WorldClass

22 сентября 2024, 00:38
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Inside // «В Воронеже на успех обречен только один кинотеатр»

04.05.2010 14:32
В этом году в Воронеже откроется сразу три новых кинотеатра примерно на 3000 мест. Первое открытие должно состояться уже в июне. Таким образом, предложение на рынке кинопоказа города за лето и осень увеличится вдвое. Неясно, однако, возрастет ли при этом количество зрителей.

В этом году в Воронеже откроется сразу три новых кинотеатра примерно на 3000 мест. Первое открытие должно состояться уже в июне. Таким образом, предложение на рынке кинопоказа города за лето и осень увеличится вдвое. Неясно, однако, возрастет ли при этом количество зрителей.

Три новых кинотеатра — это шестизальный мультиплекс в торгово-развлекательном центре (ТРЦ) «Максимир» на Ленинском проспекте, девятизальный мультиплекс в сити-парке «Град» на трассе М4 напротив поселка Ямное, и семизальный «Люксор» в ТРЦ «Арена» в Северном микрорайоне. Всего 22 зала, способных вместить в себя одновременно порядка трех тысяч человек.

Точные даты их открытия толком не известны: ставить сроки в региональном девелопменте — гнусное дело. Однако то, что запуск всех трех объектов состоится именно в этом году, — факт. Потому что кроме сроков в региональном девелопменте существует другая гнусная штука — инвестиции, которые надо побыстрее вернуть. По всем показателям в частности, по степени готовности, первым на этот путь ступит кинотеатр в «Максимире» — если верить неофициальной информации, открытие его должно состояться уже в июне. Затем наступит очередь «Люксора», и завершит процесс воронежских кинообразований мультиплекс в сити-парке «Град» — вероятнее всего, уже осенью.

Мгновенное обострение

В СССР, где кино было одним из важнейших средств советской пропаганды, кинотеатры строили из расчета один объект на 50 тысяч жителей. Но современное кино давно уже не пропаганда, а бизнес. И работает оно по другим законам и формулам. Ксения Леонтьева, ведущий аналитик «Невафильм Research», как-то отметила в «Коммерсанте», что рынок кинопоказа «может легко развиваться без сильного обострения конкуренции до показателя 3-3,6» (количество экранов на 100 тыс. человек). Для Воронежа это означает 30-36 экранов.

На данный момент в городе уже работают 5 кинотеатров: «Спартак», «Пролетарий», «Киномакс», «Юность» и небольшой «Иллюзион» — 17 залов разной вместимости. Если к ним прибавить 22 новых экрана, получается 39. Очень скользкая цифра, потому что, по оценкам той же Ксении Леонтьевой, перенасыщение рынка, когда его участники уже начинают испытывать серьезные проблемы, наступает по достижении уровня 4-4,5. И критическое количество экранов, таким образом, для Воронежа равно сорока.

На что рассчитывают новые игроки этого рынка и каким образом они намерены привлечь к себе зрителя, из первоисточников выяснить не удалось. В «Люксоре» от комментариев открестились, в «Максимире» все обещали, но так и не родили. Но всегда есть другой путь — экспертное мнение.

Спасет ли локейшн?

«Вся проблема в том, что в этой сфере невозможно создать какие-то выразительные конкурентные преимущества, — говорит учредитель липецкой группы компаний «Киномир» Игорь Федоров. — У всех так или иначе идентичное оборудование, примерно одинаковые отделочные материалы, качество проекции, звука. Релизы известны за год вперед, и сделать что-то особенное по репертуару также невозможно: все работают в одном поле и показывают одни и те же фильмы».

Демпинг тоже не вариант, так как минимальную цену на билеты в России «рекомендуют» прокатчики и очень ругаются, если кто-то нарушает их «рекомендации».

Впрочем, шансы побороться за аудиторию есть у всех игроков. «Максимир», например, может рассчитывать на жителей левого берега, где нет никакой альтернативы для цивилизованного досуга. Главным врагом, с которым ему придется при этом долгое время бороться, является провинциальная привычка не тусоваться там, где живешь.

