Воронеж. 05.05.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Правительство Воронежской области приступило к обсуждению «Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу». «Абирег» попросил директора Центра исследований региональной экономики Юрия Корчагина проанализировать документ. По его мнению, основные направления стратегии избраны верно, но эксперт отмечает, что мало внимания уделено такому фактору как развитие человеческого капитала. Также ученый считает, что параметры роста валового регионального продукта (ВРП) Воронежской области в 12,7% в год при среднем росте в последние 10 лет в 5% труднодостижимы.
Основным стратегическим направлением проекта выбраны модернизация и развитие в регионе промышленности. Предполагается создание новых современных предприятий, модернизация действующих предприятий, обновление и увеличение основных фондов путем замены их на современные технологии, оборудование и новые производства.
Основное приоритетное направление – промышленность - выбрано рационально. Даже в США доля промышленности в ВВП составила в 2009 году 21,9%, сфера обслуживания, включая торговлю, – 76,9%. В Воронежской области в 2008 году промышленность внесла в ВРП 23,1%, из них обрабатывающие производства – 17,7%. Но помимо прямого вклада в ВРП промышленность вносит косвенный вклад в торговлю (люди получают зарплату и идут в магазины), в сферу услуг, в строительство, в с/х. В частности, в строительство НВАЭС-2.
Нет промышленности и с/х – нет и страновой экономики, по крайней мере, в крупной стране. И конкурентоспособный интеллектуальный продукт без производств и промышленности не создашь.
Достаточно рационально звучат в этом разделе основополагающие цели, посылы и формулировки стратегического развития: создание современной промышленности, модернизация промышленности на базе «грамотного заимствования существующих технологий» и роста производительности труда. Важная роль отводится инновационному развитию – формированию в области спроса на инновации со стороны экономики.
Что касается инноваций, то ажиотаж вокруг них во многом пиарный. Инновации возникли одновременно и вместе с человеком разумным. И первый каменный топор был весьма крупной инновацией. Сами же основы теории инновационной экономики создал еще в начале ХХ века выдающийся австрийский ученый-экономист Йозеф Шумпетер. Он же ввел и термин «инновация». Так что инновациям в современной формулировке уже сто лет.
Поэтому нет вопроса и проблемы - нужны или нет инновации. Это эквивалентно вопросу «Нужны или нет знания?». Есть проблема создания условий для генерации инноваций, возникновения самоподдерживающегося спроса на них со стороны экономики. И создания условий для скорейшей реализации и рыночного отбора полезных инноваций в условиях конкуренции, которую также еще только предстоит в России «организовать».
Человеческий капитал
Уделено немного внимания в этом разделе и человеческому капиталу (ЧК), но, к сожалению, в его устаревшем узком определении, без анализа его составляющих и весьма кратко. Из выбранных пяти стратегических направлений - привлечение капитала, модернизация экономики, развитие малого бизнеса, стимулирование инноваций, развитие человеческого капитала – человеческий капитал стоит на пятом месте. А должен стоять на первом.
Профессионалов мирового уровня в неблагоприятных условиях не вырастишь. Их надобно лелеять. И для их выращивания и успешной работы необходимо высокое качество жизни, личная безопасность, высокий уровень образования в регионе, культуры, науки, качественный инструментарий и удобная среда обитания. Это и есть широкое определение человеческого капитала, а стоимость его равна совокупности инвестиций в ЧК плюс прямой и мультипликативные эффекты от деятельности профессионалов во всех сферах экономики и управления.
В современной экономике работает принцип: есть профессионалы в стране – есть и развитие, нет профессионалов - есть застой, стагнация, деградация, полисистемный экономический, национальный и морально-нравственный кризисы.
Поэтому отдельная программа развития человеческого капитала должна быть первичной, комплексной и обязательно увязана с общей стратегией развития региона. А пока человеческий капитал области и Воронежа деградирует - как по причине низкого финансирования воспитания, здоровья, науки и образования, так и по причине низкого профессионализма и коррумпированности чиновников и работников интеллектуальной сферы, особенно части работников и чиновников от науки, образования, медицины.
Недаром по взяткам образование и здравоохранение делят, по данным Генпрокуратуры и Верховного суда, 2-3 места после милиции.
Рыночный принцип отбора приоритетов
В отношении развития отраслей промышленности тоже предложен рациональный принцип: пусть цветут все цветы - производятся все конкурентоспособные товары и виды продукции.
