Жители Фатежа не дают копать могилы возле их огородов и не пускают на погост траурные процессии.
С 2001 года люди жалуются, что кладбище приближается к их огородам, и просят сделать защитную зону. В одном из мест расстояние от стены дома до могилы – 42 метра. Жители говорят, что после дождя не могут выйти из-за запаха разложения. По их словам, вода с погоста стекает во двор и попадает в скважину, из-за этого местные болеют.
В прошлом году письмо ушло в прокуратуру, а оттуда требование закрыть переполненное кладбище направили в суд. Там решили запретить захоронения. Администрация Фатежа не согласилась, но проиграла апелляцию и кассацию. Несмотря на это, на кладбище продолжают копать могилы и везут туда покойников. Живые против мёртвых – в материале «Курских известий».
Старый погост
По данным прокуратуры, на кладбище в Фатеже хоронят как минимум 130 лет. В 80-х годах прошлого века участки по 6 соток стали раздавать под строительство на улице, которую позже назвали Молодёжной. Жители говорят, что тогда их земля находилась далеко от погоста, за огородами был пустырь.
– Нам обещали, что здесь никакого кладбища не будет. Граница его была до старых елей. Администрация Фатежа обещала, что здесь захоронений не будет, – говорит житель ул. Молодёжной Геннадий Шевляков.
По словам жителей чётной стороны улицы Молодёжной, в 1996 году они попросили у властей во временное пользование по 3 метра земли ближе к пустырю.
В 2000 году участки увеличили на 3 метра. Огороды и кладбище разделили сетчатым забором.
При оформлении документов в БТИ люди узнали, что кладбище должно располагаться на 2,4 га, но фактически на тот момент погост занимал 4,6 га.
Эта информация есть в землеустроительном деле по проведению инвентаризации от 1996 года. Там же указано, что правоустанавливающих документов на землю у кладбища нет.
К 2001 году могилы стали подбираться к участкам жителей улицы. Все прелести такого соседства ощутила на себе жительница дома №4 Галина Серебрякова. Её участок находится под уклоном ниже кладбища на 1,5 метра. В дождливую погоду вода льётся к ней во двор, где расположена скважина питьевой воды.
– Здесь стоит трупный яд. В сырую жаркую погоду в огород выйти нельзя. Как он не может стоять? Как можем мы дышать этим? Мы не можем находиться ни в огороде, ни на своём дворе, потому что идёт этот зловонный трупный яд, – жалуется Галина Валентиновна.
По словам местных, запах разложения усиливается в жаркую сырую погоду, после того, как с земли начинают подниматься испарения. Жильцы говорят, что самый тяжёлый период – дачный сезон, с апреля по сентябрь.
Местные рассказывают, что в 2001 году они пожаловались в санэпидстанцию Фатежского района, которая вместе с администрацией Фатежа провела проверку. В распоряжении «Курских известий» есть постановление главного санитарного врача по Фатежскому району от 26 сентября 2001 года, который потребовал приостановить эксплуатацию кладбища и в срочном порядке благоустроить территорию нового погоста.
Место для воинов
Спустя 20 лет после появления этого документа ничего не изменилось. Покойников продолжали хоронить на прежнем месте. По словам жителей, когда на старом кладбище не осталось свободного места, хоронить стали на пустыре. Как говорят жители Молодёжной, только в 2017 году власти решили размежевать участок и оформить правоустанавливающие документы.
Прокуратура сообщала, что 7 марта 2018 года участок кладбища был передан в бессрочное пользование МКУ «Благоустройство города Фатежа». Но даже надзорное ведомство не могло установить площадь погоста.
– По данным проведённой инвентаризации 1996 года, размеры кладбища имели площадь 4,6 га. После проведения межевых работ в декабре 2017 года площадь земельного участка для ритуальных захоронений составила 3,9 га. Границы земельного участка изменились в связи с уточнением границ, – ответили из прокуратуры Фатежского района.
