22 ноября 2024, 03:09
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Директор Центра исследования региональной экономики Юрий Корчагин: Инвестиции в экономику и в человеческий капитал Воронежской области и перспективы развития региона

27.04.2010 13:43
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Недавно воронежский губернатор Алексей Гордеев заявил, что в 2010 году область выйдет на уровень 100 млрд рублей инвестиций.

Воронеж. 27.04.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Недавно воронежский губернатор Алексей Гордеев заявил, что в 2010 году область выйдет на уровень 100 млрд рублей инвестиций. Много это или мало? Каковы источники и качество этих инвестиций? Куда они направляются? И повысят ли они качество жизни воронежцев – основную прописную цель и задачу всех документов развития области и России?

Сразу определимся с приоритетным видом инвестиций для развития и эффективного использования высоких технологий экономики любого технологического уклада, общества и государственности на базе мирового опыта и достижений экономической науки. Это инвестиции в человеческий капитал (ЧК) – в воспитание, образование, включая профессиональное и специальное, в науку, в личную безопасность, в качество жизни, в инновации. Логика и наука тут достаточно простые – только страны профессионалов и трудоголиков, а не дилетантов, способны создавать эффективную экономику.

В передовых странах по научно-техническому развитию (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония и др.), уже сравнительно давно сформировавших постиндустриальную экономику и приступивших к созданию экономики знаний, основной поток инвестиций направлен на развитие, рост стоимости и качества человеческого капитала. В этих странах человеческий капитал уже в конце ХХ века составил, по оценкам экспертов Всемирного банка, около 80% национального богатства, включающего в их расчетах человеческий, физический и природный капиталы. Соответственно, инвестиции в ЧК в США в 1990 году примерно втрое превышали производственные инвестиции. В России, по этим же оценкам, национальный ЧК (30 трлн долларов) составлял в то время 50% национального богатства и был примерно равен природному капиталу (24 трлн долларов).

Замещение в составе национального богатства физического капитала человеческим капиталом в его стоимостной оценке - основная тенденция постиндустриальных обществ и экономик. В России же доля ЧК за последние 20 лет в национальном богатстве быстро падала. Причина этого падения проста – резкое снижение инвестиций в ЧК и долгосрочный полисистемный кризис в стране.

В индустриальной экономике с низкой производительностью труда и устаревшими основными фондами (ОФ), к которой относится экономика Воронежской области (свыше 90% - 3-й - 4-й технологические уклады экономики с износом ОФ свыше 47%), большая часть инвестиций направляется в производственный сектор экономики, сферу услуг и торговлю, а не в развитие ЧК. Так, в Воронежской области средняя производительность труда, рассчитанная по ВРП, в три раза ниже среднероссийской и в 10,3 раза меньше, чем в США. Соответственно, область является дотационной – больше трети консолидированного бюджета составляют трансферты из федерального бюджета. Поэтому в муниципальных образованиях области систематически недофинансируются статьи «образование» и «здравоохранение» расходов бюджетов. В том числе и в Воронеже.
Воронежская область не в состоянии в достаточных объемах финансировать человеческий капитал. И он продолжает деградировать. Доля расходов на образование из консолидированного бюджета области (КБ) снизилась с 24,1% в 2004 году до 22% в 2008 году и 21,9% в 2009 году. Совсем плохо в Воронежской области обстоит дело с инвестициями в здоровье людей, т.е. в здравоохранение. Расходы на него из консолидированного бюджета снизились с 22,7% в 2004 году до 16% в 2008 году и 13,8% в 2009 году. На культуру расходы снизились с 3,7% в 2006 году до 2,6% в 2009 году.

Ситуация эта общая по стране. У регионов во время реформы межбюджетных отношений 2000–2002 годов изъяли в федеральный бюджет хорошо собираемые налоги (прежде всего НДС), а оставили частично налог на прибыль. А прибыль организаций обвалилась в период кризиса. В результате регионы не добрали около 900 млрд рублей (из федерального бюджета потери компенсировали лишь частично). И были вынуждены сокращать статьи расходов на образование, здравоохранение, культуру, ЖКХ. Но тенденция эта была и до кризиса.

Продолжается бюджетный голод Воронежа после сокращения примерно вдвое его доли налогов (с его территории) в 2001-2004 гг. В результате отношение бюджета Воронежа (в процентах) к бюджету области упало со 103% в 2000 году (бюджеты были примерно равны) до 26-28% в 2007-09 гг. А доля Воронежа в консолидированном бюджете области (см. таблицу) снизилась с 25,5% в 2004 году до 17% в 2009 году.

В то же время Воронеж – это более половины экономики области – 71,3% ее основных фондов, 55% работников, 65% оборота торговли, 80% строительства, 60% инвестиций в основной капитал (2008 год). И культурный, образовательный, научный, финансовый и инновационный центр региона.


