Воронеж. 06.09.2021. ABIREG.RU – Эксклюзив – В 2018 году постановлением правительства Павловск получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Как спустя три года развивается новая производственная площадка и район в целом, есть ли будущее у экотуризма и в чем ошибки мусорной реформы, «Абирегу» рассказал глава Павловского района Максим Янцов.
– Давайте начнем с территории опережающего социально-экономического развития «Павловск». Расскажите о стадии развития и ключевых игроках.
– На сегодняшний день у нас стадия активного инвестирования. Готовятся к запуску крупнейшие предприятия. Основной, якорный инвестор – компания «Агроэко Юг» с мясоперерабатывающим заводом. В сентябре начнется пусконаладка производственной линии, рассчитываем, что до конца года запустится. При выходе на проектную мощность на предприятии будет свыше 2 тыс. [рабочих мест], сейчас в штате 200 человек, все они − жители Павловского района. Это самый крупный проект ТОСЭР, объем инвестиций составил более 13 млрд рублей. Вторым резидентом была местная компания «Сладуника», которая выращивает ягоды − малину, чернику, клубнику. Еще один резидент − компания «Лидеа», бывшая «Евралис» − французское предприятие по производству семян. Они работают в тестовом режиме, и с октября уже должны выйти на промышленный объем, то есть это 750 тыс. условных посевных единиц. Предприятие производит семена кукурузы и подсолнечника по европейской технологии. ООО «Лада» – малое предприятие, производитель круп. В этом году статус резидента получила компания «Маринель», которая планирует производство продукции из рыбы и морепродуктов. Ранее в районе присутствовали компании «Рыбный двор» и «Фосфорель», обе занимаются торговлей рыбой, и сейчас, в ближайшие год-два, на базе павловской площадки собираются производить рыбные консервы, пресервы, а также копченую рыбу. Объем инвестиций в проект составит около 200 млн рублей.
– Новые резиденты легко заходят?
– Сейчас легко не бывает. Все регионы и муниципальные образования понимают, что инвесторы – это новые рабочие места, налоговые поступления и возможность развития для территории. Конкуренция за резидентов высокая. Все пытаются предложить выгодные условия для размещения новых предприятий. Есть Масловский индустриальный парк, ОЭЗ «Центр», Липецкая особая экономическая зона, ТОСЭР «Павловск». А инвестор уже выбирает наиболее удобную и выгодную для него локацию. К тому же общая ситуация в стране и мире оказывает влияние на инвестиционную активность. Например, когда началась пандемия, у инвесторов не было уверенности в реализации своих проектов. Даже те, кто уже находился на стадии реализации проекта, получили полугодовую, а где-то и более задержку за счет того, что иностранные специалисты не могли приехать и осуществить пусконаладку импортного оборудования. К тому же, в соответствии с Постановлением правительства о нашей ТОСЭР, максимальный объем льгот могли получить предприятия, которые заявятся в течение трех лет. Получается, что в марте 2021 года этот срок уже истек.
– То есть льгот больше нет?
– Основная привилегия, которая предусмотрена для резидентов, предполагала льготы по платежам в соцстрах, то есть начисления в фонд оплаты труда − получается почти 20% экономии. Но лишь тем, кто заявится в течение трех лет. Сейчас на федеральном уровне рассматривается возможность продления этого срока за счет того, что 2020 год, по сути, выпал из многих бизнес-планов.
– У вас собиралась строить складские помещения компания Wildberries...
– Wildberries рассматривают такую возможность. Речь идет о крупном логистическом центре с 2 тыс. сотрудников. Сейчас они (и не только) ждут, будет ли решение о продлении льготных условий. От него зависит дальнейшее развитие ТОСЭР. Кроме того, каждый инвестор, который приходит на территорию, рассматривает возможность обеспечить себя необходимыми ресурсами, будь то электроэнергия или рабочая сила. Когда тема ТОСЭР только начиналась, мы понимали, что нам необходимо как развитие производственной инфраструктуры, так и привлечение трудовых ресурсов в район.
