Воронеж. 14.04.2022. ABIREG.RU – Аналитика – В последнее время в спецслужбы и органы оперативного реагирования регулярно поступают телефонные сообщения о якобы заминированных объектах в Воронеже. К счастью, все они оказываются ложными. Об этом рассказали в администрации города. Повлиял ли такой телефонный терроризм на усиление мер безопасности, в частности в общественном транспорте? Об этом «Абирег» спросил профильных чиновников, перевозчиков и общественников, а также читателей издания.
Опрос, проведенный на сайте «Абирега», показал, что большинство (67%) считает общественный транспорт Воронежа безопасным. Категоричное «нет» ответили 27% читателей, еще 8% сомневаются в безопасности пассажирских перевозок. Вероятно, такие результаты вызваны не только тем, что звонки о «минировании» поступают в спецслужбы ежедневно, но и состоянием сферы в целом в последние несколько лет. В то же время в Воронеже продолжается реализация транспортной реформы, одна из целей которой – как раз повышение безопасности на дорогах.
Требования к перевозчикам ужесточились
Как пояснили в одном из крупнейших автотранспортных предприятий ООО «АТП-1», обычно автобусы проходят контроль перед выпуском на линию и на каждой конечной водитель или диспетчер обязательно осматривает салон. Та же процедура повторяется и по возвращении транспорта на охраняемую стоянку. «Транспортные компании сейчас предпринимают все необходимые действия для того, чтобы поддерживать максимальную безопасность для пассажиров. Мы регулярно инструктируем сотрудников, очень жестко контролируем проверку салонов и работу систем видеонаблюдения во всех автобусах», – заверил исполнительный директор ООО «АТП-1» Владимир Георгиевский.
В этом году 24 февраля Министерство транспорта РФ издало приказ об изменении действующего уровня безопасности № 1 на уровень № 2 на объектах транспортной инфраструктуры в некоторых регионах России, в том числе в Воронеже. В мэрии пояснили, что фактически это обязало всех воронежских перевозчиков предпринять дополнительные меры для повышения безопасности. Так, следовало усилить пропускной режим на предприятии и тщательнее осматривать его территорию на предмет возможной закладки взрывных устройств, уточнить планы эвакуации граждан в случае ЧС. Также нужно было проверить работу противопожарных систем и дополнительно проинструктировать работников на случай угрозы теракта.
«В данное время все транспортные компании уделяют безопасности особое внимание, – считает учредитель транспортной компании ООО «Отдых+» Елена Паринова. – Управление транспорта, ФСБ, транспортная инспекция, прокуратура проводят постоянные проверки, приезжают и на выпуски, и на конечные. Поэтому расслабляться не получается, но это и правильно в наше нелегкое время. При такой серьезной работе надзорных органов я считаю транспорт в целом безопасным и надежным в нашем городе».
Однако, по мнению некоторых экспертов отрасли и общественников, ситуация с экстренным изменением уровня безопасности выявила давно назревшие проблемы сферы общественного транспорта.
Ночующие во дворах маршрутки проверит мэрия
Оказалось, что далеко не все автобусы «ночуют» на охраняемой стоянке, водители иногда просто оставляют их у себя во дворах, информация об этом появилась в соцсетях. Как сообщили в мэрии, для выявления таких нарушений управлением транспорта регулярно проводятся проверки. В комментариях к посту с маршруткой во дворе водителя ТК «Автолайн +», который ее оставил, оправдывают тем, что это, вероятно, сделано из соображений экономии времени в и без того тяжелом графике. И это показывает еще одну проблему – дефицит кадров, который достиг уже 70%. Ведь каждый автобус должен комплектоваться не одним, а как минимум двумя водителями, чтобы не было серьезных переработок.
«В нынешней системе работа водителя – адский труд. У кого-то не выдерживает психика, кто-то засыпает за рулем. Молодежь не жаждет работать на городском транспорте, старшее поколение часто болеет и умирает. Есть случаи инфарктов и инсультов за рулем. Эту проблему можно решить лишь кардинальной реформой транспорта, введением брутто-контрактов и четких восьмичасовых графиков работы», – уверен общественный деятель Виталий Иванищев.
Однако пока перевозчики вынуждены обеспечивать безопасность пассажиров теми силами и средствами, которые остались после коронакризиса. Так, в ООО «АТП-1» сообщили, что оснащение всего подвижного состава видеокамерами сильно ударило по бюджету, а из-за ужесточения требований к водителям некоторые из них ушли в другие компании, где контроль по ночевкам во дворах, видимо, не столь строгий.
Гонки на дорогах и борьба за пассажиров
По мнению индивидуального предпринимателя Андрея Очнева, который также занимается пассажирскими перевозками, у крупных компаний больше возможностей и финансовых ресурсов для поддержания должного уровня безопасности. Однако, по его словам, для большинства перевозчиков выгода всё же приоритетнее. Отчасти с этим утверждением согласен активист Виталий Иванищев.
«Каждый из водителей – по сути, предприниматель, и его цель не столько перевозка пассажиров, сколько выполнение плана. И ради этого плана водитель готов нарушать. Избавиться от этого можно будет только с помощью изменения системы мотивации. Водитель должен работать за зарплату, а его доход должен зависеть от выполнения транспортной работы и соблюдения ПДД, а не от числа пассажиров», – подчеркнул Виталий Иванищев.
Как утверждают перевозчики, работать без нарушений в условиях постоянно усиливающихся требований комфорта и растущих цен на топливо, автобусы и запчасти практически невозможно. При этом тариф остается на прежнем уровне, а повышать зарплаты сотрудникам необходимо, иначе кадры «утекут» в другие отрасли. Выходом из сложной ситуации могла бы стать, например, финансовая поддержка со стороны властей, считают представители отрасли.
Дело бизнеса и города
По информации «Абирега», субсидии воронежским частным перевозчикам на постоянной основе не выделяются. В то же время муниципальное предприятие «Воронежпассажиртранс» каждый год финансируется из бюджета, сумма дотаций – около 200 млн рублей.
По мнению ряда перевозчиков, отставание тарифа от экономически обоснованного спровоцирует ухудшение финансового положения предприятий и еще больше усугубит и без того серьезный дефицит водителей. А это, в свою очередь, приведет к стагнации отрасли.
«Чтобы наш транспорт соответствовал всем требованиям безопасности, мы постоянно вынуждены брать кредиты, лизинги, затягиваем себе на шее петлю всё туже и туже, а нам всё обещают субсидии, но пока ситуация к лучшему не меняется», – сообщает руководитель «АТП-1» Владимир Георгиевский.
По мнению эксперта отрасли Виталия Иванищева, за последние шесть лет в Воронеже произошли некоторые положительные изменения, например, существенно обновился транспорт. Однако для развития сферы нужны усилия как перевозчиков, так и городских властей.
«Я бы не хотел выделять конкретных перевозчиков, лидеров или аутсайдеров, трагедии случаются у всех, по разным причинам. И сделать общественный транспорт безопаснее можно только одним способом: проведением, наконец, полноценной транспортной реформы. От внешних факторов и инфраструктурных проблем она, конечно, не спасет, но почти все внутренние проблемы решаемы», – заключил Виталий Иванищев.