Воронеж. 12.10.2021. ABIREG.RU – Аналитика – 11 октября в Воронеже начала работу система пропуска по QR-кодам в фитнес-центры и бассейны, зоопарки и океанариумы, музеи, гостиницы, санатории, кафе и рестораны, кинотеатры, театры и цирки. Первыми тревогу забили представители ресторанной отрасли, так как работу заведений еще и ограничили по времени – до 21:00. В самом начале работы этой системы владелец ресторана «Гармошка» Николай Шалыгин и собственник воронежских Jigger house «Хлам» и крафтовой пельменной «Папин Сибиряк» Михаил Меркулов пообщались с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Воронежской области Павлом Ковалевым и обсудили сложившуюся ситуацию. Пока пришли к тому, что 13 октября состоится встреча бизнес-омбудсмена, восьми ключевых рестораторов и вице-губернатора Артема Верховцева.
Михаил Меркулов пояснил «Абирегу», что, по их мнению, в регионе из-за ковидных ограничений сложилась негативная ситуация, результатом которой может стать уничтожение отрасли. «У нас произошел некий нонсенс. Что не практиковалось в других региона, даже в мире, вводят у нас – вводят QR-коды и обязательную вакцинацию и параллельно ужесточают ограничения [по времени работы]. Если вакцина работает и защищает, все сотрудники привиты, а гости все с QR-кодами вакцинировавшихся или переболевших, то автоматически это должно становится свободной от ковида зоной. На практике, где такое вводилось, снимались другие ограничения. В Москве даже маски отменялись, разрешались танцы, караоке. А у нас получается, что ввели зоны свободные от ковид и еще ограничили время работы. Это нонсенс и перегиб, потому что это уничтожение ресторанного бизнеса. В долгосрочной перспективе ни один проект в городе не выживет», – рассказывает Михаил Меркулов.
По подсчетам бизнесмена и его коллег в первый день работы системы пропуска по QR– кодам отрасль показала падение в среднем на 78%. «Рестораны – это место атмосферное, куда приходят компаниями. Вчера столкнулись с такими моментами. Приходит компания из четырех человек, и у одного нет кода. Ушли все четверо. Сидим в пустых залах. С коллегами разговаривали, что в среднем падение по вчерашнему дню 78% по отрасли. Это катастрофа. Конечно, у кого-то есть возможность работать на вынос. Но опять же, когда в Москве вводили ограничения с QR-кодами, то тогда было лето и на верандах разрешили работать без кодов. И все сидели на верандах, за счет чего и выжили. Но самое главное, что Москва выделила по 1 млн рублей каждому предприятию общепита. И компенсировала коммунальные услуги за три месяца. У нас не о какой помощи речи не идет. Кроме, конечно, анонсированного «лицом в пол» и закрытия на 90 суток», – недоумевает бизнесмен.
Михаил Меркулов объясняет, что понимает сложную эпидобстановку и какие–то меры принимать нужно. Но при этом он не согласен с тем, что нужно вводить такие кардинальные меры именно в общепите. «Это абсолютно никак не изменит обстановку. Нет никакого исследования, что общепит является источником заразы. Когда переполнены поликлиники, общественный транспорт, говорить о том, что рестораны опасны – бессмысленно», – отмечает ресторатор.
Владелец ресторана «Гармошка» Николай Шалыгин написал в своем Facebook, что падение выручки и трафика по результатам первого дня работы по новым правилам составило от 70 до 90%. «Да, мы понимаем, что доля наших налогов в общем объеме поступлений не превышает 10%, но наша деятельность – это не только про налоги, это больше социальная сфера: количество сотрудников в сфере общепита составляет около 30 тыс. человек. А это уже серьезная цифра», – пишет ресторатор. Господин Шалыгин также заявил, что они рассматривают возможность создания Ассоциации местных рестораторов.
