Воронеж. 27.12.2021. ABIREG.RU – Итоги года – Основополагающим элементом постиндустриального общества является развитый массовый рынок услуг. В 90-е отношение людей к сотрудникам сферы услуг характеризует анекдот про нового русского, где звучит знаменитая фраза «Эй, человек!». Вне шутки это касалось не только официантов. Со временем культура взаимоотношений клиента и «эй-человека» вышла на общемировой уровень. Клиенты поняли, что платная услуга не дает права дискриминировать того, кто ее оказывает. Позиция «я плачу – значит, мне все позволено» постепенно сошла на нет. «Абирег» изучил тенденции различных отраслей современного рынка платных услуг в России.
Росстат в докладе «Социально-экономическое положение России» за январь–август 2021 года привел статистику, касающуюся рынка платных услуг населению. Его общий объем по Российской Федерации за январь–август 2021 года составил 7 112,1 млрд рублей, что на 19,2% выше, чем за аналогичный период в 2020 году. Если брать ЦФО, эта сумма выросла на 25,2%, достигнув 2 457,8 млрд рублей. Общий объем рынка платных услуг по Черноземью выглядит следующим образом: Воронежская область – 87,1 млрд рублей с ростом 10,5%, Белгородская область – 62,2 млрд рублей (8,9%), Липецкая область – 47,6 млрд рублей (10,6%), Курская область – 38,02 млрд рублей (7,8%), Тамбовская область – 34,04 млрд рублей (5,2%), Орловская область – 24,1 млрд рублей (12%).
Мы поможем вам продать
В феврале 2021 года «Сбермаркет» назвал семь маркетинговых трендов 2021 года. Главный из них – это гибкость и осторожность при работе с клиентами. Коронавирус спровоцировал массовые и быстрые изменения в поведении потребителей, переключил их на цифровые каналы. Гибкость, маневренность, готовность адаптироваться позволили бизнесу подстроиться под новые реалии. Из-за непредсказуемости на рынке, которая сохранилась в 2021 году, меньше 8% директоров по маркетингу, по опросу Gartner, собираются брать заказы по выводу на рынок новых товаров. Судя по опросу, больше половины маркетинговых компаний собираются работать с действующими клиентами.
Сооснователь коммуникационного агентства Buro 1.11 Лидия Старковская рассказала, что основная работа маркетинговых компаний заключается в реализации главной задачи клиентов – продавать. Эффективность оказания услуги измеряется цифрами, а не красивой картинкой. Существует много инструментов для продвижения, поэтому необходимо выбирать наиболее эффективные из них для конкретного бизнеса. Например, отмечает эксперт, есть ниши, где цена покупки ниже в контекстной рекламе, а где-то вообще эффективнее всего себя показало продвижение на картах. Госпожа Старковская уверена, что на сегодняшний день для новых бизнес-проектов грамотный маркетинг и четкий план продвижения – такая же инвестиция, как технологичное оборудование, и необходимость, как фундамент для дома. Сэкономив на этом, в будущем будет сложно и дорого исправлять глобальные ошибки и восстанавливать репутацию. Сегодня маркетинговым агентствам и компаниям важно быть гибкими, быстро принимать решения и смотреть на перспективу. Высокая конкуренция, от агентств до фрилансеров, говорит о высоком спросе. «Сейчас рынок маркетинговых услуг трясет из-за пандемии. Компании, чья работа завязана на локальном местном бизнесе, – вроде кофеен, магазинов или небольших ресторанчиков, – теряют клиентов. Потому что для маленьких организаций ценник сотрудничества с агентством – существенная сумма, которой просто нет. Однако компании поопытнее и постарше понимают, что в кризис нужно усиливаться, повышая бюджеты на работающие инструменты, которые уже показали себя. Продавайте то, что продается, продвигая топовые товары и услуги», – подытожила Лидия Старковская.
Мы вас накормим
Героиня Людмилы Гурченко в фильме «Вокзал для двоих» говорила: «Приезжающих, в отличие от проезжающих, обслуживать хорошо, поскольку наш ресторан – визитная карточка города». В современной сфере услуг хорошие рестораны остались визитными карточками города, но обслуживать должны как приезжающих, так и проезжающих наравне. Оборот общественного питания за 2020 год составил 1 444,2 млрд рублей. За январь–август 2021 года – 1 178,2 млрд рублей (для сравнения – за аналогичный период в 2020 году оборот составил 870,4 млрд рублей). «Ведомости» со ссылкой на Росстат отмечают, что в целом по России фиксируется рост количества баров, ресторанов и кафе. Их число увеличилось на 1,9% – до 89,7 тыс. точек. Однако рост связан с изменением в подсчетах. До 2020 года Росстат не включал в статистику по ресторанной отрасли данные по Санкт-Петербургу и Севастополю. Прошлый год стал первым, когда эти данные были учтены.