Локейшн также является главным козырем мультиплекса в сити-парке «Град». Но его посещаемость будет зависеть от того, удастся ли владельцам сделать из всего комплекса точку притяжения людей. А это, в свою очередь, требует сначала создать мощную инфраструктуру и построить заявленный аквапарк.

Для «Люксора» расположение, напротив, слабое место. Имея в окружении 200 тыс населения, его конкурент — федеральная сеть «Киномакс», работающая в ТРЦ «Московский проспект» вот уже два года по-прежнему испытывает недостаток посещаемости. А как известно, от ТРЦ «Арена», где должен обосноваться «Люксор», до ТРЦ «Московский проспект» всего три остановки. Однако его преимуществом являются довольно выгодные условия размещения. Из источников, близких к «Люксору», стало известно, что, входя в «Арену», компания экономит до 2/3 расходов, необходимых для создания кинотеатра с нуля.

Ложная привлекательность

Тем не менее, с высокой степенью вероятности, преимущества не смогут компенсировать тех рисков, которые ожидают новых игроков. Резкий рост предложения неизбежно обострит конкуренцию на без того слабом воронежском рынке кинопоказа. Кроме маркетинговых подсчетов есть еще реальные факты. А они говорят о том, что с коммерческим смыслом в Воронеже работают только два кинотеатра: на полную катушку «Спартак» и относительно выразительно — «Пролетка».

Ровно год назад совладелец «Воронежской девелоперской компании» (занимается строительством ТРЦ «Максимир» и сити-парка «Град») Евгений Хамин публично заявил о намерении самостоятельно управлять мультиплексами в обоих проектах, объясняя это экономической целесообразностью. Для будущих кинотеатров был разработан собственный бренд — «Star&Mlad Cinema». Однако намерение бизнесмена пойти по пути создания собственных мультиплексов вместо привлечения федеральных сетей скорее носит очертания вынужденного, а не соломонова решения.

«Неужели вы думаете, что если бы при нормальных условиях в ТРЦ «Град» попросилась, скажем, компания «Каро Фильм», ВДК бы ее не пустила? — рассуждает Игорь Федоров. — Но сети не идут в Воронеж, потому что рынок на пределе. Исключение составляет «Люксор», но с ним — особая история».

По мнению эксперта, все открывающиеся кинотеатры понесут большие риски, связанные с нехваткой клиентуры. В стороне от этой драки за зрителя гарантированно останется только один игрок. «Я уверен, что на успех в Воронеже обречен только один кинотеатр — «Спартак», — резюмирует Федоров. — Там звезды сложились: у него идеальный локейшн, идеальный хозяин, который понимает, как нужно делать этот бизнес. Там огромная синергия между кинотеатром, боулингом, бильярдом и модными кафе».

Зрителя не хватит на всех

Объем инвестиций, необходимый для открытия шестизального мультиплекса, по оценкам разных экспертов, составляет от 3 до 5 млн долларов. Окупаемость — около 5 лет при средней насыщенности рынка. В условиях жесткой конкуренции — гораздо больше, и тогда, как говорят участники рынка, считать уже становится сложно. Потому что это — другие деньги и другой смысл.

Кстати, о смысле. До сих пор мы рассматривали кинотеатр с точки зрения самостоятельного бизнеса. Однако для девелопера торгово-развлекательного центра кинотеатр играет и другую важную роль — обеспечивает трафик посетителей. Так, например, в липецком ТРЦ «Молл», где располагается мультиплекс бизнесмена Игоря Федорова, нет якорных арендаторов, бутиков культовых марок и других стопперов. Но в выходные дни его посещает более 3000 человек, и подавляющая часть из них идет в кино.

Но тут возникает та же самая проблема — посетители. Аудитория кинотеатров растет за счет молодого поколения, у которого уже в ментальности раз в неделю ходить в кино. Но прирост его незначителен, потому что в 90-е годы в России был демографический коллапс. Трудно себе представить, что благодаря появлению новых кинотеатров в Воронеже любителей культпоходов мгновенно станет в два раза больше. Скорее произойдет то, что кинотеатры начнут перетягивать зрителя друг у друга. И в результате почти у всех будут полупустые залы.

