Воронеж. 29.12.2021. ABIREG.RU – Аналитика – 2021 год стал особенно значимым для главного архитектора воронежского проектного института «Гипрокоммундортранс» Александра Мирошниченко, который отметил 65 лет со дня рождения и 40 лет работы в своей профессиональной сфере, из них 15 – в ГКДТ. Корреспондент «Абирега» в честь юбилея побеседовал с автором известных в Воронеже проектов о его деятельности, а также – о прошлом, настоящем и будущем архитектуры.
– Александр Васильевич, вы работаете главным архитектором уже много лет. Когда вы поняли, что хотите заниматься архитектурой?
– Примерно в восьмом классе, когда случайно прочитал объявление. Мы с отцом ездили на мотоцикле к родственникам в Александровку из Хренового. Прошел дождь, ехать по чернозему стало невозможно, пришлось идти. На стене какого-то правления висело объявление о наборе в сельскохозяйственный институт. В СХИ открыли в 1966 году первое в Воронеже архитектурное отделение при землеустроительном факультете. Я поступил туда, выучился на архитектора и с тех пор ни разу не разочаровался в выборе профессии.
– Помните свои первые проекты?
– Первый проект у меня был в Воронеже, когда я начал работать в «Гражданпроекте». Это была обычная поликлиника, которую надо было перепрофилировать в стоматологическую, сохранив при этом отделку и т. д. Это было очень сложное задание для человека, только что окончившего институт, но я справился. А потом уже началась другая жизнь. Я перешел из «Гражданпроекта» в «Гипроавтотранс», где проработал девять лет, там в основном проектировали автовокзалы, технические сооружения. Я занимался, в частности, проектами воронежского, брянского, тверского автовокзалов.
– В Воронеже есть несколько архитектурных «визиток». Я знаю, что некоторые из них проектировали вы. Расскажите о таких зданиях подробнее.
– В 90-е я ушел из «Гипроавтотранса» и стал работать с известным воронежским архитектором Николаем Топоевым, автором проекта театра кукол и ряда других известных в Воронеже зданий. За это время я многое успел сделать, являясь как бы его подмастерьем. Это были очень насыщенные годы, потому что, работая с большим мастером, сам учишься, приходишь к чему-то новому. Как раз в этот период появились многие здания, которые делают облик города индивидуальнее. В первую очередь хочу внести в свой особый список «Петровский пассаж». Этот проект – победитель первого конкурса «Зодчество Черноземья». Мы его делали еще вместе с заслуженным архитектором Николаем Топоевым. Кроме того, хочу отметить жилой дом (его называют синим) на улице Лизюкова. Там много деталей, которые в советское время были не приняты. Так что этот дом – своего рода визитная карточка нашей мастерской. Еще есть интересный дом на Московском проспекте, прямо на въезде в город, сразу после Военного городка. Отмечу еще новое здание юрфака, которое я проектировал. Затем, в 2006 году, я перешел сюда, в проектный институт «Гипрокоммундортранс».
– Какие проекты для вас наиболее значимы в ГКДТ?
– Начну с самых новых объектов. Это ЖК «Легенда парк», проект которого отмечен дипломом суперфинала международного архитектурного рейтинга «Золотая капитель».
На мой взгляд, заслуживает внимания также здание на углу проспекта Революции и улицы Пятницкого. Это был довольно-таки непростой проект, поскольку улицы, на которых построен многофункциональный комплекс «Бизнес-холл», находятся под углом. В таких случаях всегда начинается борьба двух направлений, которая немного отразилась в этом здании. Данный проект победил в 2013 году в конкурсах «Проект общественных и жилых зданий» и «Зодчество Черноземья».
Было спроектировано также очень много жилых комплексов, среди которых можно выделить ЖК «Высота» на ул. Краснознаменная, 51; ЖК «Дельфин» на ул. Переверткина, 1а.
– Каких главных принципов вы придерживаетесь в работе?
– Должно быть как у врачей, на мой взгляд: не навреди. Чтобы потом не спрашивали: «Кто это сделал?» Хотя с годами, конечно, многие объекты, которые кажутся нам непонятными, занимают достойное место в городской среде.
– В чем отличие между молодыми и опытными архитекторами?
– Я, когда начинал работать, прекрасно знал рабочую документацию. Три-четыре года познавал, что с чем склеивается и почему, какая балка тут должна быть, а какая – нет. Я считаю, что архитектор обязан быть и конструктором. Я бы ввел это сейчас в учебную программу, поскольку эти знания очень важны в нашей работе. Все хорошие архитекторы – наполовину конструкторы.
– Что бы вы хотели пожелать тем, кто работает с архитекторами, в новом, 2022 году?
– Всем людям, которые влияют на работу архитектора, я пожелал бы гораздо больше доверять специалисту, если выбрали профессионала, который за себя уже всё сказал своими работами. Очень хочется надеяться, что архитектура в России снова станет больше искусством, чем ремеслом.
На правах рекламы