В их число, по мнению авторов проекта, входят энергетика, химическая промышленность, авиастроение, «Российские железные дороги» с ее производствами в области, концерн «Созвездие», пищевая промышленность и другие отрасли, включая новые.
Основной принцип отбора перспективных предприятий – рыночный: наличие спроса на продукцию и ее конкурентоспособность.
Такое же отношение к другим видам деятельности – строительству (на базе внутреннего спроса), транспорту, связи и IT, логистике и другим.
Относительно благополучному по основным фондам сельскому хозяйству будет оказываться дальнейшая господдержка. Животноводству – в части роста объемов продукции, создания новых производств, растениеводству – в части повышения урожайности. При этом сельское хозяйство почти не дает поступлений налогов в бюджеты, и в будущем эта ситуация сохранится. Эта отрасль и в развитых странах - дотационная.
Торговля вносит наибольший вклад в ВРП - утверждается в анализируемом проекте, но, во-первых, это не так, а во-вторых, какой ценой для экономики и особенно граждан области вносится этот вклад в ВРП?
В 2008 году торговля внесла 18,9% в ВРП. Промышленность внесла 23,1%. По данным Сергея Дуканова, руководителя воронежской регионального управления налоговой службы, «оптовая и розничная торговля вносит примерно треть всех налоговых поступлений... А промышленность даст нам, может быть, пятую часть. Строительство дает 10%, сельское хозяйство ... в пределах 1 — 1,5%».
Торговля в целом по России, а особенно в Воронеже, оказалась самым теневым из крупных секторов экономики наряду со строительством. Власти вынудили людей в 1990-х годах бросить основную работу и идти торговать.
Поэтому торговля с ее изношенными или неучтенными основными фондами, с ее теневым сектором, левой водкой, обсчетами покупателей – один из самых отсталых секторов экономики области и Воронежа, который еще только предстоит привести в цивилизованный вид.
Проблема ЖКХ – проблема, прежде всего, нашего государства, создавшего в прошлом крайне неэффективное и отсталое ЖКХ. Задача государства – и перевести ЖКХ из убыточного состояния в прибыльное. Но не за счет населения, путем внедрения псевдорыночных механизмов. А за счет нефтегазовых доходов: необходимо отстроить новые и современные ЖКХ в регионах, а затем уж передавать осторожно и неспешно бизнесу. Сейчас передача существующего хлама бизнесу означает лишь новый виток роста цен на услуги ЖКХ.
В части развития составляющих человеческого капитала – главного интенсивного фактора развития современной экономики - все прописано в документе по старинке. Использовано и устаревшее название «экономика непроизводственной сферы». На самом деле образование, здоровье, культура людей, государственное управление и наука являются самыми что ни на есть производительными составляющими человеческого капитала.
Анализ образования в проекте не затрагивает основ его деградации. А это: и низкое финансирование, и падение профессионализма преподавателей за 20 лет смуты в стране, и высокая коррупция в отрасли, и нескончаемые эксперименты.
В части здравоохранения и здоровья людей ситуация не лучше. Коррупция, низкое качество бесплатной медицины, снижение финансирования в долях расходов бюджета, отсутствие в ней самого необходимого. Грандиозные центры, возможно, и надо строить, но необходимо в первую очередь привести в порядок рядовые поликлиники и больницы.
С наукой в Воронеже обстоит дело не лучше, чем с образованием. Выход, вероятно, тот же, что использует президент РФ Дмитрий Медведев в отношении Сколково. Пригласить в Воронеж крупных ученых. И включиться в крупные федеральные программы фундаментальных исследований.
Для развития человеческого капитала должна быть составлена комплексная программа повышения его качества и развития всех его составляющих. И особо важен здесь системный подход к человеческому капиталу как к главному фактору развития экономики и общества.
Госуправление
В проекте приведены стандартные подходы и инструменты для повышения эффективности государственного управления. Это программно-целевые подходы, оценка служащих по результатам их деятельности, многоуровневый контроль деятельности власти, информационно-коммуникационные технологии, открытая кадровая политика.
Все эти добрые намерения и планы упираются в стену коррупции, экономической и общей преступности, правового нигилизма и патернализма. В отдельно взятой области трудно справиться с этими негативными общероссийскими явлениями, но обходить их в главном документе развития региона тоже нельзя. Те же IT в российских регионах приводят не к снижению затрат, а к их росту. Ни к росту производительности труда, а к ее снижению. И происходит обычное для РФ явление – используются нелицензионные программы и доработки к ним в пользу мошенников и преступников.
