Воронеж. 04.07.2022. ABIREG.RU – Аналитика – У кого-то теплилась надежда, что очередного повышения тарифов на ЖКУ, запланированного на 1 июля, не случится? Например, «с учетом непростой экономической обстановки». Или в связи с «реальным падением доходов граждан». Если кто и верил, то зря, повышение состоялось.
Стоимость одного киловатта увеличится на 4,9%, тариф на воду возрастет на 4,5% (в 2021 году, кстати, он поднимался на 0,9%). Канализование стоков подорожает на 15% в правобережной части Воронежа, на 7,5% – в левобережной. За превращение холодной воды в горячую мы теперь будем платить на 9-9,5% больше, чем раньше. На 3% увеличится плата за газ, на 4% – за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, на 5% – за электричество. По словам руководителя департамента по госрегулированию тарифов Евгения Бажанова, для кого-то сумма платежей «потяжелеет» на 5,3%, для кого-то – больше, а в среднем тарифы для населения повысятся на 7,9%, хотя – важная деталь – Правительство РФ установило для нашего региона предельную планку в 5,3%.
Обижаться на аппетиты поставщиков ресурсов смысла нет. Каждый из них – это бизнес-структура, которая ставит своей целью извлечение прибыли. И из года в год обсуждать, почему в тариф для населения закладываются инвестиционные обязательства, которые эти бизнесмены должны выполнять за счет собственных средств по условиям своей концессии, – то же самое, что воду в ступе толочь. Они делают это и будут делать, потому что хорошо сумели настроить отношения с властью. Им это позволяют. Они бизнесмены, и в этом смысл их деятельности, а вот у власти задачи, заметим, несколько иные, особенно сейчас, когда мы переживаем не самые простые времена. Может ли на этом фоне возрасти напряженность в обществе? «Если это делается в общефедеральных пределах и с понятными для граждан целями, то этот фактор не будет серьезно влиять на общеполитическую ситуацию. Главное, чтобы качество услуг отвечало ожиданиям людей», – считает депутат Государственной думы от Воронежской области Андрей Марков. Всё это правильно, однако в условиях падения реальных доходов люди оказывают предпочтение услугам, которые стоят дешевле, и качественная услуга с заоблачной ценой перестает быть привлекательной, даже если она жизненно важна. Кроме того, стоит вновь напомнить, что по некоторым параметрам в нашем регионе превышен тот самый федеральный предел, выше которого цена на услуги ЖКУ подниматься не должна. Те меры социальной поддержки россиян, которые инициированы президентом, говорят о том, что федеральная власть хорошо понимает, каково сейчас жителям нашей страны. И весьма сомнительно, что Владимиру Путину понравится, что где-то на местах имеют на этот счет другое мнение.
«Сегодня для сохранения социально-экономической стабильности очень важно сохранять на прежнем уровне тарифы за услуги ЖКХ и цены на энергоносители. Это будет способствовать снижению роста инфляции и поддержке благосостояния человека, особенно той категории граждан, которые уже сегодня попали в трудную жизненную ситуацию. Поэтому любое, даже незначительное снижение уровня жизни всегда влияет на общественно-политический фон», – отмечает заместитель председателя Общественной палаты Воронежской области Валерий Черников.
Снижение доходов населения и рост цен на политический фон в той или иной степени влияют всегда, но именно сейчас, в сложный для страны момент, наша региональная власть этого не боится. Попробуем разобраться, почему.
Думаю, никто не будет спорить, что в сегодняшнем отношении россиян к власти, безусловно, преобладает федеральная повестка. Страна еще никогда так внимательно не следила за развитием международной ситуации и давно не была так единодушна в поддержке своего президента. При всей миролюбивости россияне в своем подавляющем большинстве они активно поддерживают задачи спецоперации и готовы терпеть трудности, которые создает нам озверевший в своей русофобской истерии западный мир. Таков наш менталитет: не бросать своих, быть вместе, когда трудно, прекращать мелкие распри перед лицом серьезных внешних угроз. Но ключевое слово тут «внешних». Внутри нашего мира очень многое зависит от местной власти, от того, способна ли она быть опорой для своих граждан. И, главное, хочет ли? Видит ли свою цель именно в этом? «В условиях сокращения реальных доходов новое повышение тарифов – сильнейший удар по карманам и по настроению воронежцев. Городским и областным властям следует это учитывать в выстраивании коммуникаций с населением и в проведении своей информационной политики. Если уж не смогли сдержать рост тарифов, то не нужно сейчас отмалчиваться и по-страусиному прятать голову, а следует прямо и честно объяснить нам, что происходит в коммунальной сфере сейчас и чего ожидать завтра. Может быть, некоторые горожане просто продадут квартиры и переселятся в города, где коммунальные платежи ниже», – рассуждает общественный деятель Николай Сапелкин.
Мне лично понятно, почему власть не очень любит разговаривать с людьми на такие неприятные темы. Может получиться разговор слепого с глухим. У поставщиков ресурсов растут производственные затраты? А в каждой воронежской семье растут траты на продукты, лекарства, моющие средства и всё остальное. В соцсети «ВКонтакте» руководитель департамента по госрегулированию тарифов Евгений Бажанов объяснил повышение как раз ростом затрат и заработной платы. А остальным, выходит, зарплаты не нужны? Так обойдутся? Не обойдутся. И властям это отлично известно.
«Любой рост расходов провоцирует общественное недовольство. С одной стороны, результаты традиционных социологических исследований в России и Воронежской области демонстрируют высокий уровень поддержки федеральной власти, отсутствие социальных оснований для публичной демонстрации недовольства. Кроме того, новости с фронта и недружественные действия коллективного Запада понижают психологическую значимость личных трудностей. Большинство будет молча адаптироваться. Ничто не указывает и на готовность политического истеблишмента расшатывать «донбасский консенсус», мобилизовать граждан на протестное действие. С другой стороны, недовольство, как вода, найдет себе выход через иные, неполитические и непубличные каналы», – считает доцент кафедры социологии и политологии ВГУ, кандидат политических наук Роман Савенков.
На мой взгляд, дело даже не в том, станут ли россияне проявлять это недовольство в какой-либо форме вообще. Если первая полученная утром новость – это сообщение о взрывах жилых домов в соседнем Белгороде, люди думают уже не о платежках – какими они будут – а о том, будет ли куда их присылать. Не то чтобы мы так уж боялись этих неофашистов, но думать о том, что рядом гибнут мирные люди, наши соседи, всё-таки тяжело. Задача местной власти именно сейчас – найти тот самый вариант «мирного сосуществования» поставщиков ресурсов и населения, при котором первые благополучно будут вести бизнес, но так, чтобы люди при этом не были доведены до крайности. Почему в нашей области получается всё наоборот: именно тогда, когда нам особенно трудно, повышение тарифов на ЖКУ перепрыгивает через федеральный барьер. Или мы богаче всех, но просто не знаем об этом? Такое безразличие к людям и их проблемам легко объясняется логикой: федеральная повестка всё спишет, можно не заморачиваться. И с нашим долготерпеливым народом такое отношение вполне может и прокатить. Только доблесть в том велика ли? Вот в чем вопрос. В общем, ограничивать и уж тем более ссориться с мощными ресурсоснабжающими организациями наша власть не хочет. А с людьми – можно. Но об одном забывают местные власть предержащие: россияне доверяют президенту. Приписывать себе ту же степень доверия не стоит. Оно будет обратно пропорционально суммам в платежках.