К примеру, «Агроэко» решило свои вопросы с коммуникациями с помощью Фонда развития моногородов: построены за счет средств федерального и областного бюджетов канализационный коллектор, дороги, газопоршневая энергоустановка. Району необходимо привлечь дополнительные трудовые ресурсы, но есть проблема дефицита жилья и соответствующей социальной инфраструктуры. Поэтому мы и заявились в программу комплексного развития сельских территорий. Сама производственная площадка находится де-юре на территории городского поселения, поэтому попадает под действие всех привилегий территории опережающего социально-экономического развития. А вокруг этой площадки находится Елизаветовское сельское поселение − это и дало нам возможность войти в данную программу. Что нам это дало в социальном плане? «Агроэко» на своем участке построило общежитие, где будут селиться работники предприятия.
Плюс ко всему они спроектировали первый пятиэтажный дом на 75 квартир. По заключению госэкспертизы строительство одного дома обойдется в 170 млн рублей и будет профинансировано за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, районного бюджета и инвестора. И жилье в этих квартирах будет предоставляться по условиям социального найма сотрудникам предприятия. Это первый дом, впоследствии планируется строительство дополнительного жилья. И так как застраивается уже квартал, мы подразумеваем создание необходимой инфраструктуры: проектируем детский сад, физкультурно-оздоровительный комплекс, проводим коммуникации.
– Раньше у вас было градообразующее предприятие − «Павловскгранит». Сейчас район получает от него налоговые отчисления?
– Существует система налогообложения, согласно которой от предприятий, действующих на нашей территории, мы получаем частично НДФЛ и плату за землю – либо [арендную плату], либо земельный налог. После смены собственника на предприятии увеличился объем добычи щебня. Однако любой хозяйствующий субъект стремится сократить свои издержки, соответственно, снизить сумму своих отчислений. На предприятии снизилось количество работников за счет автоматизации производства. Так, с момента перехода из состояния «Павловскгранит» в «Павловск Неруд» численность персонала сократилась вдвое: там, где работали 3 тыс. человек, стали работать 1,4-1,5 тыс. Притом что зарплаты сохранились на прежнем уровне. Для нас, как для местного бюджета, это хуже. Для предприятия это лучше. Для бюджетов других уровней это тоже, наверное, лучше, потому что объем выпускаемой продукции увеличился по сравнению с тем, что было раньше, стоимость ее тоже выросла, соответственно, налог на прибыль, НДС и налог на добычу выросли.
– По стоимости их продукции отдельный вопрос. Многие дорожники даже жалуются, что они заламывают такие цены, что рентабельность строительства сильно снижается.
– Знаете, это уже бизнес-отношения и стратегия. В данной ситуации рынок всё равно сыграет свою роль. Будут ломить цены – будут снижать объемы реализуемой продукции. Будут снижать объемы реализуемой продукции – будут терять прибыль.
– А в целом как вы видите развитие района: в какой пропорции должен присутствовать каждый сектор экономики?
– Район у нас с точки зрения экономики достаточно сбалансирован и диверсифицирован. Кроме промышленного производства щебня развивается сельское хозяйство, причем и растениеводство, включая и семеноводство, и животноводство. Сейчас реализуется инвестиционный проект компании «Тихий Дон» по искусственному орошению в Казинском сельском поселении. Должно появиться 800 га орошаемых земель в ближайшей перспективе. Есть и переработка сельскохозяйственной продукции: это действующий МЭЗ компании «Павловскагропродукт», скоро появится мясобойня компании «Агроэко», работает комбикормовый завод «Экомикс».
Есть потенциал для развития туристической составляющей. Павловск − город, основанный Петром Первым, на территории города находятся более 40 памятников культурного наследия регионального и местного значения. Сейчас нам предстоит капитальный ремонт Пушкинской библиотеки, в этом году завершили восстановление колокольни Преображенского собора. Наша задача – сохранить историческую составляющую и сделать комфортным пребывание туристов. А это значит, что все туристические объекты, включая гостиницы, нужно приводить в соответствующее состояние. Город расположен достаточно удобно: проходящая трасса М4 позволяет рассмотреть множество вариантов с развитием экотуризма. Шипов лес, маршруты по Дону, сплавы по Битюгу и Осереди. К слову, на следующий год запланирована расчистка русла реки Осередь. Реализацией проекта займется областной департамент экологии.
– Я слышала, что у вас есть договоренности с москвичами как раз по развитию этого направления – экотуризма. Есть уже определенные соглашения?