Весной 2019 года на кладбище возле забора местных жителей огородили площадку для воинских захоронений. На этом участке можно разместить около 10 могил. Жители снова забили тревогу. По словам местных, до июля 2019 года глава Фатежа Евгений Лобов устно обещал им, что уберёт эту ограду, а участок шириной 2,5 – 3 метра между огородами и кладбищем оставит свободным. Но в середине 2019 года работники кладбища приступили к вырубке деревьев, отделявших огороды от могил.
Жители ул. Молодёжной пожаловались губернатору Роману Старовойту. Из администрации Фатежского района ответили, что «по сложившемуся порядку между кладбищем и жилыми домами с земельными участками санитарно-защитная зона (СЗЗ), возможно, и не предусматривалась».
Люди обратились в прокуратуру. В декабре 2019 года им ответили, что вокруг кладбища необходимо организовать санитарно-защитную зону. Для определения её размера нужно провести исследования атмосферного воздуха и почвы, чтобы установить уровень безопасности населения. В связи с тем, что такую экспертизу не проводили, МКУ «Благоустройство г. Фатежа» в августе 2019 года оштрафовали на 10 тысяч рублей. Из городской администрации в прокуратуру сообщили, что заключили договор о проведении таких исследований, осталось только дождаться результатов. Однако прокуратуру это не устроило.
– Санитарно-защитная зона кладбища г.Фатежа не установлена, её проект не подготовлен, что свидетельствует о ненадлежащей реализации Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ администрацией г. Фатеж, – ответили в ведомстве и направили требование об устранении нарушения главе Фатежа.
Похороны продолжаются
Жители недолго праздновали победу. Скоро под забором появилась ещё одна могила.
– Администрация ведёт с нами борьбу. Хоронят впритирку к огородам. От стены нашего дома до первой могилы самое короткое расстояние – 42 метра, – говорит Галина Серебрякова.
Люди направили иск в Фатежский районный суд и потребовали установить санитарно-защитную зону между домами и кладбищем не менее 100 метров.
На суде представители администрации г. Фатежа заявили, что санитарная зона не нужна. Свою позицию чиновники аргументировали тем, что в 2019 году провели исследования качества атмосферного воздуха возле жилых домов, но экспертиза показала, что в нём нет превышения допустимых концентраций вредных и загрязняющих веществ.
Власти сообщили в суде, что деньги на подготовку проекта СЗЗ кладбища в необходимом объёме будут предусмотрены в местном бюджете Фатежа лишь в 2021 году. Но суд посчитал, что отсутствие в казне средств не может быть оправданием.
3 августа 2020 года суд признал требования жителей чётной стороны ул. Молодёжной обоснованными и частично удовлетворил их. Бездействие администрации Фатежа признали незаконным и обязали мэрию организовать разработку проекта санитарно-защитной зоны, принять решение о запрете всех видов захоронений до установления границы СЗЗ кладбища – на расстоянии не менее 100 метров от ближних стен жилых домов.
Администрация не согласилась с таким решением. 24 ноября 2020 года Курский областной суд в апелляционном определении оставил решение первой инстанции без изменений. Чиновники подали кассацию.
А в субботу, 22 мая, на кладбище привезли очередного покойника. Могилу выкопали на территории старого родового захоронения, которое находилось меньше чем в 100 метрах от стены дома.
– Пришлось обратиться в полицию, приехали сотрудники. Мы предоставили заведующему кладбища два постановления суда, – рассказывает Геннадий Шевляков.
Со слов жителей, полицейские не разрешили хоронить покойника в родовой могиле. Место нашли на другой стороне кладбища.
26 мая 2021 года Саратовский кассационный суд оставил жалобу администрации г. Фатежа без удовлетворения. А в субботу 5 июня рядом с огородами снова начали выкапывать могилу. Опять вызвали полицейских, которые, со слов жителей, остановили похороны возле участков жителей.