Пока представители отрасли готовы выступить с несколькими альтернативными предложениями. Так, первый вариант заключается в том, чтобы не ограничивать работу заведений по времени, если организация строго соблюдает пропускной режим по QR– кодам и все сотрудники привиты. Другой вариант – время работы точки ограничивают, но при этом посетить заведение могут все желающие. «И в таких условиях у нас должен быть выбор. Например, кулинарии выгодно работать со всеми, но до 21-го, а бару наоборот. Я «Хлам» вообще законсервировал. Работать до 21-го смысла нет никакого. Даже до 24-х работали в убыток, а сейчас – тем более», – заключил Михаил Меркулов.
Первые дни работы по системе QR-кодов показали, что ни посетители, ни заведения до конца не понимают, как это должно работать и кто за что отвечает по закону. Как отмечает господин Меркулов, внятных объяснений ни от властей, ни от других структур пока не поступало. «Правовой казус возникает из-за того, что и сотрудники общепита не являются уполномоченным органом на проверку паспортов. А чья будет правовая ответственность, если у человека поддельный код? Второй момент. Мы тут же нарушаем и Закон о защите прав потребителей, потому что мы не можем отказать людям в обслуживании путем сегрегации. А что делать с людьми с медотводами, беременными женщинами?», – говорит ресторатор.
Стоит отметить, что представители отрасли даже готовы устроить так называемую забастовку, если их не услышат представители власти. «Мы готовы с некоторыми коллегами сделать забастовку, 20-30 крупных проектов в городе закроются, ничего не будем делать в знак протеста, потому что то, что вводится – это уничтожение отрасли. У нас ситуация критичная», – отметил Михаил Меркулов.
Что говорят юристы?
Партнер Юридической компании «Центральный округ» Зоя Филозоп пояснила «Абирегу», что право губернатора вводить ограничения, связанные с предотвращением распространения коронавирусной инфекции предусмотрено ч. 2 ст. 31 Закона № 52-ФЗ. «Между тем, неравное положение граждан, получивших вакцинацию в зависимости от доступа к интернету, является неправомерным, по сути дискриминирующим по отношению, в частности, к пожилым гражданам. Также неоправданы ограничения по отношению к гражданам, имеющим медицинский отвод от вакцинации, для нивелирования которого вполне достаточно было предусмотреть предъявление результатов отрицательного теста на наличие заболевания», – отмечает юрист.
Госпожа Филозоп отмечает, что из-за нововведений многие добропорядочные граждане лишились возможности воспользоваться услугами кафе и других организаций «Это, как правило, люди старшего возраста, которые не имеют возможности самостоятельно воспользоваться компьютером, смартфоном, интернетом. Так как QR-коды генерируются электронно, о таких гражданах просто забыли. При этом бумажные сертификаты о вакцинации, выдаваемые в прививочных пунктах, не содержат QR-код, т.к. выдаются на бланке, утвержденном Минздравом РФ 17.09.1993. Также граждане в большинстве не привыкли к ношению с собой паспорта, в том числе из-за боязни кражи, потери и последующих трудностях с восстановлением документов, однако, QR-код идентифицирует личность через отдельные личные данные, то есть, для полной идентификации необходимо предъявление не только QR-кода, но и удостоверяющего личность документа, которым по общему правилу является паспорт», – отмечает эксперт.
При этом Зоя Филозоп пояснила, что в требовании паспорта в подтверждении принадлежности человеку QR-кода, нарушения закона нет. «Несмотря на то, что паспортные данные относятся к персональным данным, согласие на их обработку не требуется (ст. 6 Закона № 152-ФЗ), если она необходима для исполнения договора. Посещение кафе, ресторанов, кинотеатров и т.п. с юридической точки зрения и является таким договором, заключаемым гражданином в ответ на предложение бизнеса», – говорит партнер «Центрального округа».
Фото с сайта 2GIS
Критичное падение выручки и угроза забастовки – как воронежские рестораторы пытаются бороться с новыми ограничениями
12.10.2021, 21:00
Комментарии 1
Самое читаемое