Большую часть налогов Воронежа в результате бюджетных псевдореформ изъяли в федеральный бюджет и частично вернули обратно уже в бюджет области, а оттуда поступают крохи. Поэтому и в кладези интеллекта области ситуация с финансированием воронежского человеческого капитала еще хуже, чем в регионе. Там добавилось средств за счет Воронежа, а в городе кардинально убавилось. Поэтому ежегодно статьи расходов на статьи «образование», «здравоохранение», «культура» отставали в своем росте и финансировались по остаточному принципу. И только в период кризиса (2009-2010 гг.) с приходом нового губернатора их доли в расходах городского бюджета выросли (см. таблицу). Но сам бюджет Воронежа продолжает «усыхать» и, соответственно, инвестиции в городской человеческий капитал продолжают топтаться на месте в абсолютном исчислении с учетом инфляции.

Существенных положительных сдвигов с бюджетом Воронежа пока не произошло (см. табл.). Расходы бюджета 2010 года (план) примерно такие же, как в 2008 году. Но в реальном исчислении они ниже примерно на 20% из-за высокой инфляции в городе. Переданные из области Воронежу налог на прибыль (5% налога) и транспортный налог - неэффективны, их собираемость и доли низки. Воронежу нужна более высокая доля эффективного налога на доходы физических лиц. И доли налога на имущества юрлиц и НДС.
Такова цена «социально ориентированной» политики правительства РФ, которая тяжко аукнулась в регионах и особенно - в крупнейших городах.

В 2006 году в РФ на статьи «здравоохранение» и «образование» из консолидированного бюджета РФ было направлено 24,9% от всех расходов. Для сравнения: в США – 37,9%; в Канаде - 34%; в Австралии - 32,1%; в Германии - 22,5%. На социальную защиту в РФ было направлено 26%. Для сравнения: Франция – 42,1%; Канада – 30%; Австралия - 27,5%. При этом бюджет США более чем в 5 раз на душу населения превосходит бюджет РФ. Т.е. США на здоровье и образование своих граждан тратит примерно в 8 раз больше средств (на душу населения). Примерно такое же соотношение с другими развитыми странами.

В Воронежской области, поскольку область дотационная, инвестиции на душу населения в ЧК, как и в экономику, ниже среднероссийских. А в Воронеже – ниже, чем в других крупных городах России. Из соседей ниже, чем у Липецка и Белгорода, и выше, нежели в Курске и Тамбове. Подчеркнем, что плановые инвестиции и расходы на образование и здравоохранение в Воронеже из года в год не выполняются. К сожалению, эти статьи расходов бюджетов МО не защищены. В итоге Воронеж и Воронежская область уже отстают в развитии ЧК от других крупных городов.

Инвестиции для экономики - что деньги для человека. Есть они - будешь жить, нет – будешь выживать. Недаром между регионами развернулась ожесточенная борьба (или на языке экономики - конкуренция) за привлечение инвестиций.

В Воронежской области структура инвестиций в основной капитал в 2008 году была следующей: транспорт и связь – 27%; обрабатывающая промышленность – 17,6%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 13,7%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 13,3%; с/х, охота и лесное хозяйство – 12,1%; здравоохранение и предоставление социальных услуг – 4,8%; образование – 3,1%; госуправление – 1,9%; торговля – 1,9%; финансовая деятельность – 1,6%; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 1,3%; строительство – 0,9%. Инвестиции в каждый из остальных видов деятельности незначительны и меньше процента.

Инвестиции на душу населения в Воронежской области в 2008 году составили 40,5 тыс. рублей (47-е место). Совокупные инвестиции в основной капитал составили 92,15 млрд рублей. В кризисном 2009 году приток инвестиций в ОФ экономики региона по объективным причинам снизился и составил 37,8 тыс. рублей.

Стоимость основных фондов Воронежской области составляла 674,7 млрд рублей на конец 2008 года (29-е место в РФ). ВРП области в 2008 году - 289,3 млрд рублей, норма накопления инвестиций составила 32% (отношение инвестиций к ВРП). Она существенно выше средней по России (22,1%, в 2008 году, 20% в 2009 году). Соответственно прирост ВРП за 2008 год составил 8% (в 2007 году – 12,9%). Однако инвестиции, приходящиеся на душу населения, были (и остаются) очень низкими - только 47-е место среди субъектов РФ в 2008 году. Причем если изъять прямые государственные инвестиции в НВАЭС-2 (тут заслуг у области нет – это федеральные госинвестиции: 21 млрд рублей в 2008 году, 30 млрд рублей в 2009 году), то норма накопления инвестиций снизится до 25%, что недостаточно для опережающего развития экономики области.

Амбициозные задачи выхода области за 5 лет в число 30 регионов, лидирующих по ВРП на душу населения, а затем еще за пять в число первых 15 субъектов РФ требуют опережающего роста производительности труда, ежегодного роста объемов инвестиций и увеличения общего масштаба выпуска продукции.