– У них нет никаких правовых документов на захоронение. Было три законных решения суда: от 3 августа 2020 года, от 24 ноября 2020 года, от 26 мая 2021 года. Чиновники сталкивают нас лбами с родственниками умерших. У судебных приставов лежит 14 исполнительных листов. Но до сих пор, до сегодняшнего дня продолжаются все эти захоронения, – жалуется Серебрякова.
Финансовые трудности
«Курские известия» встретились с главой администрации Фатежа Евгением Лобовым, чтобы узнать его позицию. Он рассказал, что жители Молодёжной обратились к нему в 2019 году с письменной просьбой прекратить захоронения на этом кладбище.
– Мы приняли это к сведению и заказали в «Экоцентре» проект санитарно-охранной зоны. Данный процесс в 2020 году в связи с пандемией затянулся. Не работали определённые службы. Мы получали письма о том, что процесс затягивается. Но тем не менее в ноябре мы получили заключение от санэпидемиологической службы за подписью Олега Климушина – главного санитарного врача о том, что кладбище данной четвёртой категории не имеет 100-метровой зоны и как таковое не должно иметь санитарно-охранной зоны, – пояснил Евгений Лобов.
Глава говорит, что не понимает, почему суд апелляционной инстанции не принял это во внимание. Отметим, что заключение экспертизы появилось после решения суда первой инстанции, а апелляционные суды не учитывают новые доказательства по делу.
– Буквально 2 недели назад у нас случился инцидент. Привезли человека из Курска, захоронить в родовую могилу, и не получилось это сделать. Жители препятствовали. Могила эта была засыпана. Люди ещё лояльно как-то отнеслись и нашли мы место, не скандалили, ни в коем случае. Это был субботний день. Захоронили человека в другом месте. На кладбище есть какие-то ещё участки. Хотя кладбище переполнено. Большую роль, мягко говоря, негативную, сыграли здесь и судебные приставы, – говорит Лобов.
На экспертизу по определению санитарно-охранной зоны было потрачено более 250 тысяч рублей из местного бюджета. Предшествующая этому исследованию экспертиза почвы и воздуха не показала превышения допустимых значений. Жители считают, что это из-за того, что пробы брали не в июле 2019 года, как они просили, а в ноябре, когда прохладно и нет резкого запаха.
Мэр отмечает, что в решении суда есть пункт: «до определения санитарно-охранной зоны 100-метровой прекратить захоронения». Однако он уверен, что в данном месте её быть не должно. Евгений Лобов считает законным захоронение в старых родовых могилах (в решении суда чётко прописано, что запрещены все виды захоронений). Мэр также напомнил людям, что в 1996 году они оформили во временное пользование по 3 метра.
– Это было сделано законно, безусловно. Но тем не менее, санитарная зона пришла к кладбищу, но не кладбище пришло к людям, – говорит Лобов.
Глава Фатежа уверяет, что заинтересован в решении вопроса с местными жителями. По его мнению, может помочь новый забор.
– Мы на сегодняшний день ведём дозахоронения на законном участке, принадлежащем администрации г. Фатежа. Новых захоронений мы, безусловно, делать не будем. У нас не всегда как-то складывается диалог с местным жителями. Всё переходит на скандальную манеру общения. Готовы пообщаться. Одни люди говорят, что забор они приветствуют. Другие люди говорят, что забор будет кидать тень на огороды. Мы не находим пока общего знаменателя, – признаётся глава Фатежа.
Он отмечает, что надзорные органы считают все его действия законными. И добавляет, что городу нужно новое кладбище, но открыть его не так просто.
– Есть участок более 2,2 га. Находится он на территории Миленинского сельсовета. Чтобы получить его в пользование, нам необходимо провести территориальное зонирование. Это десятки, даже сотни тысяч рублей. Мы со своим гордым статусом города не войдём ни в одну федеральную государственную программу по увековечиванию. Потому что данными видами (деятельности) имеет возможность заниматься районная администрация, – рассказал Евгений Лобов.
