Воронеж. 28.10.2021. ABIREG.RU – В Воронеже продолжаются споры вокруг решения гордумы обратиться к губернатору с инициативой повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги более чем на предельно допустимые 2% в 2022-2024 годах, что в следующем году приведет к увеличению платежей на 9,1%. Решение депутатов вызвало шквал негатива со стороны общественности.
Немногие депутаты были готовы публично озвучить свою позицию по этому вопросу, вне зависимости от того, как голосовали. Поддержали повышение тарифов 20 из 26 присутствовавших на заседании человек. Среди выступивших за были не только представители «Единой России», но и так называемые оппозиционеры. Так, «справедливоросс» Артем Рымарь выступил в поддержку повышения тарифов. Свою позицию он объяснил готовностью «взять на себя ответственность» за непопулярное решение.
Тем временем высказаться по этому вопросу решил и депутат Госдумы Андрей Марков («Единая Россия»). Народный избранник сделал это на своей странице в Facebook. «Для города и, безусловно, горожан это сейчас одна из самых важных новостей. Наряду с объявленным локдауном. Если коротко – я не поддерживаю решение Воронежской городской думы предложить губернатору Воронежской области повысить с 1 июля следующего года тарифы на ЖКУ выше уровня инфляции, причем повысить существенно – до 10%. Не увидел аргументации. Не заметил экономического обоснования со стороны «виновников» торжества – Воронежского водоканала и «Квадры». Так не делается. Да, наша жизнь состоит из многих вещей. И коммунальный комфорт очень важен. Но разве в сегодняшних условиях это так необходимо – взять у горожан дополнительные, выше нормативов, деньги на инвестпрограммы ресурсоснабжающих организаций?» – написал депутат.
Под постом Андрея Маркова началась дискуссия. Бывший директор воронежского МКУ «Агентство управления проектами» Надежда Санина спросила у депутата, какое в данном случае может быть альтернативное решение. «А что делать с инвестпрограммой? Какие другие варианты возмещения предусмотрены концессионным соглашением? <...> Предусмотрены обязательства по модернизации, этапы которой заложены в инвестпрограмме. Источник – тарифы или возмещение из бюджета. В прошлом году тарифы не подняли – пандемия. Обязательства при этом остались. К ним подтянулись обязательства этого года. Отсюда рост тарифов суммарный. Решение-то какое? Поднятие на уровень инфляции + кредит как нагрузка на бюджет на разницу тарифа? Или корректировка инвестпрограммы и КС, соответственно? Какое решение?» – задала вопрос депутат Надежда Санина.
Госпожа Санина пояснила «Абирегу», что тарифы – это один из главных источников покрытия затрат на выполнение обязательств по концессионным соглашениям. «Это банальная и общепринятая история по всем концессиям в ЖКХ. Те, кто выступает против повышения, обосновывая это тем, что сейчас пандемия, выглядят популистами. Я согласна, что сегодня не время, но всегда за фразой «я против» должен поступить аргументированный ответ почему. Особенно, если этот человек депутат», – говорит госпожа Санина.
Она также допускает, что в сегодняшних условиях действительно нет другого варианта решения этого вопроса, потому что из-за пандемии на бюджет легла колоссальная нагрузка. Надежда Санина полагает, что властям нужно было заранее продумать информирование населения по этому вопросу и конкретно рассчитать экономическую модель, чтобы довести логику до потребителей. «Мне кажется, стоит посмотреть на предлагаемое повышение с точки зрения краткосрочных и долгосрочных эффектов. Модернизация по сути своей влияет на экономику объема потребляемых ресурсов, сокращая расходы за счет, например, устранения утечек и контроля расхода, общедомовых затрат, которые тоже распределяются на жителей. Поэтому стоит посмотреть экономическую модель в целом. Как планируемые мероприятия по модернизации повлияют на конечного потребителя? Потому что вся реконструкция инфраструктуры ЖКХ направлена на то, чтобы оптимизировать расходы. Оптимизация так или иначе отразится в том числе и на жителях. Если мы модернизируем инфраструктуру, то уменьшатся общедомовые расходы, сократится утечка (актуально для системы водоснабжения) и так далее. Это уменьшит расходы, а в будущем нивелирует повышение тарифов. Вот это нужно людям доносить», – считает эксперт. Также Надежда Санина предложила рассмотреть возможность переноса мероприятий инвестиционных программ, чтобы «не добивать жителей, чей доход стагнирует второй год».
Стоит отметить, что в принципе администрация Воронежа пыталась за несколько дней до заседания гордумы прояснить логику этого решения. «В Воронеже исполняются два масштабных концессионных соглашения в сфере коммунального хозяйства – в теплоэнергетике и в системе водоснабжения-водоотведения. Только корректировки тарифов не могут обеспечить притока всех денежных средств, жизненно необходимых для модернизации и техперевооружения инженерных объектов. Поэтому инвестиции и реконструкции, ремонты сетей и строительство новых мощностей идут уже сейчас – не столько за счет тарифов, сколько за счет «длинных» кредитов, которые привлекаются предприятиями и которые им предстоит возвращать еще долгие годы. Фактически на безубыточный режим работы «РВК-Воронеж» сможет выйти только к 2028 году, а «Квадра – Генерирующая компания» – к 2030-му», – написали на сайте администрации. Также в мэрии добавили, что бюджет города Воронежа ежегодно направляет гражданам на субсидирование оплаты коммунальных услуг не менее 300 млн рублей.