– Приезжают многие организации, переговоры ведутся, но пандемия нас несколько притормозила в развитии этого направления. Тем не менее мы не остановились: ведутся работы по благоустройству города, ремонтируются социальные объекты, силами волонтеров и коммерческих организаций занялись расчисткой берега Дона. В этом году мы расчистили прибрежную зону в двух местах, в районе Александровки Донской и Желдаковки. Напомню, Павловск был заложен в 1709 году по указу Петра Первого, здесь строились корабли Азовской флотилии, мы входим в туристический проект «Петровское кольцо». В Павловском районе уже разработаны и успешно действуют несколько туристических маршрутов: «Павловск и окрестности», обзорные пешеходные маршруты «Архитектурные памятники города Павловска» и «Павловск православный», военно-патриотический маршрут «Мемориальный комплекс», водный маршрут «Путь к донским пещерам», выездные маршруты «Воронцовская слобода» и «Басовская трагедия».
– В СМИ освещался вопрос по подтоплению домов в месте обрушения берега Дона. Удалось решить эту проблему?
– Дома не подтоплялись. В проблемном месте у нас высокий берег Дона. Да, подмывался берег и был риск того, что произойдет обрушение высокой части берега, [в результате] часть домов могла быть разрушена. Основные этапы работ укрепления берега уже завершены, на следующий год планируется окончательное их завершение, берег оснащен укрепительными конструкциями.
– Тамбовское озеро удалось расчистить?
– Изначально проект саму расчистку озера не подразумевал, а лишь благоустройство территории. В прошлом году прошел конкурс, его выиграла липецкая подрядная организация, но, к сожалению, со своими обязательствами в рамках этого проекта она не справилась. Поэтому договор с нею был расторгнут. Заказчиком работ по благоустройству является городское поселение, они будут судиться с этим ненадежным исполнителем. К работе приступила новая подрядная организация, наша, павловская, компания. Надеюсь, проект по благоустройству Тамбовского озера будет завершен в ближайшее время.
– За время своего руководства районом вы смогли привлечь немало средств именно на социальную инфраструктуру, благоустройство, реконструкцию. Как вам это удалось?
– А какие были варианты? Тут надо оценивать реальное положение дел. Что же еще делать, если у нас школы, детские сады, сельские клубы, коммуникации за редким исключением не ремонтировались и не обновлялись с момента создания в 70-80-х годах прошлого века. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы постараться привести эти объекты в состояние, соответствующее современным нормативным требованиям.
– Региональные власти шли навстречу?
– Конечно, и мы благодарны за это нашему губернатору Александру Викторовичу Гусеву и областному правительству. Но мы же не только к региональным властям обращаемся. С 2018 года мы практически каждый год практикуем ремонты, в том числе по программе «50 на 50». Ведем диалог с бизнес-сообществом, нам выделяют часть необходимой суммы, мы добавляем остаток из областного и местного бюджетов. Раньше это не практиковалось. А когда ты начинаешь что-то делать и у тебя получается, проще аргументировать, почему теперь нужно еще больше средств.
– Другие районы не возмущаются, почему бюджетных вливаний в Павловск поступает больше, чем в некоторые другие муниципалитеты?
– По крайней мере, в разговорах со мной − нет. А кулуарно, может быть, кто-то и возмущается.
– Может, у вас просто экономическая отдача больше?
– Мы же работаем по привлечению инвесторов, тем самым показывая областному центру, что у нас есть нормальные перспективы развития, возможность изменения демографической ситуации, которая, как и в других районах, у нас далеко не самая лучшая. Если мы показываем перспективу и развиваемся, то тогда есть смысл вкладываться в район. Кроме того, удалось доказать на уровне правительства и заручиться поддержкой губернатора, что Павловск может быть точкой роста в региональном масштабе, и на основании этого получить дополнительное финансирование на капремонт школ, садиков, благоустройство территорий.
– Чья это заслуга, если откровенно говорить? Ведь район ожил при Алексее Гордееве.
– При Гордееве вся область ожила, и сейчас развитие продолжается. Безусловно, мы обращаемся за поддержкой к Алексею Васильевичу.
– До сих пор?
– Да.
– Помогает?