Ресторатор Андрей Матвеев полагает, что из-за новых осенних ограничений 2021 года рынок потеряет пул игроков. В сентябре ресторатор выплатил все обязательства по кредитам, взятым на обеспечение сотрудников воронежских ресторанов «EL CHICO» и #Москва во время первого локдауна. После этого господин Матвеев планировал начать наращивать подушку безопасности, но подошел новый пакет ограничений для ресторанного бизнеса. Несмотря на эти сложности, эксперт уверен, что сейчас можно создавать новые проекты в сфере общепита. Главное, на что надо обратить внимание при выборе концепции – результаты анализа рынка и потребностей целевой аудитории. Стратегия, которой будет следовать бизнес, должна быть выверена и подкреплена инструментами цифровой трансформации. Не последнюю роль при выходе на рынок будет играть наличие сильного и тиражируемого бренда. Сегодня, отмечает Андрей Матвеев, его ресторанные проекты полностью цифровизированы, все инструменты продвижения и оснащения деятельности предприятия перешли в онлайн-формат.
У ресторанного бизнеса большие перспективы, они появились в связи с той же цифровизацией. Сегодня, когда большинство услуг можно получить с помощью Интернета и гаджетов, именно общепит остается тем местом, где люди будут получать живые эмоции. За 2020 год в ресторанной отрасли произошел большой отток кадров. Избыточные антиковидные меры, принятые осенью 2021-го и направленные в основном на общепит и фитнес-индустрию, усугубили эту проблему. «Люди ходят к людям, а не к вывеске. Кадровый голод и отток из отрасли специалистов приведет к потере качества услуги», – уверен Андрей Матвеев.
Мы вас защитим
38,4 млн дел рассмотрели все суды России в 2020 году. Эта цифра на 11% больше, чем была в 2019 году. За 2020 год арбитражные суды рассмотрели 1,5 млн споров. Об этом 9 февраля 2021 года на совещании судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов рассказал председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. (Для сравнения – в 2019 году было рассмотрено 1,879 млн споров.) Господин Лебедев связывает это с пандемией и вытекающим из ее последствий снижением экономической активности. Количество дел о банкротстве юридических лиц снизилось с 34,8 тыс. до 27,7 тыс. Противоположным образом обстоят дела с банкротством физических лиц – их число увеличилось с 50,7 тыс. до 74,6 тыс. Выиграть спор у госорганов в арбитражном суде не так просто. За 2020 год суды удовлетворили всего 38% требований об оспаривании действий или бездействий властных органов. При этом в спорах с антимонопольными органами шансы еще ниже: бизнес выиграл лишь 27% споров с ФАС в арбитражных судах. В этой связи на услуги по юридической помощи растет спрос.
Управляющий партнер юридической фирмы Divius Law & Consulting Иван Гусев считает, что компаниям надо вкладывать деньги в команду. Сегодня главная задача любой юридической фирмы, уверен эксперт, создать коллектив, где люди будут управлять компьютерами, а не наоборот. По мнению Ивана Гусева, в первую очередь это должны быть думающие люди, некие внутренние предприниматели, способные к новаторству.
«Я верю в тотальную цифровизацию и LegalTech. Это может убить часть рынка юридических услуг, где преобладает работа без привлечения интеллектуального труда. Эти функции будут выполнять программы. Проблема, с которой мы сталкиваемся, приходя на предприятие, заключается в том, что если бухгалтерия ведется с использованием электронных баз, то там полный караул. Данные в электронных ресурсах не соответствуют бумагам, которые к ним прилагаются», – поделился сложностями господин Гусев.
Несмотря на сложности, вызванные коронавирусом, рынок платных услуг в России растет. Инструменты, которыми пользуются компании, имеют большую цифровую составляющую. Кадрам, которые идут на такую работу, необходимо быть гибкими, многозадачными, предприимчивыми. К специалистам в сфере услуг в 2021 году относятся как к помощникам, а не прислуге. Этот фактор в совокупности с хорошей зарплатой увеличивает престижность и популярность работы в этой сфере. В итоге фразу «услуга за услугу» необходимо модернизировать, получив «деньги за услугу для оплаты другой услуги». Вот и получается постиндустриальное общество, господа.