Воронеж. 03.09.2021. ABIREG.RU – Аналитика – 2 сентября на базе Воронежского государственного университета во главе с ректором вуза Дмитрием Ендовицким прошло совместное заседание общественных советов управления Федеральной налоговой службы (ФНС) и главного управления Министерства внутренних дел (МВД) по региону. В ходе встречи ведомства поделились особенностями взаимодействия с должниками в Воронежской области и рассказали о работе единого Долгового центра. Не упустил возможность выступить и местный девелопер Евгений Хамин.
Открыл совместное заседание глава воронежского управления ФНС Николай Приставка. «МВД – это наш стратегический партнер и старший товарищ. Без него нам было бы сложно выполнять стоящие перед нами задачи. Поэтому сегодняшнее наше мероприятие повысит уровень коммуникации и, я бы сказал, степень доверия между двумя ведомствами. В прошлом году завершилась реорганизация налоговых органов в Воронежской области. Из 16 [межрайонных инспекций] осталось всего восемь. При этом был создан единый Долговой центр (межрайонная инспекция МИФНС № 15 – прим. ред.). А также существует регистрационный центр, который занимается регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», – рассказал господин Приставка.
Далее начальник межрайонной инспекции МИФНС России № 15 по региону Владимир Баранов рассказал о том, как Долговой центр работал с недобросовестными налогоплательщиками в прошлом году. «Мы перебороли негативный тренд роста задолженности, который сформировался в 2020 году. На 1 июля совокупная задолженность снижена на 0,5%, уровень платежной дисциплины за второй квартал 2021 года уже повысился на 2,3%. Всего с начала года урегулировано задолженности около 22 млрд рублей. В том числе непосредственно поступило в бюджет за счет погашения задолженностей – 16 млрд рублей (14% от общего объема администрируемых доходов)», – рассказал господин Баранов.
Стоит отметить, что показатель DTI (соотношение объема задолженности к объему поступлений), по словам Владимира Баранова, является одним из самых низких по стране. DTI по состоянию на 1 июля текущего года составил 4,3%. Это в два раза ниже общероссийского показателя, который достигает 9,1%. Однако, как рассказал господин Баранов, долги налогоплательщиков региона остаются высокими. Так, на 1 июля 2021 года объем задолженности составляет 9,6 млрд рублей, 4,6 млрд рублей из этой суммы – перед бюджетом области.
О том, как с проблемными компаниями работают воронежские силовики, рассказал начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции главка МВД полковник полиции Руслан Володин. «В 2021 году по совместным материалам проверок было возбуждено 37 уголовных дел налоговой направленности. Полиция провела с ФНС 23 совместные проверки и передала фискальному ведомству [информацию о 95] возможных финансовых махинациях. При этом до конца текущего года планируется возместить в общей сложности более 1 млрд рублей. В 2020 году выплатили 600 млн рублей», – сообщил господин Володин.
Также господин Володин рассказал, что увеличение бюджетного финансирования инфраструктурных проектов в Воронежской области в этом году привело к «росту криминогенной обстановки» в сфере бизнеса, который осваивает деньги по госконтрактам. «Работа правоохранительного блока в связи с этим строилась на недопущении преступлений в бюджетном секторе. Отдельные компании начали необоснованно накапливать долги, прикрываясь экономическим кризисом», – констатировал господин Володин.
Помимо этого, начальник управления экономбезопасности назвал самые распространенные «серые схемы», которые воронежские компании используют для оптимизации налогообложения. «Это выдача денег на зарплату физлицам, не являющимся сотрудниками, и использование счетов подконтрольных организаций», – пояснил господин Володин.
Еще одной из распространенных «серых схем» является создание «фирм-однодневок», которые обычно регистрируются на представителей социально незащищенных слоев. В 2021 году главным управлением было возбуждено 143 уголовных дела по фактам незаконного образования юридических лиц (образование «фирм-однодневок»). Из них практически 70% были возбуждены по материалам, поступившим из ФНС. За весь прошлый год было возбуждено 139 таких дел.
«Это в целом прогнозирует рост выявленных фактов более чем на 20%. Хочется сказать компаниям с финансовыми сложностями – без нашего вмешательства вы еще быстрее перейдете в критическую стадию и обанкротитесь. За создание таких фирм нужно привлекать к ответственности не только их создателей, но и бизнесменов, которые пользуются их услугами», – пояснил господин Володин.
Стоит отметить, что из всех присутствующих бизнесменов на заседании обратил внимание на несправедливость лишь воронежский девелопер Евгений Хамин. Он в отличие от других бизнесменов, которые выдвигали предложения и давали советы по улучшению работы с налогоплательщиками, рассказал о реальной ситуации, с которой столкнулся. Господин Хамин посетовал на то, что преследование компаний, которые после пандемии оказались в кризисе и не нашли денег на налоги, является неразумным.
«Есть возможности, которые предоставляет налоговое право, законодательство, позволяющие оптимизировать или уменьшать те налоговые обязательства, от которых уходит часть бизнеса. Что мотивирует это делать? Первое – экономическая ситуация. Предприниматель понимает, что если сейчас он заплатит все налоги, то его бизнеса и рабочих мест просто не будет. Этого невозможно избежать. А есть другая история, когда предприниматель работает относительно успешно и использует схемы не для того, чтобы выжить, а для того, чтобы заработать больше. Экономическая эффективность сфер деятельности диаметрально разная, а налогообложение одинаково. Баланс между тем и этим очень сложный. Государство, общество и правоохранительные и налоговые органы не должно интересовать по каким причинам это все происходит. Нужно сделать модель налогообложения более эффективной и более мотивированной, справедливой», – высказался господин Хамин.
Девелопер также описал ситуацию на примере собственного бизнеса. Господин Хамин и основатель мебельного холдинга «Ангстрем» Геннадий Чернушкин в 2020 и 2021 годах были вынуждены брать кредиты, чтобы заплатить налоги. По его словам, в первой половине 2020-го они от плательщиков получили НДС, а в марте-мае пришлось эти же деньги потратить на зарплаты. «Потом налоговая приходит, просит заплатить НДС, а в кассе денег нет. В итоге вот уже четыре квартала кассовые разрывы покрываем кредитами. Бизнеса становится все меньше, меньше коров, которых можно доить», – пояснил господин Хамин.
Бизнесмен уверен, что сегодня в обществе еще не организован процесс создания эффективной системы налогообложения. «Это вопрос о том, как строится налоговое законодательство в стране, с обратной связью от бизнеса или без нее. Быстро перейти на «честную» модель практически невозможно с учетом периодических кризисов и несовершенства налогового законодательства. Но переходить надо, потому что те, кто честно платят, находятся в разных конкурентных условиях с «уклонистами». Вы стали жестче, стали правильнее, вас не интересует история проблем компании, как это у нее происходит», – завершил речь господин Хамин обращением к представителям ФНС и МВД.
В свою очередь Николай Приставка ответил на выступление господина Хамина. «Кассовый разрыв есть. Нужны диалог и гибкость. Фискальная составляющая не должна доминировать. Но при этом плательщик к нам тоже должен сам прийти. Не после того, как мы его банкротить начинаем, а до этого. Нужно же всё выяснять. Раньше не было хорошего диалога с бизнесом в Воронежской области, но сейчас мы его стараемся налаживать», – пояснил господин Приставка.