Шансы на успех
«Inside» попросил Игоря ФЕДОРОВА, учредителя группы компаний «Киномир», лидирующей на липецком рынке кинопоказа, оценить шансы воронежских кинотеатров на предмет посещаемости и популярности в ближайшие несколько лет.

«STAR&MLAD - МАКСИМИР»
— Хотя территориальный фактор в региональных городах и не играет пока главной роли в успехе торгово-развлекательного центра, у ТРЦ «Максимир» и, соответственно, мультиплекса «Star&Mlad» все же есть неплохой шанс. Левый берег отделен от правого водохранилищем, и это создает некоторый психологический барьер. Многое будет зависеть оттого, насколько качественным будет предложение услуг в местном кинотеатре. В этом деле все тонкости имеют значение: начиная от проектирования, заканчивая тем, как правильно жарить попкорн. А, как мне кажется, у управляющей компании в этом нет значительного опыта.

«STAR&MLAD - ГРАД»
— Во всем Центральном Черноземье нет комплекса с такой инфраструктурой, которая бы позволяла обычной семье провести там целый день. Сейчас сити-парк «Град» пытается занять эту нишу. Основным магнитом для посетителей должен стать аква-парк. Думаю, что идея сработает. По крайней мере, после этого «Град» сможет рассчитывать не только на воронежскую аудиторию, но и жителей соседних городов, как произошло в Екатеринбурге. За счет этой аудитории будет также формироваться посещаемость кинотеатра Однако при этом я бы открытие мультиплекса оставил на самый последний момент.

«КИНОМАКС»
— Несмотря на то что «Киномакс» располагается в районе с населением 200 тыс. человек, он, тем не менее, испытывает недостаток посещаемости. Ситуация парадоксальна еще и тем, что в торговом центре при этом всегда полно посетителей. На фуд-корте — очереди, а в кино народ идет неохотно. Я полагаю, это связано с особенностью региональных городов: там за двадцать минут ты можешь попасть в центр, где сосредоточено гораздо больше развлекательной инфраструктуры. Учитывая, что вскоре неподалеку отроется семизальный «Люксор», перспектива «Киномакса» становится еще более туманной.

«ЛЮКСОР»
— Думаю, что «Люксор» по полной программе испытает недостаток посещаемости. Из всех открывающихся кинотеатров у него — самые большие риски. Главный из них— по сути, идентичный локейшн с «Киномаксом», который, в свою очередь, находится почти на грани закрытия. Вообще, смысл открытия «Люксора» в Воронеже я нахожу лишь в одном: что это — один из этапов стратегии развития сети, которую сегодня активно выстраивает «Люксор». При этом вопросы окупаемости могут уходить на второй план, поскольку в рамках одной сети доходы от сильных проектов обычно компенсируют убытки слабых.

«ПРОЛЕТАРИЙ»
— Кинотеатр «Пролетарий» все это время работал сравнительно неплохо. Но, на мой взгляд, это удавалось ему в основном за счет расположения в центре города и умеренной конкуренции. Теперь, когда конкуренция высока, у «Пролетария» могут возникнуть проблемы с посещаемостью. Тем более, что в этом кинотеатре работает всего два зала, и возможности для увеличения их числа, насколько мне известно, нет.

«СПАРТАК»
— «Спартак» не испытает ничего, потому что он — «Спартак». Во-первых, это — «намоленное место», в котором пересекаются деловые потоки, происходят встречи друзей. Здесь очень мощная синергия, которую наряду с кинотеатром формируют модные кафе, боулинг, бильярд. Во-вторых, у «Спартака» огромная фора в части накопленного опыта и сроков работы на этом рынке. Стать лучше него невозможно, потому что он — лучший заранее.

Евгений Крамченко
Журнал «Inside», апрель 2010

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0