и масштабы инвестирования в экологические проекты, в практике используются различные инструменты распределения рисков, выгоды и рентабельности. Зеленые облигации являются одним из инструментов целенаправленного финансирования чистых технологий», – уверена собеседница издания.
Универсальным этот инструмент делают общие для большинства российских регионов проблемы – в том числе с переработкой мусора, необходимостью развития транспортной, городской и промышленной инфраструктуры, отмечает директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.
В условиях дефицита средств, с которым сталкивается большинство субъектов, привлечение денег через «зеленые» облигации могло бы стать одним из способов решения проблемы, полагает он. «Но для этого потребуется, во-первых, желание властей работать в этом направлении, во-вторых, наличие определенной предпринимательской жилки», – отмечает Солодков.
«Облигации – это инструмент привлечения финансирования с рынка для целевого финансирования проектов со значительными экологическими и/или климатическими эффектами. Проблем и с воздухом, и с водой, и со свалками хватает во всех регионах, так что любой регион может найти у себя проект, который можно профинансировать таким образом», – солидарен директор программы WWF России «Зеленая экономика» Михаил Бабенко.
Дополнительных льгот или выгод для покупателей или эмитентов «зеленых» облигаций в стране не предусмотрено. Однако важным фактором для инвесторов, по его словам, в этом случае является возможность сделать осознанные инвестиции, вложившись «в какую-нибудь хорошую историю». По его словам, WWF уже сейчас фиксирует достаточно большой спрос на такие бумаги со стороны как иностранных инвесторов, так и физических лиц.
По опыту Москвы
Несмотря на то что подходящие под эти критерии проекты можно найти почти в каждом регионе, инструмент «зеленых» и социальных региональных облигаций применим прежде всего для регионов с достаточным кредитным качеством, которые наиболее активны на рынке публичных заимствований, уверен заместитель директора группы оценки рисков устойчивого развития аналитического рейтингового агентства АКРА Владимир Горчаков.
«С нашей точки зрения, только регионы с высоким качеством управления (в том числе в бюджетной сфере) готовы к таким выпускам в форме субсуверенных размещений. Им предстоит решать проблемы совмещения принципа единства кассы, который предусмотрен бюджетным кодексом, и принципа целевого использования средств, который предусмотрен принципами зеленых и социальных облигаций», – предупреждает он.
Инвесторы ориентируются не только на заявленные цели, но и на надежность эмитента, поэтому рассчитывать на аналогичные московским результаты смогут только благополучные регионы с устойчивой и активно развивающейся экономикой, напоминает директор и управляющий партнер инвестиционного партнерства ABTrust Алексей Бачеров
«Прерогативой в данном случае обладают кредитные рейтинги каждого региона. Инвесторы в первую очередь будут выбирать все-таки именно надежность, а не форму заимствований. На любые облигации Москвы был бы неплохой спрос, потому что муниципалитет – это потенциально хороший заемщик», – напоминает собеседник издания.
Несмотря на то что подходящие под эти критерии проекты можно найти почти в каждом регионе, инструмент «зеленых» и социальных региональных облигаций применим прежде всего для регионов с достаточным кредитным качеством, которые наиболее активны на рынке публичных заимствований, уверен заместитель директора группы оценки рисков устойчивого развития аналитического рейтингового агентства АКРА Владимир Горчаков.
«С нашей точки зрения, только регионы с высоким качеством управления (в том числе в бюджетной сфере) готовы к таким выпускам в форме субсуверенных размещений. Им предстоит решать проблемы совмещения принципа единства кассы, который предусмотрен бюджетным кодексом, и принципа целевого использования средств, который предусмотрен принципами зеленых и социальных облигаций», – предупреждает он.
Инвесторы ориентируются не только на заявленные цели, но и на надежность эмитента, поэтому рассчитывать на аналогичные московским результаты смогут только благополучные регионы с устойчивой и активно развивающейся экономикой, напоминает директор и управляющий партнер инвестиционного партнерства ABTrust Алексей Бачеров
«Прерогативой в данном случае обладают кредитные рейтинги каждого региона. Инвесторы в первую очередь будут выбирать все-таки именно надежность, а не форму заимствований. На любые облигации Москвы был бы неплохой спрос, потому что муниципалитет – это потенциально хороший заемщик», – напоминает собеседник издания.
«Речь идет и о целевом характере облигаций, и об отдельном учете средств для целей отчетности перед инвесторами и так далее. И, естественно, необходимо обучение властей – всё же это достаточно новый инструмент, у которого есть ряд специфических особенностей (целевое использование, финансовая и нефинансовая отчетность, заверение независимой стороной численных показателей выпуска)», – перечисляет собеседник издания.
Тем не менее, говорит Владимир Горчаков, регионы уже проявляют интерес к использованию нового инструмента: «Регионы интересуются этой темой, и мы ожидаем еще несколько размещений до конца года».
Евгения Приемская
Газета «Известия», 10:30, 02.06.2021