– Возьмем комплексное развитие сельской территории. На момент, когда принималось решение и делались первые шаги, он был вице-премьером, курирующим и сельское хозяйство. Алексей Васильевич всегда поддерживал развитие села: будучи и губернатором, и министром сельского хозяйства, и вице-премьером.
– Вы напрямую с ним общаетесь?
– Для него Воронежская область стала родной, поэтому есть возможность личного общения. Сейчас общаемся чаще, потому что он баллотируется по Павловскому избирательному округу.
– Вам в свое время прочили кресло регионального ДЭРа. Это всё слухи или вы осознанно решили остаться в районе?
– Мне всегда интересно, на основании чего люди делают такие выводы. При этом всё это достаточно серьезно мешает работе. В 2019 году уехал в отпуск – тут же пошли слухи, мол, он больше не вернется, уехал в правительстве работать. Меня уже тут провожали, наверное, раза четыре или пять.
– То есть это всё-таки были слухи?
– Слухи. У меня по этому поводу не было ни предложений, ни переговоров, ни, собственно, моего желания.
– Поясните ситуацию с ликвидацией местного телеканала «Дон.ТВ».
– Существует такое понятие, как верховенство закона. И в силу этого закона органы местного самоуправления могут обеспечивать информирование населения за счет печатных средств массовой информации. И у нас есть свои печатные органы – «Вести Придонья» и «Павловский вестник». А вот телевидение, согласно законодательству, мы содержать не можем. Что делают в этом случае другие муниципалитеты, которые хотят быть представлены на телевидении? Они объявляют конкурс на то, чтобы какая-либо телекомпания делала телевизионные сюжеты и транслировала их. Вот это мы можем, это допускается законодательством. Но еще вопрос, где найти такую телекомпанию? Речь в нашем случае идет о кабельном канале, который вещал дважды в неделю − сюжет выходил в субботу и повторялся в воскресенье. При этом охват аудитории небольшой. Я разговаривал по этому вопросу с главой телеканала «Губерния» Зоей Грязевой. По ее мнению, формат кабельного телевидения уже неинтересен, за ним нет будущего. Поэтому от телевидения мы отказались: с одной стороны, это оптимизация расходов, с другой − соблюдение законодательства.
– В районе большой разрыв между доходами и расходами бюджета?
– Разницы расходов и доходов у нас нет, потому что дефицит всегда перекрывается дотациями из центра. К примеру, идет ремонт тротуаров − он проводится в рамках областной программы комфортной городской среды. Мы только осуществляем софинансирование в той или иной степени. Но основная доля – это средства федерального и областного бюджетов.
– Какие, на ваш взгляд, основные болевые точки в районе?
– Надеемся в следующем году решить проблему освещения в районе. Ежегодно мы три-четыре поселения полностью переводим на уличное освещение с использованием энергосберегающих технологий в рамках программы энергоэффективности. Вторая острая проблема, которая, уверен, присутствует не только у нас, − состояние системы водоснабжения. Конечно, существует ряд проблем по обращению с ТКО.
– Знаю, что у вас были закрыты несанкционированные полигоны...
– Если полигон несанкционированный, то он по определению должен быть закрыт. На сегодняшний момент пока еще действует наш Павловский полигон. Я думаю, что в обозримом будущем он завершит свою работу. Мы сейчас ждем оценки его состояния со стороны Росприроднадзора, до какого момента он сможет функционировать.
– На ваш взгляд, почему у нас буксует мусорная реформа?