В Воронежской области производительность труда ниже средней по России в 3 раза. Причины этого - высокий износ основных фондов, оборудования и технологий, низкий профессионализм и недобросовестность работников, низкий профессионализм менеджмента и управленческой элиты, низкие абсолютные инвестиции и инвестиционная привлекательность области, низкое качество регионального человеческого капитала, низкий уровень экономической свободы и конкуренции в их международном определении. И, напротив, - высокие коррупция, экономическая и общая преступность, клановость, нерыночная ментальность, включая правовой нигилизм и патернализм. Как следствие - низкое качество жизни в регионе и Воронеже.

Рост производительности труда можно в первую очередь обеспечить за счет модернизации основных фондов экономики области, промышленности, повышения эффективности менеджмента и качества трудовых ресурсов.

Задачи эти за несколько лет решить сложно. Производства в основном находятся в частной собственности, и для их модернизации нужна солидная мотивация, которая отсутствует. Государственные и муниципальные предприятия (МУПы) пока служат примерами бесхозяйственности и неэффективности управления.

Второй фактор роста ВРП – рост инвестиций в экономику области. Для этого необходимо кардинальное повышение инвестиционной привлекательности региона и улучшения предпринимательского климата. В том числе через определенные преференции для инвесторов в сравнении с конкурентами.

Инвестиционная привлекательность региона определяется инвестиционными потенциалом и риском. И слабость Воронежской области состоит как раз в ключевых частных потенциалах и рисках. Ранг (место среди субъектов РФ, «Эксперт РА») производственного и финансового потенциалов - 34 (в 2008-09гг.), природно-ресурсного – 51, туристического – 45, потребительского – 24, инфраструктурного и институционального – 23, трудового – 20, инновационного – 14.

Высокий инновационный потенциал, если он соответствует действительности, пока не используется. А низкие экономический и финансовый потенциалы соответствуют высокому износу основных фондов области, низкому ВРП на душу населения, низкой производительности труда и высокой степени дотационности региона. По этой же причине у области высоки экономический (49-е место) и финансовый (48-е место) риски.

Основные проблемы роста и развития экономики Воронежской области связаны с пониженным качеством ее человеческого капитала. Модернизация экономики региона требует профессионалов более высокой квалификации, способных освоить современное оборудование, современные технологии, включая управленческие. В то же время опросы инвесторов, проведенные агентством «Эксперт РА», показали, что главными проблемами инвесторы считают низкую квалификацию трудовых ресурсов и высокий уровень коррупции и преступности в регионах.

Исходные позиции для экономического рывка наверх у Воронежской области весьма незавидны: 52-е место по ВРП в 2008 году, 47-е - по инвестициям, 61-е - по сборам налогов, 57-е - по обороту торговли (все цифры на душу населения). А высокий ранг по инновационному потенциалу (14-е место) греет лишь амбиции, но не карманы и желудки жителей области. Для того чтобы войти в число 30 регионов-лидеров по ВРП на душу населения, необходимо как минимум удвоить ВРП за сравнительно короткие сроки. Причем опередить в темпах прироста ВРП конкурентов, которые не собираются стоять в своем развитии на месте.

Кардинально улучшили статистику области за провальный для страны кризисный 2009 год государственные инвестиции в НВАЭС-2 - около 30 млрд рублей из общего объема. Государственные инвестиции составили в 2009 году 41,2%, в том числе из федерального бюджета – 34,5% от общего объема инвестиций в область.

Строительство новых блоков НВАЭС-2 и их ввод в действие могут создать иллюзии сравнительно стабильного экономического роста региона вплоть до 2013 года. Однако снижение инвестиций в 2009 году на 40% в базовую обрабатывающую промышленность, на 50% в здравоохранение, на 36% в образование показывают иллюзорность благополучия общих цифр по инвестициям в экономику области.

Рост инвестиций в физический капитал является необходимым, но не достаточным условием для роста ВРП и повышения качества жизни. Достаточными условиями для создания эффективной экономики 4-го, 5-го или 6-го укладов являются высокое качество человеческого капитала, высокие и стабильные инвестиции в него и их эффективность, высокое качество жизни и рыночные конкурентные отношения в экономике и других сферах жизни.

Экстенсивные факторы развития исчерпали себя, свободных трудовых ресурсов в регионе и стране нет. А все существующие интенсивные факторы развития (образование, наука, модернизация, инновации, высокие технологии и др.) упираются в пониженное качество человеческого капитала – главного интенсивного фактора развития современной экономики. Деньги ищут высокого уровня профессионалов, а производства (физический капитал) целиком или частями в глобальной экономике купить нетрудно.

Отсюда и вытекают главные выводы. Основные причины кризиса и неэффективности экономики Воронежской области следующие: деградация человеческого капитала и нулевые усилия по его развитию и модернизации, высокий износ основных фондов, низкая производительность труда, высокая преступность и низкая личная безопасность. И конечно, низкое качество жизни в Воронеже и в области. Ее и надобно улучшать в первую очередь для себя и для инвесторов. И повышать для них инвестиционную привлекательность Воронежа и области, снижая риски и повышая потенциалы.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0