Россия готова развивать украинскую экономику: обеспечить ее ядерным топливом, вместе строить самолеты и даже помочь финансировать дефицит бюджета
Главным событием шестого заседания российско-украинской межправительственной комиссии в Сочи стало предложение премьера Владимира Путина объединить «Газпром» и «Нафтогаз». Но Москва и Киев договорились и о других проектах, в том числе о кредите.
Путин назвал госбанк, готовый одолжить денег Украине, — ВТБ (его представитель от комментариев отказался) и размер займа — до $500 млн. Замминистра экономразвития России Андрей Клепач объяснил, что заем может быть выдан для финансирования бюджета. Дефицит его по закону о бюджете-2010 — 57,7 млрд гривен, или $7,2 млрд (5,33% ВВП).
ВТБ может стать первым российским банком, выдавшим кредит другой стране, говорят Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank и Владимир Брагин из «Траста», но это распространенная практика. По мнению Брагина, стоимость займа может соответствовать доходности суверенных евробондов Украины (10-летние с погашением в 2017 г. — 7,319%, данные Bloomberg).
Дружный атом
Контракт на поставку ядерного топлива «Твэлом» истекает в 2010 г. В мае может быть принято решение о его пролонгации, говорят два сотрудника компаний, участвующих в переговорах (те же сроки и в проекте протокола заседания комиссии, см. www.vedomosti.ru). Окончательно срок пролонгации не определен. «Чем больше срок контракта, тем больше скидка», — предупредил гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко, при заключении 25-летнего контракта она может превысить $1 млрд.
Поможет Россия и в разработке самого крупного в Европе Новоконстантиновского месторождения урана (до 100 000 т чистого топлива). Инвестиции могут составить около $500 млн, сообщил Кириенко, возможны совместные проекты и по обогащению урана: «Мы готовы обсуждать передачу украинским партнерам акций нашего завода, один из вариантов — Новосибирский завод химконцентратов».
В мае Киев и Москва могут договориться и о российском участии в строительстве 3-го и 4-го блоков Хмельницкой АЭС. Соглашение будет заключаться одновременно с договором о финансировании стройки, Москва готова выделить $5-6 млрд, говорит Кириенко.
Российский «Атомэнергомаш» и украинский «Турбоатом» могут создать СП по производству оборудования, сообщил Кириенко. В качестве вклада в СП могут быть внесены технологии, знает сотрудник «Росатома».
Начнем с двигателей
Путин и премьер Украины Николай Азаров поручили готовить документы о кооперации российской ОАК и украинского «Антонова» для совместного производства самолетов «Ан». «Сейчас, на первом этапе, речь не идет об объединении активов категорически», — предупредил министр промышленной политики Украины Дмитрий Колесников. По словам президента ОАК Алексея Федорова, страны договорились разделить производство: основная сборка Ан-148 будет производиться Воронежским акционерным самолетостроительным обществом, а сборка удлиненной версии Ан-158 — «Антоновым». По словам топ-менеджера ОАК, сейчас решается вопрос создания производства по ремонту, а затем и выпуску двигателей для Ан-124 («Руслан») — это первый этап кооперации.
Обсуждался в Сочи и прямой допуск на российский рынок госзакупок украинского производителя двигателей «Мотор сич» (устанавливаются почти на все типы военных и транспортных самолетов), сообщил председатель совета директоров компании Вячеслав Богуслаев.
Лисоволик считает, что лейтмотивом ближайших лет станет приобретение Россией активов на Украине. Кроме России желающих вкладываться в непрозрачную экономику почти нет, так что за безопасность вложений можно не беспокоиться, считает президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Филипп Стеркин
Екатерина Кравченко
Алексей Никольский
Полина Химшиашвили
Ведомости, 04.05.2010