В части бюджетной политики и межбюджетных отношений проблема бюджетного голода Воронежа даже не затронута. Существенных положительных сдвигов с бюджетом Воронежа пока не произошло. Расходы бюджета 2010 года (план) примерно такие же, как в 2008 г. Но в реальном исчислении они ниже примерно на 20% из-за высокой инфляции.
В проекте рассмотрена проблема теневой экономики с позиций расширения налоговой базы области. Проблема эта связана и с коррупцией, и с общей преступностью. И с правовым нигилизмом населения в части выживания бедных людей за счет своего личного труда, мелкой торговли, кустарничества. И соучастия в разного рода нелегальной торговле самогоном, «паленой» водкой и наркотиками и т.д.
Торговля наркотиками (как и проституция) – это тоже теневая экономика, хотя налоги с нее не будут брать никогда. И это - реальная часть экономики и жизни Воронежской области.
Социальная политика
Основная цель социальной политики, обозначенная в проекте, стандартная – повышение качества жизни. Приоритеты – снижение уровня бедности и повышение качества среды обитания.
Подходы и инструменты достижения поставленных целей тоже стандартные: переход от финансирования госучреждений к финансированию госуслуг; от экономики предложения – к экономике спроса; переход к совмещению массового охвата социальными услугами населения с точечным финансированием особо нуждающихся групп; привлечение частного капитала, усиление контроля.
В части доступности жилья, строительства частного жилья не сказано ничего конкретного, только общие слова. А населению необходимо бесплатно или за символическую плату выделять участки земли под строительство.
В части системы здравоохранения в проекте сказано: «Затраты на функционирование системы здравоохранения в области должны восприниматься не как текущие финансовые расходы, а как инвестиции в здоровье людей».
Этот посыл верный, как и в части других расходов на развитие составляющих человеческого капитала. Осталось его реализовать на практике. До сих пор госинвестиции в области в здравоохранение в долях консолидированного бюджета снижались.
В то же время и в этом разделе опущен анализ состояния и перспектив обычных поликлиник, больниц и их обеспечения.
Проблеме безопасности и правопорядку уделено, пожалуй, меньше всего внимания в проекте. Вместе с тем проблема декриминализации страны в целом и Воронежской области в частности - первичная проблема и для экономики, и для общества, и для государства. Коррупция, криминал всех мастей и оттенков – главный тормоз на пути развития страны и Воронежской области.
Выводы
В проекте приведены следующие основные экономические показатели: рост ВРП – в 3,5 раза, рост производительности труда – в 3 раза (в промышленности - в 4 раза); удвоение основных фондов; рост инвестиций в науку, образование и здравоохранение.
Главным недостатком проекта является субъективная заданность основных показателей роста и развития, определяемая планами вхождения области через 5 лет в число 30 субъектов РФ по ВРП и через 10 лет - в число 15-ти.
Темпы прироста ВРП лежат в основе роста всех остальных показателей. Для обеспечения роста ВВП в 3,5 раза необходим средний ежегодный темп его прироста, по данным проекта, 12,7%. Но такой средний за 10 лет темп прироста ВРП невозможно реализовать на практике.
За последние 11 лет средний темп прироста ВВП составил 5% (см. таблицу). Это и есть наиболее вероятный средний темп прироста ВВП и в следующую десятилетку с учетом последствий кризиса. Можно волюнтаристски добавить еще 2% на высокие креативность, профессионализм и влияние воронежского губернатора Алексея Гордеева. Но не больше. Снижение примерно вдвое реального темпа прироста ВВП относительно данных проекта автоматически снижает и все другие показатели проекта развития области, включая показатели качества жизни.
В целом в проекте рационально выбраны приоритеты роста экономики и развития области. В то же время недостаточно уделено внимание проблеме развития и повышения качества человеческого капитала, его составляющих.
В части расчетов численных значений экономических показателей и индикаторов, приведенных в проекте, были использованы внеэкономические подходы. Приведенные средние темпы прироста ВРП за десятилетку до 2020 года в 12,7% - не достижимы. Отсюда не достижимы и все остальные показатели проекта, по крайне мере до 2020 года.