По словам мэра, проект нового кладбища 2012-2013 года предусматривал более 8 млн. рублей вложений. Деньги нужны на создание дорог, живой или закрытой изгороди, освещения, водоснабжения и технических помещений для персонала. По словам Лобова, за 4 года он предлагал двум инвесторам этот проект.
– Интерес как таковой определённый имеется, но есть бреши в законодательной части. Мы писали в областную Думу с просьбой упростить данную процедуру, потому что это не только наша проблема, но и многих муниципалитетов, – считает Евгений Лобов.
Пока же при входе на кладбище разместили постановление от 20 января 2021 года об исполнении решения Фатежского районного суда. В документе за подписью Лобова написано, что санитарно-защитная зона для рассматриваемого объекта не устанавливается.
«Обидно за маму»
Жительница Молодёжной Галина Серебрякова рассказывает, что 7 июня вышла на огород и не смогла работать из-за тошноты от жуткого запаха. Её муж давно болеет, и ему, как никогда, требуется свежий воздух, но в собственном дворе этого не найти.
– Мы и сами предлагали установить забор в качестве мирового соглашения в суде. Но власти отказываются. А сейчас тут ни обвалов нет, деревья все спилили. Люди с могил несут мусор к нашему забору. Тут и цветы искусственные, и плиты надгробные, – говорит женщина.
По другую сторону баррикад – люди, которым нужно похоронить родственников. В их числе оказался Александр Долгих – сын труженицы тыла, ветерана труда, которую должны были захоронить на Фатежском кладбище 6 июня. Могилу он решил выкопать заранее, 5 июня.
– Там уже похоронен отец. Возле него было место для мамы. Я заплатил за выкапывание могилы 7 тысяч рублей, и мне смотритель пообещал, что можно будет там похоронить. Хотя добавил, что до огородов там метров 50 и жители могут возмутиться. И вот звонят мне вечером и просят подъехать. Приезжаю, а там куча народа и частично выкопана могила. Жители стали мне объяснять, что здесь хоронить нельзя. Я бы мог, конечно, стоять на своём, но не захотел. На их месте я тоже стоял бы до последнего. Но они мне помогли. Они нашли мне место в 70 метрах от этой могилы. Сами принесли косу и скосили бурьян. Хотя там много работы было. А мне пришлось ещё 2 тысячи доплатить, чтобы маму пронесли к этому месту. Из чиновников и сотрудников кладбища никто передо мной не извинился. Ведь все знали же. Обидно за маму. Она у меня была достойным человеком, а похоронить с отцом её не смог, – рассказал Александр Долгих.
Вопрос с СЗЗ настолько сложный, что в нём не могут разобраться даже судебные приставы. Можно хоронить или нельзя, точного ответа никто не даёт.
В пресс-службе УФССП по Курской области рассказали, что у них находится несколько исполнительных производств об обязании администрации г. Фатежа организовать разработку проекта СЗЗ общественного кладбища, а также принять решение о запрете всех видов захоронений на территории кладбища до установления границы СЗЗ на расстоянии менее 100 метров от ближайших стен жилых домов, расположенных за пределами земельного участка, а после установления границы СЗЗ в пределах указанной СЗЗ.
– Неоднократно в адрес главы администрации направлялись постановления о возбуждении исполнительных производств, а также требования об исполнении судебного решения. В рамках их исполнения было предоставлено экспертное заключение, согласно которому, ввиду отсутствия химического и физического воздействия на атмосферный воздух и источников биологического воздействия на атмосферный воздух, санитарно-защитная зона устанавливаться не должна. В связи с этим судебным приставом-исполнителем было направлено заявление в суд о разъяснении способа и порядка исполнения судебного решения, – ответили в пресс-службе УФССП по Курской области.
Алёна Мартынова
Курские известия, 09:29, 17.06.2021