– Она в целом в стране тяжело идет. И тому есть множество причин, в том числе наш менталитет по обращению с отходами. К примеру, у японцев вообще более 10 наименований фракций мусора, и он сортируется еще дома, а у нас на контейнерную площадку выбрасывают старую мебель, строительный мусор и обрезанные ветки... Давайте определим, о чем мы конкретно говорим. Мы рассматриваем проблему реализации мусорной реформы или проблему обращения с мусором? Это разные вещи, две разные проблемы. Давайте смотреть, кто и за что отвечает, как распределяются расходы и доходы в этой сфере. Контейнерные площадки и наличие контейнеров – это зона ответственности бюджета поселений, у которых на это собственные средства отсутствуют. Ликвидация несанкционированных свалок, мест утилизации – это опять проблема сельских поселений. Соответственно, строительство полигонов, мусоросортировочных линий и всё остальное – это муниципальные районы и регион. И главный вопрос: где у них деньги на это? Можно расписать мусорную реформу, можно всё повесить на поселения, а потом сказать, что из-за них проблема с мусором не решается. Дальше мы определяем, кто виноват. Формально сейчас виноваты поселения, они не обеспечили контейнеры и площадки. Мы 15 площадок поставили. Один пластиковый контейнер стоит 18 тыс. рублей, а на площадке для раздельного сбора мусора их нужно минимум три штуки. Это уже 54 тыс. рублей, плюс сама контейнерная площадка. Мы подсчитали, что стоимость одной контейнерной площадки обходится в 200 тыс. рублей. А нам на весь район необходимо 5 тыс. контейнеров. Откуда такие деньги? Но дело даже не в этом. Вопрос: а что потом? Население-то рассортирует мусор в разные контейнеры, а его потом в одну общую кучу свалят? Готовы ли операторы вместо одного мусоровоза запускать три на маршрут? Готов ли бизнес при сегодняшнем уровне тарифов вкладываться в мусоросортировку и строительство новых полигонов или мусоросжигательных заводов?
– Ну да, мусороперерабатывающих заводов действительно мало...
– Я вижу ситуацию по-другому, хотя это и абсолютно не вписывается в сегодняшнюю реформу. Я считаю оптимальным, чтобы деньги от населения и юридических лиц получал мусороперерабатывающий кластер, который состоит из полигона и мусоросортировки. Там необходимы серьезные инвестиции, привязка к капитальным объектам, лицензиям. Опять же, контроль наладить легче. И вот они-то, получив деньги, платили бы транспортным компаниям, которые поставляют им ТБО. И тогда они будут заинтересованы поставить себе весы сразу же, чтобы поменьше платить перевозчикам, максимально использовать вторичное сырье, чтобы доходность свою повысить, а срок эксплуатации полигона увеличить. А транспортные компании будут заинтересованы этот мусор отвезти именно на полигон, потому что им там заплатят деньги. То есть не так, как сейчас, – жители заплатили, а ты потом дальше вези, куда хочешь, хоть в лесу выброси. А так ты деньги получишь только тогда, когда на мусороперерабатывающий завод привезешь. Вот и вся схема.
– Получается, сейчас у оператора нет заинтересованности?
– Дело в том, что деньги по тарифу он получит в любом случае. Я пойду, ведро в овражек выкину или поставлю мешок у дома, и у меня его заберет оператор. Я деньги заплачу, что в том случае, что в другом. И мне, по большому счету, лучше, чтобы у меня рядом с домом этой свалки не было, пусть оператор вывозит мусор. То есть я заинтересован, чтобы за мои деньги мусор вывезли и утилизировали надлежащим образом. А в чем заинтересован сейчас оператор? Он заинтересован в сокращении своих расходов, так как доходная часть у него сформирована тарифом. Значит, ему выгодно выезжать на маршрут не 3 раза в неделю, а один раз. Если на полигоне нет весовой (а такая ситуация не является уникальной) и он платит за утилизацию от объема, ему выгоднее спрессовать мусор по максимуму сверх установленного коэффициента, после чего сортировать его невозможно. Много есть вариантов «оптимизации» расходов. А есть еще возможность получить дополнительные доходы. Например, находят свалку, которая образовалась, условно говоря, 20 лет назад. Приезжают на место, фиксируют и пишут письмо главе сельского поселения: мол, вам в месячный срок эту свалку надо ликвидировать. По закону глава сельского поселения обязан в течение месяца эту свалку убрать. Если он не убирает в течение месяца, ООО «Вега», наш мусорный оператор, приезжает туда, сам начинает разрабатывать эту свалку, вывозить на полигон. Предъявляет счет главе сельского поселения и потом через суд трясет с него деньги. А у главы сельского поселения денег никогда на это нет и предусмотрено не было. Всё по закону, и дело благое сделали – свалку ликвидировали. Вопрос только, где поселению взять на это денег и кто проконтролирует, сколько того мусора оператор выкопал и вывез: одну тонну или 10, или 100. Я считаю, что в вопросе мусорной реформы мы находимся в начале пути. Нужно еще долго детально разбираться и настраивать механизмы обращения с отходами.