Воронеж. 17.03.2022. ABIREG.RU – Аналитика – За последние дни жизнь бизнеса круто перевернулась, пришлось столкнуться с новыми вызовами из-за санкций, валютного курса, растущих прайсов и других аспектов. Но никто не мог и предположить, что в одночасье придется думать о том, куда эвакуировать свои бизнес-аккаунты из Instagram* и Facebook* и стоит ли вообще это делать. В Воронеже состоялся Антистресс клуб маркетологов, где эксперты попытались ответить на эти и другие вопросы. И самые главные из них: есть ли жизнь без Instagram* и как посмотреть позитивно на другие открывшиеся возможности, которые, казалось бы, всегда были у нас под носом?
Нужно ли прощаться с Instagram*?
В целом все спикеры сошлись во мнении, что не будут бросать Instagram* до последнего, но параллельно будут осваивать другие соцсети и платформы, куда в панике перебирается аудитория.
Несмотря на блокировку Instagram*, многие отмечают, что за последние дни охваты на некоторых аккаунтах повысились, но далеко не у всех. Сооснователь креативного агентства Profilaktika Кирилл Шамсутдинов рассказал, что часть бизнес-аккаунтов их клиентов «просела» на 10, 40 и даже 60%, поэтому сделать какой-то точный вывод и спрогнозировать развитие ситуации достоверно не удастся. По его наблюдениям, охваты теряют аккаунты, где аудитория наиболее возрастная. Более молодая аудитория быстро ориентируется в ситуации и может найти способы обхода блокировок.
Руководитель интернет-агентства Like and Go и проекта VRN guide Алексей Филиппов отмечает, что, несмотря на падение охватов, площадку проекта в Instagram* было решено оставить как основную даже после перехода на альтернативные «ВКонтакте» и Telegram. В сложившейся ситуации Алексей Филиппов видит плюс, поскольку теперь в Instagram* осталась только качественная аудитория. Есть проблема в том, что Meta* убрала все рекламные инструменты, поэтому те, кто остался в соцсети, могут размещаться только в пабликах и у блогеров, для которых это, несомненно, открывает дополнительные возможности для развития.
«ВКонтакте» vs Telegram
Но всё-таки, если не Instagram*, то что? Пользователи массово вернулись в соцсеть «ВКонтакте» или зарегистрировались в Telegram, но необходимо понимать разнородность этих площадок. Аналитик Like and Go Елена Тимашова объяснила, на какой из платформ бизнес сможет быстрее и эффективнее освоиться. По ее словам, в Instagram* более вовлеченная и лояльная аудитория, больше возможностей для продвижения и есть масса вариантов «показать товар лицом». Пока что бизнесу доверяют в Instagram* больше, чем «ВКонтакте». Но «ВКонтакте» также имеет свои преимущества для бизнеса, одно из которых – большее наличие инструментов для монетизации. Более того, там проще продвижение, мягче правила и простое формирование постов.
Что касается Telegram, основные преимущества – это простой функционал и легкий вход бизнеса. И по сравнению с «ВКонтакте» мессенджер пользуется большим доверием аудитории. По словам Елены Тимашовой, важно понимать, что продвигать товарный бизнес в Telegram практически невозможно и неэффективно, а «ВКонтакте» подходит для любого бизнеса.
Эксперты также сошлись во мнении, что Telegram пока что наиболее эффективен как канал продвижения и коммуникации в качестве новостного или блогерского. Поэтому если выбирать между «ВКонтакте» и Telegram, лучше выбрать первое. Тем более что, по словам Елены Тимашовой, «беженцы из Instagram* его скоро прокачают».
«ВКонтакте» испытывает повышенную активность в последние дни. CEO студии поискового маркетинга Semantica Надежда Фурманова советует не бежать туда за таргетом, поскольку сейчас в соцсети появилась высокая конкуренция и высокая «стоимость клика». По ее словам, бизнес рискует потратить много денег, а на выходе ничего не получить. Поэтому Надежда Фурманова рекомендует обратить внимание на сервис MyTarget, где реклама сейчас обойдется куда дешевле, чем «ВКонтакте». Более того, там сейчас довольно инертная аудитория, которая ждет возвращения в Instagram*.
CEO Oh Beautybar Анастасия Полянская уверена, что бизнесу сейчас стоит усилить SMM-направление, так как придется работать на нескольких площадках сразу. По ее словам, переход аудитории из Instagram* на другие площадки зависит не от усилий владельцев аккаунтов, а лишь от самой площадки – ее удобства и других аспектов. Если и будут переходы, то только со стороны самой лояльной части аудитории. Конверсия перехода в Telegram и «ВКонтакте» в среднем составляет всего 5% у блогеров-миллионников. Поэтому необходимо тестировать новые площадки и делать буквально всё, на что хватит денег и креатива, утверждает предприниматель.
PR-эксперт Наталья Гусева считает, что Instagram* – это прекрасный инструмент, который связывал бизнес и его целевую аудиторию. Но отмечает, что это всего лишь инструмент, коих вокруг нас довольно много. По словам Натальи Гусевой, бизнесу стоит обратить внимание на другие возможности – например, создание онлайн- или офлайн-комьюнити, завести блог на собственном сайте, уделять больше внимания рассылкам, создать корпоративное СМИ, заменить вывеску, поработать над мерчем и другими офлайн-проектами.
О безопасном контенте
Но какую бы соцсеть вы ни выбрали в качестве приоритетной для развития, вопрос безопасного контента сейчас стоит наиболее остро в связи с последними нововведениями. Медиаюрист Светлана Кузеванова рассказала, стоит ли удалять аккаунты в соцсетях Meta* и что может грозить обычным пользователям, если суд признает Instagram* и Facebook* экстремистскими.
По словам Светланы Кузевановой, спешить удалять аккаунты не стоит – первое заседание суда состоится только 21 марта. Основываясь на опыте, медиаюрист предполагает, что важный для генпрокуратуры процесс не будет длиться несколько месяцев и о решении мы узнаем в ближайшем будущем. Тогда уже нужно будет ориентироваться по факту и разрабатывать стратегию. Более того, нужно помнить, что компания, скорее всего, подаст апелляцию. Некоторые представители власти заверили, что владельцы аккаунтов, в случае признания компании экстремистской, не будут считаться экстремистами. Но Светлана Кузеванова считает, что пока это вопрос открытый.
«Есть ст. 282.2 УК РФ. В части второй сказано, что участие в деятельности экстремисткой организации запрещено. Как толковать этот закон в части соцсетей Meta*, вопрос пока дискуссионный», – отметила медиаюрист.
Но есть законы, по которым к ответственности могут привлечь уже сейчас. Речь идет о фейках (ст. 207.3 УК РФ) и дискредитации Вооруженных Сил России (ст. 20.3.3 КоАП РФ и ст. 280.3 УК РФ). По словам Светланы Кузевановой, нужно максимально аккуратно обращаться с информацией и не публиковать недостоверную. Максимальное наказание по статье уголовного кодекса – до 15 лет лишения свободы, в случае если за распространенным фейком последовали тяжкие последствия. Также сюда относится использование запрещенных сегодня «стоп-слов». Что касается дискредитации вооруженных сил, большинство дел возбуждается по результатам митингов и комментариев в соцсетях. По словам эксперта, нужно с осторожностью подходить к критике действий властей и армии.
При этом Светлана Кузеванова отмечает, что не стоит заниматься жесточайшей самоцензурой и переставать вообще публиковать информацию. Важно знать о рисках и следить за новостями. Также стоит попытаться разобраться в законах.
*платформа, признанная экстремистской на территории Российской Федерации